Дело №5-1994/2021
11RS0005-01-2021-004767-82
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
29 июля 2021 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:
Полное наименование: |
Муниципальное унитарное предприятие «Ухтасервис» |
Сокращенное наименование: |
МУП «Ухтасервис» |
ОГРН |
...., запись в ЕГРЮЛ внесена <...> г. |
ИНН\КПП |
.... |
юридический адрес: |
.... |
фактический адрес: |
.... |
установил:
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании определения от 16.06.2021 №142, в Ухтинский городской суд передано для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица - МУП «Ухтасервис» (далее по тексту так же – Учреждение), по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа по доверенности, Музалевская О.В. настаивала на привлечении Учреждения к административной ответственности.
Представитель МУП «Ухтасервис» по доверенности Сурмина Е.Н. вину в совершении правонарушения признала частично, пояснила, что облучатели ранее не были установлены на предприятии, но во исполнение предписания от 24.02.2021 .... предприятие приобрело данные излучатели. Офис Учреждения находится в общежитии на первом этаже и имеет общий доступ с жителями общежития первого этажа. В туалете имеется только обычное мыло. В каждом кабинете имеется мыло и дезинфицирующее средство (гель, спрей и т.д.), сотрудники Учреждения пользуются дезинфицирующими средствами на рабочем месте. <...> г. все сотрудники были отстранены от работы по предписанию Роспотребнадзора и при проверке 24.02.2021 все столы в кабинетах были накрыты, поэтому дезинфицирующие средства Роспотребнадзором не были обнаружены. Термометр бесконтактный был приобретен в феврале 2020 и использовался при проверке. 24.02.2021 в офисе было только двое сотрудников, которые не имели доступа к документам по приобретению термометра, и к термометру, который находился в закрытом шкафу бухгалтера, журнал измерения температуры не вели. Такой журнал стали вести после предписания .....
18.02.2021 пришло предписание об отстранении директора ФИО6 и контактировавших с ней лиц. Утром все сотрудники были на работе, потом уехали в больницу. Все работники были отстранены от работы и пошли сдавать тест, на следующий день пришли результаты её, ФИО9, ФИО8, ФИО5, у всех был положительный результат на Ковид. Ни у кого из сотрудников не было симптомов, никто не понял, что болеет, потом поняли, что не чувствуют запахов, ни у кого не было повышенной температуры, была слабость, усталость. ФИО6 вышла на больничный с 15 февраля, 12 февраля она весь день была на работе.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст. 29).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников (ст. 11).
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона №52-ФЗ закрепляют право каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и созданы благоприятные условия его жизнедеятельности по смыслу статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образуют санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (пункт 1 статьи 2).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия представляют собой организационные административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляет охрану здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 на территории Республики Коми, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16.03.2020 года введен режим повышенной готовности.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из протокола об административном правонарушении, составленного 15.06.2021 за .... в отношении МУП «Ухтасервис» заместителем главного государственного санитарного врача по г. Ухте, г. Сосногорску, г. Вуктылу, Троицко-Печорскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте Музалевской О.В., следует, что на основании распоряжения от 20.02.2021 .... о проведении расследования инфекционных и неинфекционных заболеваний, согласно акту от 22.05.2021 по результатам эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, в МУП «Ухтасервис» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в Учреждении:
1) не применяются в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа отсутствуют.
2) для соблюдения правил личной гигиены в санузле для персонала отсутствует дозатор для обработки рук кожным антисептиком.
3) не осуществляется ежедневный перед началом работы «входной фильтр» с целью выявления работников с признаками инфекционного заболевания с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника, с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе, не обеспечено проведение в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией: бесконтактный термометр не предъявлен, документы о его приобретении не предоставлены, журнал термометрии сотрудников отсутствует, согласно опроса заболевших 3-е из заболевших при наличии заболевания ходили на работу: ФИО5 заболела 12.01.2021, до 16.02.2021 работала, ФИО8 заболела 18.01.2021, до 18.02.2021 работала, ФИО4 заболела 12.01.2021, до 08.02.2021, работала.
В соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 №65, СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15, постановлением Главного государственного санитарного врача по РК от 12.04.2020 №221 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 на предприятиях и в организациях Республики Коми» (далее по тексту – Постановление), юридическими лицами должно быть обеспечено:
- организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). Контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи на дому (п. 2.1 Постановления, п. 4.4 СП 3.1.3597-20);
- оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования (п. 3.8 Постановления).
- применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п. 3.12 Постановления, п. 4.4 СП 3.1.3597-20);
Представителем Общества не оспаривается, сотрудники ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО4, имея симптомы заболевания, не были отстранены от выполнения трудовых функций.
Действия МУП «Ухтасервис» квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Между тем, нахожу ошибочной ссылку административного органа на пункты 2.1, 3.8, 3.12 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 12 апреля 2020 года №221 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 на предприятиях и в организациях Республики Коми», учитывая, что указанное постановление не было опубликовано, а равно не относится к нормативно-правовым актам, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нарушение установленных им требований не образует состава административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Кроме того, указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение положений пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 является необоснованным в силу следующего.
Пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 определяет мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 №АКПИ21-78 сделан вывод, что выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путём установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку напрямую не возлагает на физических лиц и организации обязанность соблюдения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции.
Нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, введённых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21 названного Обзора).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 КоА ПРФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении прихожу к выводу о том, что совершенное МУП «Ухтасервис» деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Факт нарушения юридическим лицом вышеприведенных положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СП 3.1.3597-20, с достоверностью подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, в т.ч. протоколом об административном правонарушении, актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, предписанием от 18.02.2021, предписанием от 24.02.2021, окончательным донесением о регистрации COVID-19 в МУП «Ухтасервис» от 11.05.2021 и иными материалами дела.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Ухтасервис» не обеспечило выполнение требований санитарного законодательства при организации деятельности учреждения.
Доказательств того, что юридическим лицом принимались все возможные меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения санитарных правил и норм, по фактам нарушения которых составлен протокол об административном правонарушении и за нарушение которых КоАП РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в данном случае не установлено.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях МУП «Ухтасервис» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При производстве по делу нарушений процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность юридического лица, суд признает совершение правонарушения впервые, принятие определенных мер по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п.3.3. ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания суд учитывает характер административного правонарушения, организационно-правовую форму юридического лица (унитарное предприятие), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и считает возможным подвергнуть МУП «Ухтасервис» административному наказанию с учетом положений п. 3.2., п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 4.1, ч. 1 ст. 20.6.1, ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие «Ухтасервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель Управление федерального казначейства Минфина России по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми), ИНН 1101486396, КПП 110101001, БИК 018702501, ОКАТО 87725000, КБК 14111601061010003140, р/счет № 03100643000000010700, л/с 04071788040, к/с 40102810245370000074, банк получателя Отделение – НБ Республики Коми Банка России / УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, УИН 14104110096000020123, ЕИП 20011020801101102501001, назначение платежа: административный штраф по протоколу об административном правонарушении от 15.06.2021 .....
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо предъявить в канцелярию Ухтинского городского суда Республики Коми (г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 14).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.