УИД 13RS0023-01-2023-000243-72
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-12489/2024 (№2-890/2023)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 17 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Солтыс Е.Е., Лемякиной В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Егорычеву А.В. о признании недействительным акта приемки-передачи от 20 сентября 2019 г.,
по кассационной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Солтыс Е.Е., выслушав Егорычева А.В., его представителя - Егорычеву Е.А., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Егорычеву А.В. о признании недействительным акта приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019 г.
В обоснование доводов истец указал на то, что 23 декабря 2013 г. между Министерством регионального развития Российской Федерации, Администрацией городского округа Саранск и ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» заключен муниципальный контракт №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» (далее - контракт).
Согласно условиям контракта Министерство регионального развития Российской Федерации привлекает ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» для поставки, установки, доведения до стадии приемки в эксплуатацию и поддержки автоматизированной системы мониторинга ЖКХ (далее – АСМ ЖКХ). ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» соглашается выполнить эту работу на условиях контракта, а Администрация городского округа Саранск по факту завершения работ принимает их.
Назначением АСМ ЖКХ являлся мониторинг состояния объектов ЖКХ и хода реформирования ЖКХ, комплексная автоматизация документооборота на базе современных информационных технологий (ИТ) и инструментальных измерений.
Система была призвана обеспечить доступ всех субъектов управления в режиме реального времени к своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ЖКХ в интересующем разрезе для поддержки необходимого уровня качества стратегического планирования, взвешенности и обоснованности принимаемых решений, оценки возможных последствий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. №2482-р Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определено правопреемником упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации.
Согласно заключенному контракту, формирование системы происходило поэтапно. За период с 7 апреля 2014 г. по 9 апреля 2018 г. были подписаны акты приемки АСМ ЖКХ, сдачи-приемки работ по разработке рабочей документации, комплектации поставляемыми изделиями, монтажные работы, интеграция программных средств, пусконаладочные работы, подготовка персонала, поставка компьютерного оборудования и программного обеспечения, акты приемки-сдачи работ и т.д.
4 марта 2022 г. в адрес Администрации городского округа Саранска от Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга по поручению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлены: заверенная копия контракта №HCSP/ICB/IT-1 от 23 декабря 2012 г. с дополнениями; заверенная копия акта приемки-сдачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019 г. (далее – акт приемки) к контракту.
О наличии акта приемки от 20 сентября 2019 г. Администрации г.о. Саранск стало известно только после получения данного акта приемки, а именно 10 марта 2022 г. Данный факт подтверждается штампом Администрации городского округа Саранск на письме Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга от 4 марта 2022 г. №87/2-16.
Согласно копии акта приемки от 20 сентября 2019 г. от муниципального образования данный акт подписан Первым заместителем Главы городского округа Саранск - Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск - А.В. Егорычевым.
Распоряжением Администрации городского округа Саранск от 16 января 2019 года №17-рк первый заместитель Главы городского округа Саранск – Директор Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычев А.В. уволен с 19 апреля 2019 г. (пункт 4 распоряжения).
Согласно акту приемки от 20 сентября 2019 г. Егорычев А.В. действует на основании доверенности №122-д от 13 августа 2018 г.
Вместе с тем, согласно доверенности от 13 августа 2018 г., она выдана сроком на один год без права передоверия содержащихся в ней полномочий третьим лицам. Следовательно, срок данной доверенности истек 13 августа 2019 г. и на момент подписания акта приемки у Егорычева А.В. истек срок доверенности.
Следовательно, акт приемки 20 сентября 2019 г. был подписан неуполномоченным лицом.
Оспариваемый Администрацией городского округа Саранск акт приемки является недействительным ввиду того, что указанный акт нарушает права муниципального образования и влечет негативные последствия для Администрации городского округа Саранск.
На основании изложенного истец просил признать недействительным акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019 г.
Определениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью «Би.Си.Си.» (далее – «Би.Си.Си.»), Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Правительство Республики Мордовия, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Министерство цифрового развития Республики Мордовия, Акционерное общество «СОГАЗ», Общество с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр», ГАУ Республики Мордовия «Госинформ», Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с нарушением норм материального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии судебных постановлений не усматривает.
Как установлено судом, 23 декабря 2013 г. Министерством регионального развития Российской Федерации (Покупатель), Муниципальным образованием городского округа Саранск (Муниципальное образование) и ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» (Поставщик) заключено контрактное соглашение №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием», состоящее из общих условий контракта и специальных условий контракта.
2 июня 2015 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель») и ООО «Би.Си.Си.» (в дальнейшем «Поставщик») и Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») заключено Дополнительное соглашение №2 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 г.
Согласно Дополнительному соглашению взамен Минрегиона России - Покупателем является Минстрой России.
В связи с реорганизацией, связанной с преобразованием Закрытого акционерного общества «Бизнес Компьютер Центр» в ООО «Би.Си.Си.», все права и обязанности Поставщика по Контракту в полном объеме переходят к ООО «Би.Си.Си.».
Согласно специальным условиям контракта (с учетом дополнительных соглашений №№1-5) руководителем Проекта является Администрация г.о. Саранск.
Отдельные полномочия Покупателя исполняются Муниципальным образованием, которое является получателем товаров и услуг, в соответствии с Общими условиями контракта (далее - ОУК), в том числе: Статья 10 ОУК (Обязанности Покупателя), статья 13.3.3 ОУК (Обеспечение в Гарантийный период), статья 15 ОУК (Авторские права), статья 16 (Лицензии и программные продукты), статья 17 ОУК (Конфиденциальная информация), статья 18.1 ОУК (Руководитель проекта), статья 19 (План проекта), статья 22.3 ОУК (Согласование покупателем досрочной и частичной доставки), статья 22.4.1 ОУК (Указание Покупателя по упаковке и маркировке), статья 23 ОУК (Модернизация продукции), статья 22.5 ОУК (Закупка, поставка и транспортировка), статья 23 (Модернизация продукции), статья 25 ОУК (Инспекция и тестирование), статья 26 (Установка Системы), статья 27 ОУК (Ввод и Приемка в эксплуатацию, за исключением статьи 27.3.5 ОУК), статья 29 ОУК (Ответственность за дефекты).
Контактным лицом муниципального образования в целях реализации контракта является Егорычев А.В. - Первый заместитель Главы Администрации г.о. Саранск – Директор Департамента городского хозяйства.
Контактным лицом Республики Мордовия в целях реализации Контракта является: Егорычев А.В. - Первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Система состоит из программного обеспечения и необходимого для его работы оборудования, и делится на три уровня:
- Федеральный центр мониторинга (ФЦМ) - Минстрой России;
- Региональный центр мониторинга (РЦМ) – Минстрой Республики Мордовия;
- Муниципальный центр мониторинга (МЦП) – Администрация городского округа Саранск.
В связи с выполнением Поставщиком условий Контракта, Муниципальным образованием и Покупателем на основании статьи 26 Общих (ОУК) и Специальных (СУК) условий Контракта были выданы Сертификаты установки МЦМ, РЦМ и ФЦМ, свидетельствующие о том, что подсистемы доставлены, подготовлены к вводу в эксплуатацию и доведены до стадии приемки в эксплуатацию и проведения приемочных эксплуатационных испытаний.
Руководствуясь требованиями статьи 26 ОУК и СУК, Поставщик письмом № 0144З от 21 марта 2017 г. уведомил Минстрой России, как Покупателя, о готовности к проведению приемочно-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ.
В последующем Минстрой России письмом № 25170-ЮГ/05 от 15 июля 2017 г. уведомил Муниципальное образование о необходимости обеспечения проведения последним приемо-сдаточных испытаний МЦМ и РЦМ совместно с ФЦМ. Муниципальное образование Приказом № 9 от 24 июля 2017 г. утвердило регламент и рабочую группу для проведения приемо-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ, что следует их письменных материалов дела.
Согласно статьям 12 и 27 ОУК и СУК приемочные эксплуатационные испытания для МЦМ, РЦМ, ФЦМ и для всей Системы в целом проводились в соответствии с частью D. «Требования к тестированию и обеспечению качества» Технических требований Контракта в период с 31 июля 2017 г. по 4 августа 2017 г. специалистами Покупателя и Муниципального образования с участием специалистов Поставщика, что следует из протокола Приемочных испытаний АСМ ЖКХ.
Приемка комиссией Системы осуществлялась как единого целого согласно пункту 4 (приемка АСМ ЖКХ) Графика реализации Контракта, по результатам проведения сдачи-приемки Системы выполнены следующие действия, как следует из письменных материалов дела (л.д.119-149, т.5) и сторонами не оспаривалось.
- Администрацией городского округа Саранск письмом № 6526-исх от 9 августа 2017 г. в Минстрой России направлены копии протоколов о проведении приемо-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ на 113 л.;
- Приемочной комиссией Минстроя России составлен и подписан «Итоговый протокол Приемочных испытаний АСМ ЖКХ» (согласно пункту 3.3.32 части D. «Требования к тестированию и обеспечению качества» Технических Требований Контракта);
- Минстроем России выдан Сертификат приемки эксплуатацию АСМ ЖКХ (согласно статье 27.3.3(а) ОУК);
- Поставщик (ООО «Би.Си.Си») подписал со своей стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (1-я подпись) и направил его на подписание в Муниципальное образование письмом № 09109 от 30 ноября 2018;
- Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (далее ФИСП), осуществляющий согласно статье СУК 1.1 (b)(i) функции административного сопровождения Проекта, получил от Муниципального образования подписанный с его стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (2-я подпись), с печатью Администрации городского округа Саранск и за подписью Егорычева А.В., действовавшего на основании Доверенности № 122-д от 13 августа 2018 г., без проставленной даты;
- ФИСП направил Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы на подписание Покупателю письмом № 315/2-11 от 21 декабря 2018 г. (вх. Минстроя России № 123555/МС от 26.12.2018);
- Покупатель 20 сентября 2019 г. подписал со своей стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (3-я подпись), датировал его 20 сентября 2019 г. в преамбуле акта и направил через ФИСП всем Сторонам Контракта.
Судом также установлено, что письмом от 29 августа 2018 г. №220-2-11 в Минстрой России были представлены на рассмотрение и согласование Акт приемки-передачи и ввода системы в постоянную эксплуатацию, подписанный муниципальным образованием го Саранск в лице Егорычева А.В. и ООО «Би.Си.Си.» (т.5, л.д.101 оборотная сторона).
В целях приемки и постановки на баланс Минстроя России, муниципального образования го Саранск и Республики Мордовия соответствующих уровней АСМ ЖКХ, затрат по Контракту, связанных с их созданием, 18 октября 2018г. под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева проведено совещание с ведением протокола совещания №569-ПРМ-ЮГ (т.5 л.д.108-109).
В рамках исполнения протокола от 18 октября 2018 г. №569-ПРМ-ЮГ 04 февраля 2019 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Покупатель), Муниципальным образованием городского округа Саранск (Муниципальное образование) и ООО «Би.Си.Си.» (Поставщик) заключено Дополнительное соглашение №5 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 г. Данное дополнительное соглашение со стороны муниципального образования подписано Первым заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычевым А.В.
Согласно данному дополнительному соглашению в статью 34 «Передача прав собственности» Специальных Условий Контракта (СУК) в пункт 34.1 СУК внесены изменения: Право собственности на Информационные технологии и прочие Товары переходит к Покупателю с даты, подписания Акта приемки передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы.
В соответствии со статьей 27 Общих условий Контракта по итогам завершения работ по Контракту подписывается Акт приемки-сдачи и ввода системы в постоянную эксплуатацию.
Муниципальное образование (Администрация городского округа Саранск) в лице Егорычева А.В., действующего на основании доверенности, подписало Акт №1-03250 сдачи-приемки, работ выполненных по договору №HCSP/ICB/IT-1 от 23 декабря 2018 г. (т.6 л.д.66), и направило письмом в Минстрой России.
