Решение по делу № 33-6957/2024 от 28.06.2024

Судья Акмурзина Ю.А. дело № 33-6957/2024 (2-95/2022)

УИД 25RS0035-01-2021-002135-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Иващенко В.А.,

судей Макаровой И.В., Гарбушиной О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Полевой А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Большой Камень, КГУП «Приморский водоканал» о возложении обязанности, третье лицо ООО «ССК «Звезда», АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир»,

по апелляционной жалобе представителя ответчика КГУП «Приморский водоканал» на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены:

на КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив очистку на КНС всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Макаровой И.В., помощника прокурора Приморского края ФИО1, представителя КГУП «Приморский водоканал» Матушко А.А., представителя администрации городского округа Большой Камень, представителя ООО «ССК «Звезда» Фоминой В.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Большекаменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к КГУП «Приморский водоканал», администрации городского округа Большой Камень с исковыми требованиями, уточнив которые, просил обязать администрацию городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал» устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив нормативную очистку на КНС всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования иска мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального отдела межрегионального управления ФМБА России в г. Большой Камень, администрации городского округа Большой Камень, ООО «ССК «Звезда» установлено, что КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС (расположена в районе <адрес>), которая по периметру огорожена металлическим сетчатым забором, имеет следы загрязнения сточно-фекальными водами. С территории КНС вниз по рельефу вытекает ручей, состоящий из сточно- фекальных вод, имеющих ярко выраженный цвет и характерный для канализационных вод запах, в дальнейшем воды попадают в ручей без названия, дренирующий на строительную площадку ООО «ССК «Звезда».

Территория КНС (расположена в районе <адрес>), также по периметру огороженная металлическим сетчатым забором. С территории КНС под землей проложена гофрированная синтетическая труба диаметром 200мм, по которой неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности (овраг) с последующим поступлением их в ручей Школьный. Земля в овраге загрязнена характерными остатками от канализационных вод, имеет сильный запах сточных вод.

С территории КНС (расположенная в районе <адрес>) сточно-фекальные воды напрямую поступают в русло ручья и по нему без очистки сбрасываются в водный объект – бухту Большой Камень.

Русло ручья по всей протяженности загрязнено нечистотами и имеет характерный запах.

Установлено, что излив сточных вод с КНС , сброс сточных вод через проложенную от КНС трубу, а также с КНС без очистки происходит регулярно.

До настоящего времени фактических мер по прекращению сброса сточных вод от КНС КГУП «Приморский водоканал» не предпринято, как и не приняты меры по ликвидации последствий аварийного сброса.

Ссылаясь на то, что постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Приморский водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень, ответственность за содержание канализационной сети, в том числе канализационно –насосных станций (далее - КНС), в соответствии с требованиями законодательства на территории городского округа Большой Камень возложена на КГУП «Приморский водоканал».

КНС , КНС построены в составе линейного объекта : «Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и КНС. Сети водоснабжения и водоотведения для жилого микрорайона «Садовый» в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ».

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Большой Камень в соответствии с концессионным соглашением передала КГУП «Приморский водоканал» централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Большой Камень.

В соответствии с пп. «г» п. 5.1 соглашения Концессионер за свой счет выполняет следующие обязанности на стадии эксплуатации: поддерживает объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводит текущий ремонт. Согласно п. 5.2 указанного соглашения КГУП «Приморский водоканал» имеет право исполнять соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом Концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.

В соответствии с постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Приморский водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень. Таким образом, истец полагает, что ответственность за содержание канализационной сети, в том числе канализационно-насосных станций (далее - КНС) в соответствии с требованиями законодательства на территории городского округа Большой Камень возложена на КГУП «Приморский водоканал».

КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал». КНС , КНС построены в составе линейного объекта: «Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и КНС. Сети водоснабжения и водоотведения для жилого микрорайона «Садовый» в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального отдела межрегионального управления ФМБА России в <адрес>, администрации городского округа Большой Камень, ООО «ССК «Звезда» установлено, что КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС (расположенный в районе <адрес>), которая по периметру огорожена металлическим сетчатым забором, имеет следы загрязнения сточно-фекальными водами. С территории КНС вниз по рельефу вытекает ручей, состоящий из сточно- фекальных вод, имеющий ярко выраженный цвет и характерный для канализационных вод запах, в дальнейшем воды попадают в ручей без названия, дренирующий на строительную площадку ООО «ССК «Звезда».

Территория КНС (расположена в районе <адрес>), также по периметру огорожена металлическим сетчатым забором. С территории КНС под землей проложена гофрированная синтетическая труба диаметром 200мм, по которой неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности (овраг) с последующим поступлением их в ручей Школьный. Земля в овраге загрязнена характерными остатками от канализационных вод, имеет сильный запах сточных вод. С территории КНС (расположенная в районе <адрес>) сточно-фекальные воды напрямую поступают в русло ручья и по нему без очистки сбрасываются в водный объект - бухту Большой Камень. Русло ручья по всей протяженности загрязнено нечистотами и имеет характерный запах.

Установлено, что излив сточных вод с КНС , сброс сточных вод через проложенную от КНС трубу, а также с КНС без чистки происходит регулярно, однако, вопреки положениям действующего законодательства, до настоящего времени фактических мер по прекращению сброса сточных вод от КНС , 9, 10 КГУП «Приморский водоканал» не предпринято, как и не приняты меры по ликвидации последствий аварийного сброса.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал уточненные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации городского округа Большой Камень в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что администрацией надлежащим образом своевременно приняты все предусмотренные действующим законодательством для органов местного самоуправления меры по организации водоотведения на территории городского округа Большой Камень. До настоящего времени КГУП «Приморский водоканал» не уведомлял администрацию о невозможности исполнения взятых на себя обязательств по водоотведению, либо отказа от таковых. В адрес генерального директора КГУП «Приморский водоканал» направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. о необходимости исключения разлива хозяйственно-бытовых стоков на рельеф городского округа Большой Камень в районе КНС-9, КНС-10, КНС-«Садовая», а также о принятии мер по исключению канализационного запаха в районе МКД <адрес>. Отделом по исполнению административного законодательства в отношении КГУП «Приморский водоканал» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.22 Закона Приморского края от 05.03.2007 г. № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае». В адрес администрации городского округа Большой Камень была направлена пояснительная записка КГУП «Приморский водоканал» о причинах постоянных неисправностей КНС-9, КНС-10 и КНС «Садовая» и акт выездной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из пояснительной записки, в 2020 году в рамках реализации договора технологического присоединения было произведено подключение АО «РК «Новый Мир» к централизованной системе водоотведения городского округа Большой Камень. Сточные воды с АО «РК «Новый Мир» поступают в КНС- «Садовая» и в дальнейшем перекачиваются на очистные сооружения г. Большой Камень через КНС-9 и КНС-10. В процессе работы данного коллектора происходят аварийные остановки КНС, ввиду отказа оборудования из-за высоких загрязнений сточных вод жирами органических отходов. Канализационный коллектор находится на обслуживании КГУП «Приморский водоканал», не является муниципальной собственностью, равно как и КНС-9, КНС-10. При этом, согласно п.п. 111, 112, 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абоненты (каковым в данном случае является ГК «Доброфлот») обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе, ее отдельных объектов). На основании пояснительной записки КГУП «Приморский водоканал» в адрес ГК «Доброфлот» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о приведении сточных вод в соответствие с установленными нормативами, утвержденными постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения городского округа Большой Камень». ДД.ММ.ГГГГ на совещании по вопросу создания инфраструктуры ТОР «Большой Камень» под председательством заместителя председателя <адрес> по вопросам TOP A.M. Житникова КГУП «Приморский водоканал» предоставил информацию о том, что планируется проведение восстановительных работ на КНС-9 и КНС-10, а также планируется вынос электрооборудования за пределы КНС для предотвращения негативного воздействия. По информации руководителя ПП Большой Камень КГУП «Приморский водоканал» была произведена обработка места сброса дезинфицирующими средствами в районе КНС-9. В связи с указанным, полагает, администрацией в рамках предоставленных законом и концессионным соглашением полномочий предприняты все необходимые меры для организации надлежащего водоотведения на территории городского округа Большой Камень: муниципальное имущество, составляющее единую систему водоснабжения и водоотведения городского округа, передано на основании концессионного соглашения гарантирующей организации (согласно закону № 416-ФЗ); утверждены нормативы сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения городского округа; осуществляется надлежащий контроль за исполнением концессионного соглашения. Истцом не представлено доказательств бездействия органа местного самоуправления в рамках представленных полномочий, а также не указаны нормы права, согласно которым орган местного самоуправления может обладать какими-либо властными полномочиями в отношении имущества, не являющегося муниципальным, с целью возложения обязанности по организации отведения сточных вод в нормативном порядке. Полагает, что надлежащим ответчиком в отношении организации водоотведения на КНС-9, КНС-10 также является ГК «Доброфлот». Дополнительно пояснил, что КНС-9 и КНС-10 никогда не находились и не находятся в муниципальной собственности, каким-либо образом воздействовать на собственника этого имущества, полномочия у администрации отсутствуют. КНС-8 передана по концессионному соглашению и все обязательства собственников, в данном случае, обязанность в отношении этого имущества, права ограничены этим же концессионным соглашением, они не могут вмешиваться напрямую в хозяйственную деятельность концессионера. В материалы дела представлены доказательства, что администрация обращалась за разъяснениями к руководству КГУП «Приморский водоканал», в том числе, и руководству Рыболовецкого колхоза «Новый мир». Кроме того, на место выезжал глава города, которому обещали, что устранят нарушения, но никаких мер принято не было.

Представитель КГУП «Приморский водоканал» исковые требования в судебном заседании не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указал, что в рамках исполнения обязательств КГУП «Приморский водоканал» по договору о подключении к сетям централизованного водоотведения объектов АО КРДВ /ц от ДД.ММ.ГГГГ были построены внеплощадочные сети канализации для микрорайона «Садовый» в городском округе Большой Камень, строительно-монтажные работы выполнены по проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы. В составе линейного объекта построены КНС «Садовая», КНС и КНС . Данные КНС ни на каком праве за КГУП «Приморский водоканал» не закреплены, поскольку были построены в рамках исполнения договора заключённого с КРДВ. КНС «Садовая», КНС , КНС в состав имущества, закрепленного концессионным соглашением не включены. Организация водоотведения в пределах полномочий установленных законодательством РФ относится к вопросам местного значения. Ранее КГУП «Приморский водоканал» предоставлялись доказательства и протоколы исследования, согласно которым оборудование выходит из строя - это КНС 10, «Садовая» ввиду превышения нормативов в сточных водах от АО РК «Новый мир».

Представители ООО ССК «Звезда» в судебном заседании просили исковые требования, заявленные Большекаменским межрайонным прокурором удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Третье лицо, АО «РК «Новый мир», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился представитель КГУП «Приморский водоканал», представителем подана апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на положения ФЗ от 06.10.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указано, что администрация города Большой Камень необоснованно освобождена судом от гражданско-правовой ответственности. Кроме того, КНС на праве хозяйственного ведения за КГУП «Приморский водоканал» не закреплялась, эксплуатируется на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником КНС является администрация г.Большой Камень. Использование КНС в хозяйственной деятельности предприятия подразумевает поддержание указанной системы в работоспособном состоянии. В своей деятельности КГУП «Приморский водоканал» не нарушало Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не допускало аварийных ситуаций, вследствие которых произошли сбросы из канализационных насосных станций на рельеф местности и затем в водный объект. Кроме того, строительство КНС 9, КНС 10 осуществлено в соответствии с проектной документацией. Строительно-монтажные работы выполнены по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. После подключения в 2020 году к централизованной системе водоотведения г.Большой Камень АО «РК «Новый мир», стали наблюдаться неоднократные аварийные остановки насосных станций по причине отказа оборудования из-за высоких загрязнений сточных вод жирами и органическими отходами, при разложении которых в системе водоотведения выделяются опасные загрязняющие вещества, обладающие высокой реакционной способностью, вызывающие электрохимическую коррозию при взаимодействии с металлическими элементами конструкций оборудования насосных станций, находящихся под напряжением. В результате осуществления водоотведения сточных вод АО «РК «Новый Мир», не отвечающих требованиям нормативно-правовых актов к составу сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию, за истёкший период на объектах водоотведения, эксплуатируемых КГУП «Приморский водоканал», имелись случаи неоднократных аварийных ситуаций (полная остановка КНС), вызванные налипанием органической массы и жиров на оборудование станций. Для устранения причин аварийной остановки КНС 9, КНС 10, КГУП «Приморский водоканал» в свою очередь выполнил за свой счёт замену электрического и силового оборудования, произвёл вынос щитов управления из помещения размещения ёмкости КНС для предотвращения влияния выделяющихся химических веществ на установленное электрооборудование. В настоящее время ведётся переключение КНС с учётом нового размещения. Таким образом, КГУП «Приморский водоканал» своевременно приняло все меры по ликвидации сброса неочищенных вод на рельеф местности.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО «ССК «Звезда» просил оставить решение суда без изменения. Полагал, что факт ненадлежащего исполнения КГУП «Приморский водоканал» работы по водоотведению в городском округе Большой Камень, доказан материалами дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Приморского края просила в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения, ссылаясь на обоснованность приведенных доводов и ссылки на нормативные положения, указывающие на правомерность возложения обязанности по выполнению соблюдения тех требований, которые указаны в резолютивной части решения суда и возложены на КГУП «Приморский водоканал».

Представитель КГУП «Приморский водоканал» поддержал доводы апелляционной жалобы, указывая о том, что не является надлежавшим ответчиком по требованиям иска.

Представители КГУП «Приморский Водоканал», ООО «ССК «Звезда» указали о том, что просят решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя 3- го лица АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир», который надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, проверив надлежащее уведомление, лиц, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Обращаясь с требованиями о возложении обязанности устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод, прокурор исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена императивная норма, регулирующая порядок устранения указанных в иске нарушений, в связи с чем полномочия по выбору конкретного способа устранения нарушений являются прерогативой ответчика.

Требования иска удовлетворены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что КГУП «Приморский водоканал» обязан обеспечить нормативную очистку сточных вод в соответствии с санитарно – эпидемиологическими и экологическими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, права собственника по распоряжению объектами водоотведения и водоснабжения ограничены ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ФЗ "О концессионных соглашениях".

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 статьи 41.1 указанного закона определено, что, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

В силу части 1 статьи 18 указанного закона государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Следовательно, распоряжение имуществом, переданным в хозяйственное ведение КГУП « Приморский водоканал» для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Большой Камень на основании постановления концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Большой Камень и КГУп «Приморский водоканал», входит в компетенцию ответчика, а организация сброса очищенных сточных вод отвечает целям и задачам деятельности предприятия.

Постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень на период с 2019 по 2034 гг., КНС входит в указанную систему, в 2019 году в составе линейного объекта водоотведения построены КНС , .

Между КГУП «Приморский водоканал» (Заказчик) и ООО «Водоканал» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор оказания услуг , по условиям которого Заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и содержанию, а также выявлению и устранению аварий объектов водопроводно-канализационного хозяйства, указанных в Приложении к договору, собственными силами и средствами (пункт 1.1).

Согласно данного договора обществу передано на обслуживание дамба пусковая, канализационные очистные сооружения г. Большой Камень и канализационные – очистные сооружения г.Большой Камень и канализационно- очистные сооружения мкр. Южная Лифляндия.

Срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ установлен с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ ( пункт 5.1).

Положениями части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде возложена на всех водопользователей, вне зависимости от наличия или отсутствия права собственности.

Таким образом, обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод действующим законодательством возлагается на водопользователя, то есть лицо, эксплуатирующее системы холодного водоснабжения и водоотведения.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, при установлении факта нарушений со стороны именно КГУП « Приморский водоканал» требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, исходя из приведенных норм материального права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, к администрации городского округа Большой Камень и возложил обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод.

В решении суда мотивированно дана оценка выявленным фактам сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты с КНС , через проложенную от КНС трубу, а так же с КНС .

Данное обстоятельство подтверждается информацией Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КГУП «Приморский водоканал» к административной ответственности по ч.1 ст.8.13 КоАП РФ по фактам сброса хозяйственно- бытовых стоков от КНС ; актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссионного осмотра территории в районе КНС ,9,10, актом осмотра межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с участием специалистов, в результате осмотра установлен факт сброса с КНС ,9,10 неочищенных сточных вод ; актом осмотра межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, в результате осмотра установлен факт сброса с КНС неочищенных сточных вод ; постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.8.1 КоАП РФ, в котором установлено, что КГУП «Приморский водоканал» при эксплуатации КНС ,9,10 оказывает негативное воздействие на окружающую среду, путем сброса сточных вод, как на рельеф местности, так и в русло ручья без названия; актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 14-15, 07.2021, от ДД.ММ.ГГГГ, составленными ООО «ССК «Звезда» о неоднократной фиксации фактов сброса сточных вод с характерным стойким запахом рыбной продукции с КНС на рельеф местности и в ручей без названия «Школьный», актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными ООО «ССК «Звезда», по фактам сброса от КНС хозяйственно- фекальных стоков на рельеф местности, которые стекали по канавам вдоль дороги в ручей ( Южный) постановлениями административной комиссии городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении КГУП «Приморский водоканал» и его должных лиц к административной ответственности по ч.2 ст.7.22 Закона Приморского края от 05.03.2007 № 44- КЗ «Об административной ответственности в Приморском крае» по фактам разлива хозяйственно- бытовых стоков на рельеф городского округа Большой Камень в районе КНС ,10.

При разрешении спора судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения апелляционную жалобу КГУП «Приморский водоканал» без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Акмурзина Ю.А. дело № 33-6957/2024 (2-95/2022)

УИД 25RS0035-01-2021-002135-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Иващенко В.А.,

судей Макаровой И.В., Гарбушиной О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Полевой А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Большой Камень, КГУП «Приморский водоканал» о возложении обязанности, третье лицо ООО «ССК «Звезда», АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир»,

по апелляционной жалобе представителя ответчика КГУП «Приморский водоканал» на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены:

на КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив очистку на КНС всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Макаровой И.В., помощника прокурора Приморского края ФИО1, представителя КГУП «Приморский водоканал» Матушко А.А., представителя администрации городского округа Большой Камень, представителя ООО «ССК «Звезда» Фоминой В.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Большекаменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к КГУП «Приморский водоканал», администрации городского округа Большой Камень с исковыми требованиями, уточнив которые, просил обязать администрацию городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал» устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив нормативную очистку на КНС всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования иска мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального отдела межрегионального управления ФМБА России в г. Большой Камень, администрации городского округа Большой Камень, ООО «ССК «Звезда» установлено, что КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС (расположена в районе <адрес>), которая по периметру огорожена металлическим сетчатым забором, имеет следы загрязнения сточно-фекальными водами. С территории КНС вниз по рельефу вытекает ручей, состоящий из сточно- фекальных вод, имеющих ярко выраженный цвет и характерный для канализационных вод запах, в дальнейшем воды попадают в ручей без названия, дренирующий на строительную площадку ООО «ССК «Звезда».

Территория КНС (расположена в районе <адрес>), также по периметру огороженная металлическим сетчатым забором. С территории КНС под землей проложена гофрированная синтетическая труба диаметром 200мм, по которой неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности (овраг) с последующим поступлением их в ручей Школьный. Земля в овраге загрязнена характерными остатками от канализационных вод, имеет сильный запах сточных вод.

С территории КНС (расположенная в районе <адрес>) сточно-фекальные воды напрямую поступают в русло ручья и по нему без очистки сбрасываются в водный объект – бухту Большой Камень.

Русло ручья по всей протяженности загрязнено нечистотами и имеет характерный запах.

Установлено, что излив сточных вод с КНС , сброс сточных вод через проложенную от КНС трубу, а также с КНС без очистки происходит регулярно.

До настоящего времени фактических мер по прекращению сброса сточных вод от КНС КГУП «Приморский водоканал» не предпринято, как и не приняты меры по ликвидации последствий аварийного сброса.

Ссылаясь на то, что постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Приморский водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень, ответственность за содержание канализационной сети, в том числе канализационно –насосных станций (далее - КНС), в соответствии с требованиями законодательства на территории городского округа Большой Камень возложена на КГУП «Приморский водоканал».

КНС , КНС построены в составе линейного объекта : «Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и КНС. Сети водоснабжения и водоотведения для жилого микрорайона «Садовый» в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ».

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Большой Камень в соответствии с концессионным соглашением передала КГУП «Приморский водоканал» централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Большой Камень.

В соответствии с пп. «г» п. 5.1 соглашения Концессионер за свой счет выполняет следующие обязанности на стадии эксплуатации: поддерживает объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводит текущий ремонт. Согласно п. 5.2 указанного соглашения КГУП «Приморский водоканал» имеет право исполнять соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом Концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные.

В соответствии с постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Приморский водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень. Таким образом, истец полагает, что ответственность за содержание канализационной сети, в том числе канализационно-насосных станций (далее - КНС) в соответствии с требованиями законодательства на территории городского округа Большой Камень возложена на КГУП «Приморский водоканал».

КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал». КНС , КНС построены в составе линейного объекта: «Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и КНС. Сети водоснабжения и водоотведения для жилого микрорайона «Садовый» в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального отдела межрегионального управления ФМБА России в <адрес>, администрации городского округа Большой Камень, ООО «ССК «Звезда» установлено, что КГУП «Приморский водоканал» эксплуатирует КНС (расположенный в районе <адрес>), которая по периметру огорожена металлическим сетчатым забором, имеет следы загрязнения сточно-фекальными водами. С территории КНС вниз по рельефу вытекает ручей, состоящий из сточно- фекальных вод, имеющий ярко выраженный цвет и характерный для канализационных вод запах, в дальнейшем воды попадают в ручей без названия, дренирующий на строительную площадку ООО «ССК «Звезда».

