№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Благодарненский районный суд в составе председательствующего судьи Каневского М.О., при секретаре Скоковой Н.А., с участием: правонарушителя А.С.В., представителя отделения № межрайонного отдела УФМС России по Д.С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № с жалобой А.С.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения № межрайонного отдела УФМС России по, А.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.15 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме рублей.
Считая данное постановление незаконным, А.С.В. обратился в суд с жалобой и указал, ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отделения УФМС России по Ставропольскому краю в подполковника внутренней службы М.Г.А. он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ (за проживание по месту жительства по недействительному паспорту).
Указанное постановление по делу об административном правонарушении считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а административное производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из постановления начальника отделения УФМС М.Г.А. он проживает по недействительному документу с ДД.ММ.ГГГГ по адресу в (не произвел обмен паспорта по достижению 45 летнего возраста). Чем нарушил Постановление Правительства № г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
Между тем, он с ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы, а Постановления Правительства с номером № г. не существует.
Таким образом, в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом не установлено время и место совершения правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Кроме того, в постановлении УФМС указано, что он нарушил ст.7 ч.2 и п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, п. 12 в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (если это постановление имелось в виду начальником УФМС), такого пункта нет, Постановление содержит только 7 пунктов (не частей, а именно пунктов).
Таким образом, в Постановлении начальника отдела УФМС отсутствует ссылка на положение конкретной правовой нормы о недействительности паспорта, который был заменен в установленный срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (далее – Положение) и описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации, но данных актах также нет частей и статей, указанных в постановлении начальника УФМС, так как они содержат только пункты и абзацы.
Пунктом 7 (абзацы 1,2,3 и 5) Положения предусмотрено, что паспорт гражданина действует:
от 14 лет – до достижения 20 – летнего возраста;
от 20 лет – до достижения 45 – летнего возраста;
от 45 лет – бессрочно.
По достижению гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20 – летнего и 45 – летнего возраста паспорт подлежит замене.
Пунктами 12 (абзацы 1 и 2) и 15 этого же Положения предусмотрено, что замена паспорта производиться при достижении возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения.
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
Таким образом, законодатель установил, что административная ответственность наступает не сразу после достижения 45-летнего возраста, а только если гражданином не были сданы документы и личные фотографии для получения или замены паспорта не позднее 30 дней, т.е. в его ситуации после ДД.ММ.ГГГГ, тогда как он не имел такой возможности по вышеуказанным обстоятельствам
Административное наказание в соответствии с ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ наступает в случае проживания по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). При этом, санкция за нарушение сроков обмена паспорта при достижении пределенного возраста законом не предусмотрена.
В абзаце 2 п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации указано, что «паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным».
В юриспруденции существует понятие юридического определения, и его нельзя самостоятельно трактовать в ту или иную сторону, т.е. другим образом (как указано в абзаце 2 п. 6 Положения) трактовать недействительность паспорта нельзя. Пункт 7 этого же Положения определяет лишь сроки замены паспортов, и не более того.
Таким образом, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, которое является единственным документом, регулирующим правоотношения, связанные с основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, не содержит прямого указания, что срок окончания действия паспорта гражданина по достижению им определенного возраста, делает такой паспорт недействительным.
Кроме того, согласно другим правовым актам Российской Федерации паспорт, который был заменен, признается недействительным с даты выдачи нового паспорта, т.е. до замены (кроме случаев, указанных в абзаце 2 п. 6 Положения) старый паспорт не считается недействительным.
Так, в п.п. 3.1 и 6.6 Методических указаний для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан, поступающими в налоговые органы от органов МВД России и от других источников, утвержденных приказом МНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/433, указано, что датой признания недействительным замененного паспорта, указанного в сведениях по форме ЗП, является дата выдачи гражданину паспорта, выданного взамен (п. 3.1) и если в ответе на запрос орган МВД России указывает, что паспорт гражданина признан недействительным и гражданину выдан другой паспорт, то датой признания недействительным паспорта, указанного в запросе, является дата выдачи нового паспорта (п. 6.6).
После освобождения, он ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в максимально короткий срок (раньше не мог по причине нахождения мамы, хозяйки домовладения, в больнице, которая была выписана ДД.ММ.ГГГГ) получив денежные средства, изготовил фотографии и обратился в отделение УФМС, где, как следует из постановления начальника УФМС, в отношении него в 15.30 составили протокол об административном правонарушении А № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого мне в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ на руки не выдана, и сразу же в 16.00 выдали постановление о назначении административного наказания.
Учитывая тот факт, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены в один день (в очень короткое время) фактически выяснение обстоятельств совершения им административного правонарушения проведено формально (хотя он указывал причины позднего обращения за заменой паспорта, в том числе предоставил справку об освобождении) и он был фактически лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не имело времени для подготовки к рассмотрению административного дела.
В связи с чем, должностное лицо не выяснило имелись у него реальные возможности для своевременного обращения в миграционную службу по замене паспорта, не рассмотрело вопрос о малозначительности административного нарушения с учетом обстоятельств и характера, совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ раскаяние лица, совершившего административное правонарушение является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Однако, установив это обстоятельство, начальник отделения УФМС в постановлении указал, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, что также говорит в пользу формального рассмотрения административного дела.
В соответствии со статьями 28.2, 29.10 КоАП РФ в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении должны быть ясно изложены обстоятельства совершения административного правонарушения (место, время, способ, иные признаки объективной стороны административного правонарушения). Данное требование закона не выполнено.
С учетом изложенного, считает, что при вынесении постановления начальником отдела УФМС от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на него штрафа в размере 2000 руб. по ст. 19.15 КоАП РФ за проживание с недействительным документом отсутствовали основания для привлечения его к административной ответственности. При составлении протокола и постановления об административном правонарушении допущены существенные нарушения КоАП РФ.
На основании изложенного просит суд отменить постановление начальника отделения № межрайонного отдела УФМС России по в с местом дислокации в от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании А.С.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель отделения № межрайонного отдела УФМС России по в с местом дислокации в Д.С.В. с жалобой не согласна, просит оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу А.С.В. без удовлетворения.
Выслушав А.С.В., представителя УФМС, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, выражается в проживании по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.
Согласно ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ «О гражданстве» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
На основании п. 7 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- по достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Суд, приходит к выводу о том, что привлечение А.С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ является обоснованным.
Доводы жалобы А.С.В., не могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности. Наказание в виде предупреждения санкцией ст. 19.15 ч. 1 КоАП РФ не предусмотрено, поэтому начальник отделения № межрайонного отдела УФМС России по в с местом дислокации в М.Г.А. обосновано пришел к выводу о назначении наказания в виде штрафа.
Наказание А.С.В. назначено в пределах санкции статьи 19.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения № межрайонного отдела УФМС России по в с местом дислокации в М.Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении А.С.В. по ст. 19.15 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу А.С.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.О. Каневский