Минстроем России Акт приемки-передачи и ввода в эксплуатацию Системы подписан 20 сентября 2019 г. в четырех экземплярах для каждой стороны Контракта.
При этом Акт приемки-передачи и ввода системы в постоянную эксплуатацию (далее Акт 1) поступил в Минстрой России 29 августа 2018 г. и Акт приемки-передачи и ввода в эксплуатацию Системы (далее Акт2) поступил в Минстрой России 21 декабря 2018 г., данные Акты были подписаны – Первым заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычевым А.В. наделенным полномочиями на подписание, подачу и получение любых документов в рамках Контракта.
Так, согласно копии доверенности №122-д от 13.08.2018г. Егорычеву Алексею Владимировичу – Первому заместителю Главы городского округа Саранск – Директору департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск даны полномочия на совершение от имени Администрации го Саранск фактических и юридических действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, связанных с исполнением контракта от 11 апреля 2013г. № HCSP/ICB/SAR «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием». Срок действия доверенности - один год. (л.д.82 т.4)
Согласно письму от 3 июня 2019 г. №03016, направленному ООО «Би.Си.Си.» заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Гордееву Ю.С., дополнительное соглашение №5 вместе с Актом были предварительно согласованы с ФИСП, службами Минстроя России, подписаны ООО «Би.Си.Си.» (Поставщик), Муниципальным образованием городского округа Саранск (Муниципальное образование) и направлены на подписание 21 декабря 2018 г. единым комплектом (т.5, л.д.147).
Согласно оспариваемому Акту, Поставщик передал, а Покупатель и Муниципальное образование приняли «Автоматизированную систему мониторинга ЖКХ», что сторонами не оспаривалось, которая согласно пояснениям, данным в судебном заседании представителем ГАУ Республики Мордовия «Госинформ», работала и передавала данные в 2017-2018г. в Москву.
Согласно распоряжению Администрации городского округа Саранск №17-рк от 16 января 2019 г. «О предоставлении Егорычеву А.А отпуска с последующим увольнением», Егорычев А.В. уволен 19 апреля 2019 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 11,12,153,166,167,753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Акт был подписан Егорочевым А.В. в декабре 2018 г. в период действия его полномочий и трудовых отношений с Администрацией города Саранск, как следует из процедуры и очередности подписания, на Акте имеется печать организации, свидетельствующая об одобрении действий представителя. При этом разрешая данное дело, суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, указав что акт приемки работ нельзя рассматривать как отдельную сделку, так как подписание данного акта влечет возникновение у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ не в силу документа, а в силу закона, то есть пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Из искового заявления следует, что Администрацией городского округа Саранск оспаривается акт приема-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы со ссылкой на то, что акт подписан неуполномоченным лицом.
Отказывая в иске, суд верно указал, что акты приемки выполненных работ являются учетно-расчетными документами, которыми фиксируются данные о характере работ, их объемах и стоимости, периоде проведения работ, на каком объекте и во исполнение какого договора они осуществлены.
Суд исходил из того, что такие акты по своей правовой природе являются документами, удостоверяющими факт исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств, приемку выполненных заказчиком работ, в силу чего сделками не являются и не влекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Следовательно, к таким актам не подлежат применению положения о недействительности сделок.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что законодательством не исключена возможность оспаривания одностороннего акта сдачи или приемки результата работ. Так, в абзаце 1 пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта обоснованы (абзац 2 пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действительность названных односторонних актов может быть проверена судом лишь в рамках иска, связанного с оплатой выполненных работ. Указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Из искового заявления следует, что предметом спора не являлись вопросы, связанные с исполнением подрядчиком обязательств по договору и с оплатой выполненных работ. Кроме того, оспариваемый акт приемки выполненных работ не является односторонним актом. В этой связи, судом сделан обоснованный вывод о том, что акт приема-передачи от 20 сентября 2019 г. самостоятельным объектом проверки быть не может.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5 – 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 ноября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.