....а-93/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2019 года г. Донецк Ростовской области.
Донецкий городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Черныш Е.С.,
при секретаре судебного заседания Крыворученко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Донецка Ростовской области к Донецкому городскому отделу судебных приставов УФССП по Ростовской области, Управлению ФССП России по Ростовской области, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Установил:
Администрация г. Донецка Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Донецкому городскому отделу судебных приставов УФССП по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование исковых требований административный истец сослался на следующие обстоятельства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области от 26.06.2018 № 61044/18/130480 возбуждено исполнительное производство № 16162/18/61044-ИП об обязании администрации города Донецка предоставить Ульяновой С.Н., Литвякову Н.С., Ульяновой А.В. отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по месту жительства в границах населенного пункта, с учетом права на дополнительную площадь в пользу взыскателя Ульяновой С.Н.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в 5-дневный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.12.2018 с администрации взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей.
В постановлении о взыскании исполнительского сбора указано, что доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено должником, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредвиденными обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Данные выводы не соответствуют действительности.
10.09.2018, 29.10.2018, Администрацией города Донецка предоставлялась информация о невозможности исполнить решение суда ввиду отсутствия в действующем законодательстве порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных, а также об обращении к Губернатору Ростовской области о выделении бюджетных средств.
29.10.2018 Администрация города Донецка обратилась в адрес Заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Ф.Л.В. с просьбой рассмотреть вопрос финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе и семьи Ульяновой С.Н.
В ответ на данное обращение был получен ответ о том, что решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, устанавливаются органами государственной власти субъекта российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Однако, в условиях заключенного соглашения о мерах по социально-экономическому развитию Ростовской области от 14.02.2018 № 01-01-06/06-85 принятие областного закона в сфере обеспечения жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не представляется возможным.
В результате, Администрация города Донецка была вынуждена обратиться к Губернатору Ростовской области Г.В.Ю. (письма от 23.10.2018, от 11.01.2019, от 18.01.2019) с просьбой о выделении денежных средств для обеспечения благоустроенным жилым помещением семьи Ульяновой С.Н. на условиях социального найма.
Таким образом, Администрацией города Донецка были предприняты все необходимые меры и действия для исполнения решения суда. В связи с чем, вина Администрации города Донецка в непредставлении семье Ульяновой С.Н. жилого помещения по договору социального найма в установленный срок, отсутствует в виду объективных причин.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Учитывая изложенные обстоятельства, исполнение решения суда Администрацией города Донецка в срок, установленный судебным приставом-исполнителем невозможно по независящим от Администрации города Донецка обстоятельствам.
В судебное заседание представитель административного истца администрации г. Донецка Ростовской области, представитель административного ответчика Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области судебный пристав-исполнитель Горбунова А.В., Управления ФССП России по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, не явились.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области от 26.06.2018 № 61044/18/130480 возбуждено исполнительное производство № 16162/18/61044-ИП об обязании администрации города Донецка предоставить Ульяновой С.Н., Литвякову Н.С., Ульяновой А.В. отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по месту жительства в границах населенного пункта, с учетом права на дополнительную площадь в пользу взыскателя Ульяновой С.Н.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в 5-дневный срок постановлением судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела УФССП по Ростовской области от 24.12.2018 № 61044/18/339513 с администрации г. Донецка Ростовской области взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей.
Административный истец Администрация г. Донецка Ростовской области, не оспаривая законности указанного постановления о взыскании исполнительского сбора, просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в связи с отсутствием вины должника в неисполнении требования, содержащегося в исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 указанного закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П разъяснено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Суд установил, что предметом исполнения по исполнительному производству от 26.06.2018 № 16162/18/61044-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Донецким городским судом Ростовской области, является обязанность Администрации г. Донецка предоставить Ульяновой С.Н., Литвякову Н.С., Ульяновой А.В. отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по месту жительства в границах населенного пункта, с учетом права на дополнительную помощь.
В силу п.п. 24 ч.2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установленные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 12 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, указано, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, Администрации города Донецка не предоставляются.
29.10.2018 Администрацией города Донецка в адрес Заместителя Губернатора Ростовской области - министру финансов Ф.Л.В. поступали обращения с просьбой о рассмотрении вопроса финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе и семье Ульяновой С.Н. Согласно полученному ответу, решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Однако, в условиях заключенного соглашения о мерах по социально-экономическому развитию Ростовской области от 14.02.2018 № 01-01-06/06-85, принятие областного закона в сфере обеспечения жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не представляется возможным.
В соответствии с письмами от 23.10.2018, от 11.01.2019, от 18.01.2019, Администрация города Донецка обратилась к Губернатору Ростовской области Г.В.Ю. с просьбой о выделении денежных средств для обеспечения благоустроенным жилым помещением семьи Ульяновой С.Н. на условиях социального найма.
Таким образом, Администрацией города Донецка Ростовской области были предприняты все необходимые меры и действия для исполнения решения суда.
Установленные судом обстоятельства бесспорно свидетельствуют об отсутствии у должника администрации г. Донецка Ростовской области вины в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судом установлено, что от исполнения своих обязательств администрация г. Донецка Ростовской области не уклонялся. Ею как должником были приняты все возможные меры для исполнения судебного решения в соответствии с действующим законодательством.
Суд приходит к выводу, что в течение установленного судебным - приставом исполнителем срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, связанных с рядом факторов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования администрации г. Донецка Ростовской области к Донецкому городскому отделу судебных приставов УФССП по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Администрации г. Донецка Ростовской области к Донецкому городскому отделу судебных приставов УФССП по Ростовской области, Управлению ФССП России по Ростовской области, об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Донецка Ростовской области от взыскания исполнительского сбора в сумме ... (...) рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области от 24.12.2018 № 61044/18/339513.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия.
Судья: