Дело № 2-722/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Большая Соснова 29июля 2016 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Витовской Н.А.,
при секретаре Бушуевой О.Р.
с участием истца Пономаревой Н.Н., представителя ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Ждановой С.В., действующей по доверенности №01/2016 от 21.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой <данные изъяты> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства,
у с т а н о в и л:
Пономарева Н.Н. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указывая, что возраст ребенка 2 года 10 месяцев, что позволяет ему быть принятым в дошкольную образовательную организацию, считает не предоставление места в детском саду по месту проживания ребенка незаконным, нарушающим право несовершеннолетнего на получение дошкольного образования.
Истец Пономарева Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает, подтвердила доводы, изложенные в иске, пояснила, что до 30.06.2016 ее сын посещал группу кратковременного пребывания, с 01.09.2016 она выходит на работу и ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении для пребывания на полный рабочий день; также пояснила, что по заявлению от 19.01.2015 ее сын поставлен в очередь на предоставление места в детском саду, она обращалась устно к ответчику за предоставлением ее сыну путевки в детский сад по месту проживания с.Большая Соснова, однако, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.
Представитель ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Жданова С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала имеющиеся в деле письменные возражения на исковое заявление, пояснила, что истцу в предоставлении места в детском саду не отказано, ребенок продолжает находиться в очереди, в настоящее время мест в Большесосновском детском саду в группу на полный день нет, место будет предоставлено по мере возможности в порядке установленной очередности, Пономарев Ярослав состоит в очереди под номером 19, в настоящее время при удовлетворении заявленных требований будут нарушены права других детей, посещающих детский сад, а также тех детей, которые состоят в очереди на предоставление мест ранее ФИО1, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела судом извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без участия своего представителя. В представленных письменных возражениях на исковое заявление просит в удовлетворении иска отказать, указывает, что при наличии обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении места в детском саду дальнейшие действия (бездействие) ответчика истцом не указаны.
Суд считает возможным в соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Большесосновского муниципального района.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии частью 1 статьи 9 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района в лице Управления образования по исполнению вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В силу пункта 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом при предоставлении места в детском саду должны учитываться требования территориальной доступности.
Судом установлено, что Пономарева Н.Н. является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении III-ВГ № (л.д.7).
Администрация Большесосновского муниципального района и Управление образования при администрации Большесосновского муниципального района, являясь органами местного самоуправления, обязаны обеспечить ребенка местом в детской дошкольной организации для получения бесплатного образования, при наличии возраста ребенка - более двух месяцев, и заявления родителей.
Вместе с тем, судом установлено, что Пономарева Н.Н. 19.01.2015 обратилась в Управление образования с заявлением № 229, в котором просила предоставить место в Большесосновском детском саду ее ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, требуемая дата зачисления в ДОУ 01.09.2016 (л.д.9).
Таким образом, при отсутствии в материалах дела сведений об отказе ответчиков в обеспечении ФИО1 местом в детском саду, принимая во внимание, что на дату обращения в суд с настоящим иском 27.06.2016, а также на дату рассмотрения настоящего спора, обязанность в соответствии с волеизъявлением его законного представителя предоставить ФИО1 место в детском саду с 01.09.2016, у ответчиков еще не наступила, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в данном случае конституционный принцип общедоступности дошкольного образования и конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование не нарушены.
Суд при этом отмечает, что в случае не предоставления несовершеннолетнему ФИО1 места в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства в соответствии с заявлением № 229 от 19.01.2015 Пономарева Н.Н. не лишена возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права при наличии к тому законных оснований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Пономаревой <данные изъяты> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить место на полный день в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории с.Большая Соснова Большесосновского района Пермского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца.
Судья Н.А.Витовская