Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года г.Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Белокуровой О.С.,
при секретаре Игроковой И.А.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия к Петрову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Петрову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени. В обоснование административного иска указала, что по информации органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, административный ответчик в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 являлся собственником транспортного средства. Налоговым органом был исчислен транспортный налог и налогоплательщику направлено налоговое уведомление, в котором сообщено о необходимости уплатить исчисленную сумму налога. Транспортный налог подлежал уплате за 2015 год в срок не позднее 01.12.2016. В связи с неуплатой налога в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ Петрову Н.А. были исчислены пени. Инспекция направляла в адрес должника требование об уплате суммы налога и пени, предложив уплатить задолженность. Требование исполнено не было. На момент направления требования в Инспекции имелись только сведения об адресе ответчика: <адрес>. Мировым судьей было установлено, что Петров Н.А. имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности с ответчика, определением мирового судьи от 24.01.2020 судебный приказ от 02.09.2019 был отменен. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 32300 рублей, а также сумму пени в размере 204 рубля 57 копеек. Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с указанным заявлением в связи с тем, что решение по пропуску срока взыскания задолженности по требованию налогового органа необходимо для решения вопроса о списании вышеуказанной задолженности в рамках ст.59 НК РФ. Ссылаясь на пп.5 п.3 ст.44, пп.4 п.1 ст.59 НК РФ, п.3 Определения Верховного суда РФ №78-КГ16-43, полагает, что исключение из лицевого счета записи о наличии у налогоплательщика недоимки возможно только на основании судебного акта, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании с иском не согласился, указав, что административный истец пропустил срок на обращение в суд, который восстановлению не полежит.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
По общему правилу, установленному ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения признаются в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.358 НК РФ). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч.1 ст.359 НК РФ).
Уплата транспортного налога на территории Республики Карелия регулируется разделом 3 Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» №384-ЗРК от 30.12.1999, который был введен в действие с 01.01.2003.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, на имя ответчика Петрова Н.А. было зарегистрировано транспортное средство: Вольво, <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с. Факт регистрации за ответчиком в спорный период (2015 год) указанного транспортного средства подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).
В соответствии со ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (ч.8).
В соответствии с ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как установлено в отношении транспортного налога ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В силу п.1 ст.363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом положений ст.ст.363 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2015 г.), Закона РК от 30.12.1999 №384-Закона РК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» налогоплательщиками - физическими лицами транспортный налог за 2015 год подлежал уплате не позднее 01.10.2016.
Согласно налогового уведомления № от 05.08.2016 налогоплательщику Петрову Н.А., за 2015 год исчислен к уплате транспортный налог в размере 32300 рублей, который предложено уплатить не позднее 01.12.2016.
В связи с неоплатой в установленный срок транспортного налога в адрес ответчика налоговым органом 21.12.2016 было направлено требование № об уплате в срок до 21.02.2017 транспортного налога в сумме 32300 рублей, пени по транспортному налогу 204 рубля 57 копеек.
До настоящего времени указанное требование административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Мировым судьей судебного участка №1 Пудожского района РК 02.09.2019 был вынесен судебный приказ о взыскании с Петрова Н.А. в пользу Инспекции недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 32300 рублей, пени в размере 204 рубля 57 копеек за период с 02.12.2016 по 20.12.2016.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Пудожского района РК, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Пудожского района РК, от 24.01.2020 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Петрова Н.А.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, в силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст.48 НК РФ).
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем суд полагает, что в силу требований положений ст.48 НК РФ налоговым органом заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налога, пени, подано за пределами срока обращения в суд.
Согласно требованию Петров Н.А. обязан был оплатить задолженность по транспортному налогу и пени до 21.02.2017.
Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье 30.08.2019, судебный приказ мировым судьей был вынесен 02.09.2019, то есть налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа обратился за пределами установленного законом шестимесячного срока, тогда как обращение в суд возможно лишь в срок не позднее 21.08.2017.
Поскольку заявление было предъявлено за пределами пресекательного срока, оно не может быть удовлетворено.
Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом, установленного п.2 ст.48 НК РФ срока на обращение в суд с исковым заявлением и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора.
Порядок восстановления процессуальных сроков предусмотрен ст.95 КАС РФ, устанавливающей, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В ходатайстве административного истца никаких объективных обстоятельств, препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд не приведено, в связи с чем, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока не имеется.
Пропуск установленного процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы истца об уважительности причин пропуска срока подачи заявления суд считает необоснованными.
В связи с этим суд считает, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.290-293 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия к Петрову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 16.03.2020.
Судья (подпись) О.С.Белокурова