Решение по делу № 2а-3364/2018 от 30.10.2018

Дело в„– 2Р°-3364/2018                               

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°                                           Рі. Копейск Челябинской области

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Муратова С.М.

при секретаре Аникеенко З.П.

с участием:

административного истца Кузнецова А.А.,

представителя административного истца Рябко А.С.

представителя административного ответчика Тропиной С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Текина П.В., Текиной А.С., Ефремова Д.В., Кузнецова А.А., Кулишева В.М., Дмитриенко В.А., Чурсина Д.В., Чурсиной М.С., Филимоновой О.В. к администрации Копейского городского округа, Главе Копейского городского округа Можину В.А., исполняющему обязанности заместителя главы городского округа по жилищно-коммунальным вопросам Бисерову В.А., Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании действий, постановления, реестра незаконными и недействующими, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Текин П.В., Текина А.С., Ефремов Д.В., Кузнецов А.А., Кулишев В.М., Дмитриенко В.А., Чурсин Д.В., Чурсина М.С., Филимонова О.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным действий Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области по информированию органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирном доме по адресу: АДРЕС, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, признании незаконным и недействующим с момента принятия постановление Администрации города Копейска Челябинской области от 11.10.2018 г. №2521-п «О формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора» в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: АДРЕС, на счете регионального оператора - Специализированной некоммерческой организации - фонда «Региональный оператор общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

Дела по административным искам Текина П.В., Текиной А.С., Ефремова Д.В., Кузнецова А.А., Кулишева В.М., Дмитриенко В.А., Чурсина Д.В., Чурсиной М.С., Филимоновой О.В. объединены судом в одно производство.

В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС, общей площадью 14858 кв.м., площадью помещений 11331 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР был построен и введен в эксплуатацию 22.12.2014 г. на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.

Постановлением Администрации города Копейска Челябинской области от 11.10.2018 г. №2521-п «О формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора» принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, на счете специализированной некоммерческой организации - фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее по тексту - Региональный оператор).

Согласно п.181 утвержденного прилагаемого реестра многоквартирных домов Копейского городского округа, формирующих фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС формирует фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, на счете Регионального оператора.

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 г. №196-П, утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 г.г. Нормативный акт опубликован в газете «Южноуральская панорама» 10 июня 2014 г., № 85, спецвыпуск № 23 и вступил в силу 10.06.2014 г.

Постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2016 г. №740-П утверждены изменения, которые вносятся в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 г. №196-П «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 г.г.». Нормативный акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.12.2016 г. и вступил в силу 30.12.2016 г. Согласно п. 1793 приложения к постановлению многоквартирный жилой дом впервые включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы.

Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Из этого следует, что правовое основания возникновения обязанности для собственника помещения внесения взноса на капитальный ремонт по истечение законом определенного срока после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта и включения многоквартирного дома в региональную программу, за исключением правового регулирования установленного ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.7.1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» в редакции от 05.04.2018 № 699-ЗО опубликованной на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 06.04.2018 г. № 7400201804060001 следует, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Согласно ст. 2 Закона от 05.04.2018 г. № 699-ЗО следует, что Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 16.04.2018 г.

Согласно ч.ч. 5,6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 5.1. ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Согласно ст. 1 Закона Челябинской области от 02.10.2018 № 772-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» внесены изменения путем дополнения в статье 7-1 ч. 1-1, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в данную программу при ее актуализации, возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта».

Положение ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет не только момент возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (предусмотрен механизм определения обязанности - не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта), но установлен иной срок для принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений - не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Положение ч.1.1. ст. 7.1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» не содержит в себе положения о механизме исчисления срока для принятия решения и указание на срок для принятия решения собственниками помещений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и порядке его реализации. Соответственно положения ч.1.1 ст.7.1. Закона подлежит применению с положениями ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС в первые включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы 30.12.2016 г. За период с 31.12.2016 г. по 02.10.2018 г. отношения между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и органами исполнительной власти, местного самоуправления регулировались федеральным законодательством, положениями ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляющей собственникам помещений жилищное право в течение пятилетнего срока принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта и порядке его реализации. Собственники помещений за прошедший период не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и порядок его реализации, то есть воспользовались предоставленным федеральным законом правом. Следовательно, применение ч. 1.1 ст. 7.1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» в отношении многоквартирного жилого дома и к собственнику помещения является незаконным. Право административного истца на реализацию в течение 5 лет жилищного права самостоятельного выбора способа формирования фонда капитального ремонта и порядке его реализации не было ограничено федеральным законом, было регламентировано федеральным законом. Установленный Законом Челябинской области от 27.06.2013 г. №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» порядок установления обязанности на собственника помещения за прошедший период противоречит положениям ст.ст. 1,5,6 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная правовая норма также не может применяться на будущее в части установления обязанности принятия решения собственниками помещений в многоквартирном жилом доме в течение определенного срока принять решения о способе формировании фонда капитального ремонта и порядке его реализации, а также обязывать собственника оплачивать взнос на капитальный ремонт вследствие прямого регулирования Жилищным кодексом возникших отношений с 30.12.2016 г. Жилищное законодательство - Жилищный кодекс не содержит правовых норм, указывающих на иное порядок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Жилищное законодательство устанавливает только правовые нормы устанавливающие обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт в ч. 3 ст. 169, ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Фактические действия Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» и принятое постановления образует задолженность по взносу на капительный ремонт общего имущества у административного истца, что свидетельствует о возложении обязанности оплачивать взнос на капитальный ремонт общего имущества в сроки не предусмотренные федеральным законом. Действия административных ответчиков ограничивают предоставленные административному истцу жилищные права.

Согласно положениям ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Административные ответчики в сроки, установленные законом мероприятий, предусмотренных ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации не проводили.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493 «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре») утверждено прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре. Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11.06.2013 г. №493 задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе формированию фондов капитального ремонта.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 г. №364 создано Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утверждено положение Главном управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области». Этим же постановлением внесены изменения в постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. № 408 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области» согласно которым в Положении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области исключены нормы о государственном жилищном надзоре.

Согласно п. 7 Положения Главном управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 г. № 364 следует, что основной задачей Главного управления является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления Челябинской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований формированию фондов капитального ремонта, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно под. 2 п. 8 Положения Главном управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 г. № 364 следует, что Главное управление в соответствии с возложенной на него основной задачей выполняет следующие функции: осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Исходя из того, что административный ответчик - Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее по тексту ГУ «ГЖИ Челябинской области») обязано при осуществлении регионального жилищного надзора, руководствуясь федеральным, региональным законодательством, выявлять многоквартирные жилые дома собственники помещений в которых не реализовали жилищные права на самостоятельный выбор собственниками помещений многоквартирного жилого дома способа формирования фонда капитального ремонта и порядке его реализации в сроки установленные законом, то действия ГУ «ГЖИ Челябинской области» по информированию органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его будет является законным только в случае не истечение установленного федеральным и региональным законом срока для принятия соответствующего решения собственниками помещений. В связи с тем, что у административного истца и собственников помещения не истекла установленная обязанность принятия соответствующего решения, то действия ГУ «ГЖИ Челябинской области»по направлению информации административным ответчикам и заинтересованному лицу о не реализации предоставленного жилищного права является незаконным.

В связи с вышеизложенным административный истец считает, что многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС в первые включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы 30.12.2016 г., за период с 30.12.2016 г. по 30.12.2021 г. отношения между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и органами исполнительной власти, местного самоуправления подлежат регулированию федеральным законодательством.

Собственники помещений за прошедший период не выбрали способ формирования фонда и порядок его реализации. Следовательно, применение ч. 1.1 ст. 7.1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» в отношении многоквартирного жилого дома и к административному истцу является незаконным, ограничивающим ранее предоставленное жилищное право без соответствующего регулирования федеральным законом целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Применения нормы ч. 1.1 ст. 7.1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 г. №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» в настоящее время ухудшает положение административного истца, по сравнению с положениями ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации действующей с 30.12.2016 г.

Право административного истца на реализацию жилищного права самостоятельного выбора способа формирования фонда капитального ремонта и порядка его реализации не было ограничено федеральным законом. Возложение Законом Челябинской области на собственника помещения обязанности за прошедший период принимать решение о способе формирования фонда капитального ремонта и порядке его реализации противоречит положениям ст.ст.1, 5,6 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Норма ч. 1.1 ст. 7.1 Закона Челябинской области также не может применяться на будущее в отношении многоквартирного жилого дома и не может возлагать обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт, принятия самостоятельного решения о выборе способа формирования фона капитального ремонта и порядке его реализации вследствие прямого регулирования Жилищным кодексом возникших отношений с 30.12.2016 г.

Административный истец Кузнецов А.А. участвующий в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель административного истца Рябков А.С., участвующий в судебном заседании, на иске настаивал.

Представитель административного ответчика - администрации Копейского городского округа Тропина С.Д., участвующая в судебном заседании, иск не признала.

Административные ответчики Глава Копейского городского округа Можжин В.А., исполняющий обязанности заместителя Главы Копейского городского округа по жилищно-коммунальным вопросам Бисеров В.Г., Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области, в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении.

Представители заинтересованных лиц «Специализированная некоммерческая организация - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» в судебном заседании участия не принимали, извещены.

Суд на основании ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Текин П.В. является собственником квартиры общей площадью 56,8 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 30.05.2016 г.

Кузнецов А.А. является собственником квартиры общей площадью 89,8 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 02.06.2016 г.

Кулишев В.М. является собственником квартиры общей площадью 57 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 23.08.2016 г.

Дмитриенко В.А. является собственником квартиры общей площадью 56,9 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 13.04.2018 г.

Чурсин Д.В., Чурсина М.С. являются собственниками квартиры общей площадью 57 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 15.03.2017 г.

Филимонова О.В. является собственником квартиры общей площадью 40 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 14.07.2017 г.

Ефремов Д.В. является собственником квартиры общей площадью 56,5 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 25.07.2016 г.

Многоквартирный жилой дом АДРЕС введен в эксплуатацию 22.12.2014 г. на основании разрешения Главы администрации Копейского городского округа Челябинской области.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Сроки возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт установлены частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Кодекса.

Как следует из части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

На территории Челябинской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области».

В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 196-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы.

Законом Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-ЗО внесены изменения в Закон Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области».

В соответствии с частью 1-1 статьи 7-1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» (в редакции Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-ЗО) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в данную программу при ее актуализации, возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта.

Статьёй 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. (части 1 и 2).

В соответствии со статьёй 2 Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-ЗО он вступает в законную силу со дня официального опубликования (официальный интернет-портал правовой информации http:www.pravo.gov.ru, 03.10.2018 № 7400201810030018).

Норме, устанавливающей срок наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, обратная сила не придана.

Таким образом, обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных жилых домов введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в данную программу при ее актуализации не могла возникнуть раннее внесения изменений в Закон Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО.

Статьёй 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, выборе лица уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, указал на то, что по смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.

В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.

Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).

Вместе с тем в силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.

Таким образом, волеизъявление самих собственников многоквартирного жилого дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта является приоритетным. Отсутствие у собственников возможности принять такое решение до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт противоречит положениям части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение об уплате средств на капитальный ремонт в порядке и размере, установленных жилищным законодательством.

Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома АДРЕС, решение общего собрания о формировании фонда капитального ремонта не принято, поскольку Законом № 512-ЗО не был определен срок по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме принятом в эксплуатацию после утверждения региональной программы при её актуализации возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поскольку часть 1-1 стать 7-1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» введена в действие с 03 октября 2018 года и исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что обязанность по уплате взносов у истцов возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором внесены изменения в Закон Челябинской области от 27.06.2013 № 512-ЗО, то есть с июля 2019 года. Соответственно, согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, собственник помещений в данном многоквартирном доме должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта.

Учитывая, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истцов отсутствовала, соответственно оспариваемое постановление Администрации Копейского городского округа Челябинской области № 2521-п от 11 октября 2018 года подлежит отмене, поскольку нарушены права и законные интересы административных истцов как собственников помещений в многоквартирном доме по АДРЕС, оспариваемое постановление, не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем административный иск в этой части подлежат удовлетворению.

Оснований для признания незаконными действий Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области по информированию органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирном доме по адресу: АДРЕС, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали, не имеется, поскольку права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушаются.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании - газете «Копейский рабочий».

Руководствуясь статьями 177-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Текина П.В., Текиной А.С., Ефремова Д.В., Кузнецова А.А., Кулишева В.М., Дмитриенко В.А., Чурсина Д.В., Чурсиной М.С., Филимоновой О.В. - удовлетворить частично.

Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области от 11 октября 2018 года № 2521-п «О формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора» в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: АДРЕС, на счете регионального оператора специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.

Опубликовать сообщение Рѕ принятом решении СЃСѓРґР° РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу РІ официальном печатном издании - газете «Копейский рабочий».          

В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд.

Апелляционные жалоба, представление подаются через Копейский городской суд Челябинской области.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                                                   РњСѓСЂР°С‚РѕРІ РЎ.Рњ.

2а-3364/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремов Д.В.
Текин П.В.
Текина А.С.
Чурсина М.С.
Филимонова О.В.
Кузнецов А.А.
Дмитриенко В.А.
Кулишев В.М.
Чурсин Д.В.
Ответчики
Администрация КГО
Глава КГО Можин Владимир Алексеевич
ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Бисеров Владимир Георгиевич исполняющий обязанности заместителя Главы городского округа по жилищно-коммунальным вопросам
Специализированная некоммерческая организация - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
30.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
26.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2018[Адм.] Дело оформлено
30.10.2018Регистрация административного искового заявления
30.10.2018Передача материалов судье
01.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее