№ 33а-2846/2019 Судья Салтовская Ю.В.
№-2а-1447/2019АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2019 года город Рязань
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
в составе председательствующего Воейкова А.А.,
судей Милашовой Л.В., Смирновой А.А.,
при секретарях Поповой Е.Н., Назаровой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яковины Василия Тимофеевича на решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 15 августа 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Яковины Василия Тимофеевича к Тульской таможне о признании решения Московского таможенного поста Тульской таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, обязании принять решение о выдаче административному истцу ПТС - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения административного истца Яковины В.Т., представителя административного ответчика Тульской таможни – Акулова М.В.,судебная коллегия
установила:
Яковина В.Т. обратился в суд с административным иском к Тульской таможне, в обоснование которого указал, что он переселился из Украины в Российскую Федерацию по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, получил гражданство РФ. Участником программы является его сын ФИО8, он, Яковина В.Т., является членом семьи переселенца. При переселении он ввез на территорию РФ принадлежащий ему автомобиль <скрыто>. 02.04.2019 г. он обратился в Московский таможенный пост Тульской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль с приложением Свидетельства участника названной Государственной программы. Решением Тульской таможни от 03.04.2019г. в выдаче ПТС отказано ввиду отсутствия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заключения экспертизы, а также сведений, подтверждающих уплату утилизационного сбора.
Административный истец полагает, что данное решение административного ответчика нарушает его права и законные интересы, так как без ПТС невозможно зарегистрировать автомобиль в органах Госавтоинспекции и выезжать на дороги РФ.
Указывает, что в силу положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» он, как член семьи участника программы, должен быть освобожден от предоставления таможенному органу свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оплаты утилизационного сбора.
Просил суд признать незаконным решение Московского таможенного поста Тульской таможни об отказе в выдаче ПТС от 03 апреля 2019 года № и обязать Тульскую таможню выдать ПТС на принадлежащий ему автомобиль <скрыто> без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оплаты утилизационного сбора.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Яковина В.Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и вынести новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. Указывает, что решение судом вынесено без учета разъяснений, содержащихся в решении Верховного суда РФ №АКПИ 17-949 от 11.01.2018 и апелляционном определении Верховного суда от 03.04.2018 года №АПЛ18-88 относительно участников национальных госпрограмм, п.60.9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, который следует трактовать в более широком смысле, чем полагает Тульская Таможня и суд первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу Тульская таможня просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Яковина В.Т. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Тульской таможни – Акулов М.В. возражал против доводов жалобы.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Яковина В.Т. переселился из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительство в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 и получил гражданство РФ.
Яковина В.Т., согласно свидетельству СС-00434412 является членом семьи (отцом) участника названной Государственной программы Яковины К.В. Дата постановки на учет участника Государственной программы Яковины К.В. - 27.08.2016 года.
02 апреля 2019 года Яковина В.Т. обратился в Московский таможенный пост Тульской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль ВАЗ 21099, с приложением Свидетельства участника указанной Государственной программы на имя своего сына Яковины К.В., членом семьи которого является.
Решением начальника Московского поста Тульской таможни от 03.04.2019 г. Яковине В.Т. в выдаче ПТС отказано на основании п.п. 6, 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г. ввиду отсутствия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заключения экспертизы на автомобиль <скрыто>, являющийся единичным транспортным средством, а также сведений, подтверждающих уплату утилизационного сбора.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Московского таможенного поста Тульской таможни от 03.04.2019 г. является законным и обоснованным, принятым в порядке и в соответствии с положениями законодательства РФ о таможенном регулировании.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Согласно п. 4 Положения, Паспорта выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
В силу пункта 6 Положения на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами Российской Федерации. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
В соответствии с пунктом 57 Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, сведений о наличии ОТТС или свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств.
При оформлении ПТС таможенными органами указываются сведения, в том числе, об одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (графа 17 ПТС).
Согласно пункту 60.9 Положения допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).
Таким образом, члены семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не поименованные в пункте 60.9 Положения, для получения ПТС на принадлежащие им и ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества транспортные средства должны предоставить в таможенные органы сведения о наличии ОТТС или СБКТС.
В силу пункта 59 Положения, выдача таможенными органами ПТС осуществляется только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В соответствии с п.п. "б" п. 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ N 637 от 22 июня 2006 г. подтверждением статуса участника Программы является свидетельство установленного образца.
Материалами дела установлено, что Яковина В.Т. указанным статусом не обладает, является отцом (членом семьи) участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Как следует из буквального толкования приведенных норм, родители участника названной Программы от предоставления указанных выше сведений и уплаты утилизационного сбора не освобождены.
Доводы административного истца о том, что его автомобиль ранее был зарегистрирован в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, основанием для освобождения его от представления сведений о наличии СБКТС не являются, поскольку по смыслу п. 60. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, от представления данных сведений освобождаются физические лица в отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Согласно свидетельству о регистрации транспортное средство истца было зарегистрировано 05.02.1999 года в г. Донецке Республики Украина, в связи с чем данным требованиям не удовлетворяет.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый отказ Тульской таможни в выдаче паспорта транспортного средства по мотиву неуплаты утилизационного сбора и отсутствия СБКТС, по своему содержанию соответствует перечисленным законоположениям, а потому оснований признавать его неправомерным у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, свидетельствуют о неправильном истолковании норм материального права, поэтому не являются основанием для отмены судебного акта.
Из решения Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N АКПИ17-949 и Апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N АПЛ18-88, которым данное решение оставлено без изменения, следует, что предписания подпункта 60.9 Положения, позволяющие не представлять сведения о наличии ОТТС или СБКТС при оформлении ПТС таможенными органами, предполагают наличие документов, подтверждающих статус лица, обратившегося в таможенный орган за получением ПТС, как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо его супруга (супруги), его совершеннолетнего ребенка, совершеннолетнего ребенка его супруга (супруги), либо его статус беженца или вынужденного переселенца.
Таких документов Яковина В.Т. в материалы дела не представил.
С учетом изложенного, вводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 15 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яковины Василия Тимофеевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи