Решение от 20.05.2020 по делу № 2а-933/2020 от 21.02.2020

Административное дело №

УИД №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань                              20 мая 2020 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,

с участием представителя административного истца Шамраевского Ю.В. - Шуваловой Е.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шамраевского Юрия Владимировича к Администрации г. Рязани о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Шамраевский Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по адресу: <данные изъяты>, разрешенное использование: для обслуживания склада, расположенного в подзоне административного и культурно-бытового обслуживания, 29 октября 2019 года обратился в Администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования участка: жилые здания различных типов. По данному вопросу были назначены и проведены публичные слушания, все 4 участника которых поддержали предоставление испрашиваемого разрешения, но в заключение комиссии были зафиксированы выводы о нецелесообразности истребуемого разрешения, а по результатам рассмотрения его обращения вынесено постановление № от 30 декабря 2019 года об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Ссылаясь на то, что отрицательные рекомендации комиссии по землепользованию и застройке в г. Рязани, и, как следствие, выводы оспариваемого постановления, нарушающие его права по использованию земельного участка, противоречат мнению общественности, выраженному положительным голосованием участников публичных слушаний, и градостроительному плану на земельный участок, который никаких из перечисленных в заключении ограничений не содержит, просил суд признать данное постановление Администрации г. Рязани незаконным и обязать Администрацию г. Рязани устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям и просила их удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.ст. 62, 219, 227 КАС РФ, признание судом своевременно оспоренного решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании такого решения, действия (бездействия) незаконным, и о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Так, Конституция РФ гласит, что земля охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. ч. 2 и 3 ст. 36).

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, а также обязанность собственников и иных владельцев земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст. ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).

Согласно ст.ст. 30, 37 ГрК РФ, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.

По смыслу вышеуказанных норм с учетом положений ст. 40 ЗК РФ, ст. 209 ГК РФ, собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий, в том числе изменять вид разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка, при условии, что планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства и т.п. («Обзор судебной практики рассмотрения судам дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года).

Вместе с тем, если основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, то разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в порядке, установленном ст. 39 ГрК РФ.

В соответствии со ст. 39 ГрК РФ, по заявлению физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. ч. 1, 8).

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 9 ст. 39 ГрК РФ).

На территории г. Рязани порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка определен «Правилами землепользования и застройки в городе Рязани», утв. решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года № 897-1.

      Из приведенных выше норм закона, в контексте положений ст. 5.1 ГрК РФ следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления, но производится в установленной законом процедуре, направленной на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, а также на согласование государственных, общественных и частных интересов и соблюдение их баланса.

Поэтому органы местного самоуправления, обладая достаточно широкой дискрецией, в том числе в сфере градостроительства (ст. 12 Конституции РФ), не могут действовать произвольно без объективного и разумного к тому обоснования.

Обязательность мотивирования принимаемых решений прямо закреплена и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28).

Обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган местного самоуправления (ст.ст. 62, 226, 227 КАС РФ).

В судебном заседании установлено:

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием «для обслуживания склада», располагается в территориальной зоне Д1-С, то есть подзоне административного и культурно-бытового обслуживания, градостроительным регламентом которой к условно разрешенному виду использования отнесено, в том числе размещение «жилых зданий разных типов», предельные параметры застройки которого составляют 30%, при максимальной плотности застройки 5 000 кв.м./га и предельной высоте зданий (строений) 15 м.

По заявлению собственника земельного участка Шамраевского Ю.В. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «жилые здания разных типов», на основании постановления главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от 14 ноября 2019 года № были назначены и 12 декабря 2019 года состоялись публичные слушания.

Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано 20 ноября 2019 года, а экспозиция проведена с 22 ноября 2019 года по 12 декабря 2019 года.

Заключением о результатах публичных слушаний от 17 декабря 2019 года, опубликованным в газете «Рязанские ведомости» № (№) от 18 декабря 2019 года, признано нецелесообразным предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и рекомендовано принять решение об отказе в таком предоставлении.

По результатам рассмотрения обращения Шамраевского Ю.В. на основании заключения о результатах публичных слушаний и рекомендаций от 23 декабря 2019 года, Администрацией г. Рязани вынесено постановление № от 30 декабря 2019 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>», опубликованное в газете «Рязанские ведомости» № от 10 января 2020 года.

Таким образом, формально решение (постановление) об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, в форме и порядке, установленном действующим законодательством.

Однако, давая по существу оценку принятому решению, оспоренному Шамраевским Ю.В. в суд в пределах установленного законом трехмесячного срока, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что запрашиваемый вид использования земельного участка - жилые здания разных типов, соответствовал условно разрешенному виду использования территории, предусмотренному Правилами землепользования и застройки,

Сутью рекомендаций Комиссии и, как следствие, основанием для принятия оспариваемого решения, явилась информация о том, что в соответствии с Генеральным планом города в части территории микрорайона Солотча, обозначенный земельный участок расположен в зоне прочих обслуживающих и деловых объектов (административные деловые объекты, объекты культуры и искусства и пр.): на расстоянии 15 м от границ гаражного комплекса, что противоречит требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в части разрыва от гаражей до жилых домов; в непосредственной близости от кабельной линии электропередач 10 кВ; при единственной возможности подъезда к нему по территории монастырской рощи; вне радиуса объектов социальной инфраструктуры обслуживания населения, установленного СП 42.13330 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Между тем, следует согласиться с правовой позицией стороны административного истца, что решение о предоставлении разрешения на отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно быть мотивированно с учетом действительных результатов публичный слушаний.

В рассматриваемом случае все 4 официально зарегистрированных участника публичных слушаний поддержали заявление Шамраевского Ю.В., тем самым отрицательные выводы и рекомендации комиссии противоречили мнению общественности, выраженному положительным голосованием участников публичных слушаний, что искажает саму суть публичных слушаний, предполагающих непосредственное участие граждан в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечения свободы такого участия.

При этом градостроительный план № от 15 июня 2017 года на земельный участок никаких ограничений в использовании на все виды разрешенного использования для зоны административного и культурно-бытового обслуживания не содержал, и Администрация г. Рязани не учла, что иными документальными доказательствами выводы комиссии не обоснованы.

Так, в тексте рекомендаций содержится указание на несоответствие расположения земельного участка СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а, следовательно, данное обстоятельство является юридически значимым и подлежащим доказыванию именно органом местного самоуправления.

В рекомендациях указано, что земельный участок расположен на расстоянии 15 м от границ гаражного комплекса, но какому законодательному запрету (ограничении) это противоречит и как это влияет или может повлиять на принятие решения о смене вида разрешенного использования земельного участка, не указано.

В действительности, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пп. 13 п. 7.1.12) не устанавливает отступы от гаражей до границ земельных участков в метрах, а определяет необходимость соблюдать минимальные расстояния (разрывы) между строениями, в том числе разрывы от наземных гаражей-стоянок закрытого типа до различных объектов застройки, которые определяются на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.

Таких расчетов Администрацией г. Рязани в суд представлено не было, а у собственника земельного участка обязательность их предоставления на данном этапе в составе демонстрационных материалов отсутствовала.

Причем, ранее существовавший на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> объект капитального строительства (склад) снесен, а проект предполагаемого строительства на заседание комиссии не представлялся, а расположенные на соседнем земельном участке гаражи имеют отступ даже от границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> минимальный - не 15 м, а 16 м, а максимальный - <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим заключением кадастрового инженера «Кадастрового проектно-инженерного центра» от 17 марта 2020 года.

Согласно топосъемке, на расстоянии 5-20 метров от границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> проложен бронированный электрокабель 10 кВ в земле - кабельная линия, в отношении которой нормы электромагнитного излучения и (или) какие-либо иные негативные воздействия не определены, а лишь установлена Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № охранная зона при проведении земляных работ - по 1 метру в каждую сторону вдоль кабельной линии.

В открытом доступе, в том числе на сайте Администрации г. Рязани, размещены карты п. Солотча, на одной из которых, поименованной сводной схемой Генерального плана микрорайона, схематично нанесена «Монастырская роща», а на другой то же место обозначено зоной №-зона государственного лесного фонда.

В любом случае, на сегодняшний день статус, регламент и границы «Монастырской рощи» не определены, а подъезд к земельному участку, осуществляется по дорогам общего пользования, также обозначенных на всех картах.

Во всяком случае, градостроительный план ограничений к подъезду земельного участка не содержит, информации о его размещении в границах «Монастырской рощи» не имеет, а доказательств обратного Администрацией г. Рязани в суд не представлено.

Вопреки заведомо противоречивому утверждению в рекомендациях Комиссии, земельный участок административного истца находится практически в центре п. Солотча, в районе 500 м от его центральной (Монастырской) площади, где имеются остановка общественного транспорта, почта, Сбербанк, аптеки, магазины, кафе, гостиницы, станция техобслуживания автомашин, центр детского развития и др., больница с поликлиникой, муниципальный детский сад, общеобразовательная школа, то есть все объекты социальной инфраструктуры для обслуживания населения.

Тем более, что нахождение земельного участка вне «радиуса обслуживания населения» ничем не подтверждено, а содержащееся в разделе 10 СП 42.13330 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» понятие «радиус обслуживания» применяется для расчета строительства и размещения учреждений, организаций и предприятий обслуживания, но никак не регламентирует возможность строительства жилого дома или смену вида разрешенного использования.

      Каких-либо обоснованных доводов, свидетельствующих о том, что в случае изменения разрешенного вида использовании земельного участка, и, как следствие, расположения на нем объекта жилищного строительства, приведет к нарушениям требований технического регламента для жилых зданий, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и (или) к возникновению каких-либо иных неблагоприятных последствий, в распоряжении суда не имеется.

Само по себе отсутствие документации на планировку и межевание территории, включающей спорный земельный участок, не может являться основанием для отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка.

Более того, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не планируется строительство и размещение линейных объектов, не требуется (ст. ст. 11, 12 Правил землепользования и застройки).

Напротив, отсутствие такой документации означает, что в данной зоне Администрация г. Рязани такой деятельности не планирует.

Генеральным планом горда в части территории микрорайона Солотча, утв. решением Рязанской городской Думы от 27 декабря 2012 года №, предусмотрено ее развитие как структурной части г. Рязани во взаимосвязи с другими элементами Рязанской территориальной системы, с сохранением за ней как санаторно-курортных и рекреационных функций для обеспечения лечения и отдыха населения, с организацией на ней системы особо охраняемых территорий, но и развитие жилых зон за счет нового индивидуального жилищного строительства (п. 3.1).

Пунктом 3.3.1 Генерального плана определен рост жилищного фонда в расчетный период (2030 год) на 19 000 кв.м., а рост территорий на 13 га, из них ИЖС- 11 га.

В пункте 4 Генерального плана представлена таблица технико-экономических показателей, которая отражает рост жилых зон с 2009 по 2030 годы на 28 га, из них ИЖС на 17 га, а рекреационных зон снижение на 14, 5 га, а также рост жилой застройки на 18 000 кв.м., из них ИЖС на 8 800 кв.м.

Таким образом, аргумент о нецелесообразности увеличения жилищного фонда в силу положений Генерального плана города полностью опровергается цифрами из того же Генерального плана.

При таком положении дела, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных данных, подтверждающих объективную невозможность размещения на спорном земельном участке жилого фонда по указанным основаниям, то есть для осуществления на нем деятельности в соответствии с запрашиваемым видом условно разрешенного использования.

При таких обстоятельствах следует признать, что отказ Администрации г. Рязани в изменении целевого назначения земельного участка по необоснованному мотиву нецелесообразности и после проведения публичных слушаний с положительным мнением (голосованием) участников публичных слушаний, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца Шамраевского Ю.В.

Удовлетворяя административный иск, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, не выходящим за пределы судебной компетенции, будет являться возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца и принять по нему решение в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ № ░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░), ░.3░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2а-933/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шамраевский Юрий Владимирович
Ответчики
Администрация г.Рязани
Другие
Рублева Любовь Алексеевна
Шувалова Елена Вячеславовна
Суд
Советский районный суд г. Рязань
Судья
Прошкина Г.А.
Дело на сайте суда
sovetsky.riz.sudrf.ru
21.02.2020Регистрация административного искового заявления
21.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.03.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее