ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 23 июля 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего-судьи Шебзухова С.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
помощника прокурора <адрес>
Республики Адыгея ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вольненское сельское поселение» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивированным тем, что прокуратурой района в мае 2024 года в порядке контроля проанализирована деятельность администрации МО «Вольненское сельское поселение» в части принятия мер по устранению ранее выявленных нарушений законодательства в сфере содержания и благоустройства мест захоронений.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Вольненское сельское поселение» расположено 5 кладбищ: западнаяокраина <адрес>Б, западная южная окраина <адрес>), пер. Кооперативный, <адрес>Б, западная окраина <адрес>, юго-западная окраина <адрес>, северо-западная окраина <адрес>.
Вместе с тем, ни одно из кладбищ не оборудовано площадками для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил, что подтверждается письмом главы МО «Вольненское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также, по результатам контрольного анализа установлено, что требования, указанные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о накоплении отходов, органом местного самоуправления до настоящего времени не устранены.
Таким образом, содержание и благоустройство мест захоронения является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Вышеуказанные нарушения являются недопустимыми, они создают условия для загрязнения окружающей среды, могут стать причиной создания антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, которые могут повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, прокурор <адрес> Республики Адыгея просил обязать администрацию МО «Вольненское сельское поселение» оборудовать территории кладбищ, расположенных по адресам: западная окраина <адрес>Б; западная окраина южная окраина <адрес>), пер. Кооперативный, <адрес>Б; западная окраина <адрес>; юго-западная окраина <адрес>; северо-западная окраина <адрес> контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 21.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные прокурором исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Вольненское сельское поселение», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание, не явился не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не предоставил заявление о рассмотрении иска в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в мае 2024 года в порядке контроля проанализирована деятельность администрации МО «Вольненское сельское поселение» в части принятия мер по устранению ранее выявленных нарушений законодательства в сфере содержания и благоустройства мест захоронений.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Вольненское сельское поселение» расположено 5 кладбищ: западнаяокраина <адрес>Б, западная южная окраина <адрес>), пер. Кооперативный, <адрес>Б, западная окраина <адрес>, юго-западная окраина <адрес>, северо-западная окраина <адрес>.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Из содержания ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) следует, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №), п. 9 ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» (далее – Закон №), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона №, а также п. 10 ст. 1 Закона №, вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений относятся к полномочиям сельских поселений.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ №), установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли.
В соответствии со ст. 17 ФЗ №, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 65 СанПиН 21.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Санитарные правила) на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО.
Согласно п. 3 Санитарных правил, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований федерального законодательства, ни одно из кладбищ не оборудовано площадками для сбора твердых коммунальных отходов, что подтверждается письмом главы МО «Вольненское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также, по результатам контрольного анализа установлено, что требования, указанные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о накоплении отходов, органом местного самоуправления до настоящего времени не устранены.
Таким образом, содержание и благоустройство мест захоронения является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Вышеуказанные нарушения являются недопустимыми, они создают условия для загрязнения окружающей среды, могут стать причиной создания антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, которые могут повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вольненское сельское поселение» о возложении обязанности, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233- 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вольненское сельское поселение» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Вольненское сельское поселение» оборудовать территории кладбищ, расположенных по адресам: западная окраина <адрес>Б; западная окраина южная окраина <адрес>), пер. Кооперативный, <адрес>Б; западная окраина <адрес>; юго-западная окраина <адрес>; северо-западная окраина <адрес> контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 21.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Копию заочного решения направить администрации МО «Вольненское сельское поселение» в срок не позднее трёх дней со дня изготовления мотивированного принятия решения.
Администрация МО «Вольненское сельское поселение» вправе подать в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене настоящего решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии данного решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/