Территория КНС (расположена в районе <адрес>), также по периметру огорожена металлическим сетчатым забором. С территории КНС под землей проложена гофрированная синтетическая труба диаметром 200мм, по которой неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности (овраг) с последующим поступлением их в ручей Школьный. Земля в овраге загрязнена характерными остатками от канализационных вод, имеет сильный запах сточных вод. С территории КНС (расположенная в районе <адрес>) сточно-фекальные воды напрямую поступают в русло ручья и по нему без очистки сбрасываются в водный объект - бухту Большой Камень. Русло ручья по всей протяженности загрязнено нечистотами и имеет характерный запах.

Установлено, что излив сточных вод с КНС , сброс сточных вод через проложенную от КНС трубу, а также с КНС без чистки происходит регулярно, однако, вопреки положениям действующего законодательства, до настоящего времени фактических мер по прекращению сброса сточных вод от КНС , 9, 10 КГУП «Приморский водоканал» не предпринято, как и не приняты меры по ликвидации последствий аварийного сброса.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал уточненные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации городского округа Большой Камень в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что администрацией надлежащим образом своевременно приняты все предусмотренные действующим законодательством для органов местного самоуправления меры по организации водоотведения на территории городского округа Большой Камень. До настоящего времени КГУП «Приморский водоканал» не уведомлял администрацию о невозможности исполнения взятых на себя обязательств по водоотведению, либо отказа от таковых. В адрес генерального директора КГУП «Приморский водоканал» направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. о необходимости исключения разлива хозяйственно-бытовых стоков на рельеф городского округа Большой Камень в районе КНС-9, КНС-10, КНС-«Садовая», а также о принятии мер по исключению канализационного запаха в районе МКД <адрес>. Отделом по исполнению административного законодательства в отношении КГУП «Приморский водоканал» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.22 Закона Приморского края от 05.03.2007 г. № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае». В адрес администрации городского округа Большой Камень была направлена пояснительная записка КГУП «Приморский водоканал» о причинах постоянных неисправностей КНС-9, КНС-10 и КНС «Садовая» и акт выездной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из пояснительной записки, в 2020 году в рамках реализации договора технологического присоединения было произведено подключение АО «РК «Новый Мир» к централизованной системе водоотведения городского округа Большой Камень. Сточные воды с АО «РК «Новый Мир» поступают в КНС- «Садовая» и в дальнейшем перекачиваются на очистные сооружения г. Большой Камень через КНС-9 и КНС-10. В процессе работы данного коллектора происходят аварийные остановки КНС, ввиду отказа оборудования из-за высоких загрязнений сточных вод жирами органических отходов. Канализационный коллектор находится на обслуживании КГУП «Приморский водоканал», не является муниципальной собственностью, равно как и КНС-9, КНС-10. При этом, согласно п.п. 111, 112, 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абоненты (каковым в данном случае является ГК «Доброфлот») обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе, ее отдельных объектов). На основании пояснительной записки КГУП «Приморский водоканал» в адрес ГК «Доброфлот» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о приведении сточных вод в соответствие с установленными нормативами, утвержденными постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения городского округа Большой Камень». ДД.ММ.ГГГГ на совещании по вопросу создания инфраструктуры ТОР «Большой Камень» под председательством заместителя председателя <адрес> по вопросам TOP A.M. Житникова КГУП «Приморский водоканал» предоставил информацию о том, что планируется проведение восстановительных работ на КНС-9 и КНС-10, а также планируется вынос электрооборудования за пределы КНС для предотвращения негативного воздействия. По информации руководителя ПП Большой Камень КГУП «Приморский водоканал» была произведена обработка места сброса дезинфицирующими средствами в районе КНС-9. В связи с указанным, полагает, администрацией в рамках предоставленных законом и концессионным соглашением полномочий предприняты все необходимые меры для организации надлежащего водоотведения на территории городского округа Большой Камень: муниципальное имущество, составляющее единую систему водоснабжения и водоотведения городского округа, передано на основании концессионного соглашения гарантирующей организации (согласно закону № 416-ФЗ); утверждены нормативы сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения городского округа; осуществляется надлежащий контроль за исполнением концессионного соглашения. Истцом не представлено доказательств бездействия органа местного самоуправления в рамках представленных полномочий, а также не указаны нормы права, согласно которым орган местного самоуправления может обладать какими-либо властными полномочиями в отношении имущества, не являющегося муниципальным, с целью возложения обязанности по организации отведения сточных вод в нормативном порядке. Полагает, что надлежащим ответчиком в отношении организации водоотведения на КНС-9, КНС-10 также является ГК «Доброфлот». Дополнительно пояснил, что КНС-9 и КНС-10 никогда не находились и не находятся в муниципальной собственности, каким-либо образом воздействовать на собственника этого имущества, полномочия у администрации отсутствуют. КНС-8 передана по концессионному соглашению и все обязательства собственников, в данном случае, обязанность в отношении этого имущества, права ограничены этим же концессионным соглашением, они не могут вмешиваться напрямую в хозяйственную деятельность концессионера. В материалы дела представлены доказательства, что администрация обращалась за разъяснениями к руководству КГУП «Приморский водоканал», в том числе, и руководству Рыболовецкого колхоза «Новый мир». Кроме того, на место выезжал глава города, которому обещали, что устранят нарушения, но никаких мер принято не было.

Представитель КГУП «Приморский водоканал» исковые требования в судебном заседании не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указал, что в рамках исполнения обязательств КГУП «Приморский водоканал» по договору о подключении к сетям централизованного водоотведения объектов АО КРДВ /ц от ДД.ММ.ГГГГ были построены внеплощадочные сети канализации для микрорайона «Садовый» в городском округе Большой Камень, строительно-монтажные работы выполнены по проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы. В составе линейного объекта построены КНС «Садовая», КНС и КНС . Данные КНС ни на каком праве за КГУП «Приморский водоканал» не закреплены, поскольку были построены в рамках исполнения договора заключённого с КРДВ. КНС «Садовая», КНС , КНС в состав имущества, закрепленного концессионным соглашением не включены. Организация водоотведения в пределах полномочий установленных законодательством РФ относится к вопросам местного значения. Ранее КГУП «Приморский водоканал» предоставлялись доказательства и протоколы исследования, согласно которым оборудование выходит из строя - это КНС 10, «Садовая» ввиду превышения нормативов в сточных водах от АО РК «Новый мир».

Представители ООО ССК «Звезда» в судебном заседании просили исковые требования, заявленные Большекаменским межрайонным прокурором удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Третье лицо, АО «РК «Новый мир», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился представитель КГУП «Приморский водоканал», представителем подана апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на положения ФЗ от 06.10.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указано, что администрация города Большой Камень необоснованно освобождена судом от гражданско-правовой ответственности. Кроме того, КНС на праве хозяйственного ведения за КГУП «Приморский водоканал» не закреплялась, эксплуатируется на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником КНС является администрация г.Большой Камень. Использование КНС в хозяйственной деятельности предприятия подразумевает поддержание указанной системы в работоспособном состоянии. В своей деятельности КГУП «Приморский водоканал» не нарушало Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не допускало аварийных ситуаций, вследствие которых произошли сбросы из канализационных насосных станций на рельеф местности и затем в водный объект. Кроме того, строительство КНС 9, КНС 10 осуществлено в соответствии с проектной документацией. Строительно-монтажные работы выполнены по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. После подключения в 2020 году к централизованной системе водоотведения г.Большой Камень АО «РК «Новый мир», стали наблюдаться неоднократные аварийные остановки насосных станций по причине отказа оборудования из-за высоких загрязнений сточных вод жирами и органическими отходами, при разложении которых в системе водоотведения выделяются опасные загрязняющие вещества, обладающие высокой реакционной способностью, вызывающие электрохимическую коррозию при взаимодействии с металлическими элементами конструкций оборудования насосных станций, находящихся под напряжением. В результате осуществления водоотведения сточных вод АО «РК «Новый Мир», не отвечающих требованиям нормативно-правовых актов к составу сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию, за истёкший период на объектах водоотведения, эксплуатируемых КГУП «Приморский водоканал», имелись случаи неоднократных аварийных ситуаций (полная остановка КНС), вызванные налипанием органической массы и жиров на оборудование станций. Для устранения причин аварийной остановки КНС 9, КНС 10, КГУП «Приморский водоканал» в свою очередь выполнил за свой счёт замену электрического и силового оборудования, произвёл вынос щитов управления из помещения размещения ёмкости КНС для предотвращения влияния выделяющихся химических веществ на установленное электрооборудование. В настоящее время ведётся переключение КНС с учётом нового размещения. Таким образом, КГУП «Приморский водоканал» своевременно приняло все меры по ликвидации сброса неочищенных вод на рельеф местности.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО «ССК «Звезда» просил оставить решение суда без изменения. Полагал, что факт ненадлежащего исполнения КГУП «Приморский водоканал» работы по водоотведению в городском округе Большой Камень, доказан материалами дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Приморского края просила в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения, ссылаясь на обоснованность приведенных доводов и ссылки на нормативные положения, указывающие на правомерность возложения обязанности по выполнению соблюдения тех требований, которые указаны в резолютивной части решения суда и возложены на КГУП «Приморский водоканал».

Представитель КГУП «Приморский водоканал» поддержал доводы апелляционной жалобы, указывая о том, что не является надлежавшим ответчиком по требованиям иска.

Представители КГУП «Приморский Водоканал», ООО «ССК «Звезда» указали о том, что просят решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя 3- го лица АО «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир», который надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, проверив надлежащее уведомление, лиц, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Обращаясь с требованиями о возложении обязанности устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод, прокурор исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена императивная норма, регулирующая порядок устранения указанных в иске нарушений, в связи с чем полномочия по выбору конкретного способа устранения нарушений являются прерогативой ответчика.

Требования иска удовлетворены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что КГУП «Приморский водоканал» обязан обеспечить нормативную очистку сточных вод в соответствии с санитарно – эпидемиологическими и экологическими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, права собственника по распоряжению объектами водоотведения и водоснабжения ограничены ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ФЗ "О концессионных соглашениях".

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 статьи 41.1 указанного закона определено, что, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

В силу части 1 статьи 18 указанного закона государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Следовательно, распоряжение имуществом, переданным в хозяйственное ведение КГУП « Приморский водоканал» для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Большой Камень на основании постановления концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Большой Камень и КГУп «Приморский водоканал», входит в компетенцию ответчика, а организация сброса очищенных сточных вод отвечает целям и задачам деятельности предприятия.

Постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема водоснабжения и водоотведения городского округа Большой Камень на период с 2019 по 2034 гг., КНС входит в указанную систему, в 2019 году в составе линейного объекта водоотведения построены КНС , .

Между КГУП «Приморский водоканал» (Заказчик) и ООО «Водоканал» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор оказания услуг , по условиям которого Заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и содержанию, а также выявлению и устранению аварий объектов водопроводно-канализационного хозяйства, указанных в Приложении к договору, собственными силами и средствами (пункт 1.1).

Согласно данного договора обществу передано на обслуживание дамба пусковая, канализационные очистные сооружения г. Большой Камень и канализационные – очистные сооружения г.Большой Камень и канализационно- очистные сооружения мкр. Южная Лифляндия.

Срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ установлен с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ ( пункт 5.1).

Положениями части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде возложена на всех водопользователей, вне зависимости от наличия или отсутствия права собственности.

Таким образом, обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод действующим законодательством возлагается на водопользователя, то есть лицо, эксплуатирующее системы холодного водоснабжения и водоотведения.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, при установлении факта нарушений со стороны именно КГУП « Приморский водоканал» требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, исходя из приведенных норм материального права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, к администрации городского округа Большой Камень и возложил обязанность устранить нарушения закона в части организованного сброса неочищенных сточных вод.

В решении суда мотивированно дана оценка выявленным фактам сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты с КНС , через проложенную от КНС трубу, а так же с КНС .

Данное обстоятельство подтверждается информацией Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КГУП «Приморский водоканал» к административной ответственности по ч.1 ст.8.13 КоАП РФ по фактам сброса хозяйственно- бытовых стоков от КНС ; актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссионного осмотра территории в районе КНС ,9,10, актом осмотра межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с участием специалистов, в результате осмотра установлен факт сброса с КНС ,9,10 неочищенных сточных вод ; актом осмотра межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, в результате осмотра установлен факт сброса с КНС неочищенных сточных вод ; постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст.8.1 КоАП РФ, в котором установлено, что КГУП «Приморский водоканал» при эксплуатации КНС ,9,10 оказывает негативное воздействие на окружающую среду, путем сброса сточных вод, как на рельеф местности, так и в русло ручья без названия; актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 14-15, 07.2021, от ДД.ММ.ГГГГ, составленными ООО «ССК «Звезда» о неоднократной фиксации фактов сброса сточных вод с характерным стойким запахом рыбной продукции с КНС на рельеф местности и в ручей без названия «Школьный», актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными ООО «ССК «Звезда», по фактам сброса от КНС хозяйственно- фекальных стоков на рельеф местности, которые стекали по канавам вдоль дороги в ручей ( Южный) постановлениями административной комиссии городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении КГУП «Приморский водоканал» и его должных лиц к административной ответственности по ч.2 ст.7.22 Закона Приморского края от 05.03.2007 № 44- КЗ «Об административной ответственности в Приморском крае» по фактам разлива хозяйственно- бытовых стоков на рельеф городского округа Большой Камень в районе КНС ,10.

При разрешении спора судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения апелляционную жалобу КГУП «Приморский водоканал» без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

33-6957/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Большекаменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
КГУП "Приморский водоканал"
администрация городского округа Большой Камень
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Макарова Инна Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
28.06.2024Передача дела судье
01.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее