Судья ФИО2
Номер дела в суде 1-й инстанции № 2-3943/2022
УИД 05RS0№-40
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от <дата> года по делу № 33-6903/2022, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО9,
судей ФИО8 и ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Махачкалы ФИО6 в интересах ФИО1 к Администрации ГОсВД «г.Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО7 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения прокурора отдела Прокуратуры РД – ФИО5 просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия,
установила:
Заместитель прокурора гор. Махачкалы ФИО6 обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1, <дата> года рождения, о защите ее права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Махачкалы от 03.09.2014г. № «Об утверждении протокола жилищной комиссии при Администрации г.Махачкалы» ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории ГОсВД «город Махачкала», поскольку принята на учет 21.04.2014г.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена (согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:
«Исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы ФИО6 в интересах ФИО1 к Администрации МО «ГОсВД «г.Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО1, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения ФИО1, <дата> года рождения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г.Махачкала» - ФИО7 просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае обязание ответчика предоставить ФИО1 вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно приведённому выше Закону, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям указанной категории, при невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, однако вопрос возможности проживания ФИО1 в раннее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.
Кроме того, имеющим значение для рассмотрения дела, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории, однако проблема определения судом места жительства ФИО1 в судебном заседании не исследовалась.
Постановлением Правительства РД от <дата> N 269 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилищных помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» утверждена форма заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Однако, требуемого заявления о том, что указанное лицо соответствует вышеуказанным требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало.
При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.
Кроме того, обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.
Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора отдела Прокуратуры Республика Дагестан – ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 постановлением главы администрации г. Махачкалы от <дата> № принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда по дате регистрации заявления по категории дети-сироты с <дата>, закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения, не имеет.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах ФИО1, суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от <дата> 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах ФИО1
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям закона, бюджетом Республика Дагестан за 2020 год предусмотрено приобретение всего лишь 40 жилых помещений, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах доведённых республиканских объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республика Дагестан, несостоятельны.
Приведённый выше закон Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.
Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от <дата> N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве ФИО1 и возможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельными, т.к. постановлением главы администрации г.Махачкалы от <дата> №ФИО1 принята на учет, как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилищных помещений из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается, и какие – либо доказательства о возможности проживания ее в ранее в занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ей жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.