Дело № 2-2712/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2018 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Николаева В.И., представителя ответчика Ивановой Е.О., представителя третьего лица Ивановой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Василия Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании компенсации морального вреда, обязании принести официальное извинение,
установил:
Николаев В.И. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, обязании органа предварительного следствия и прокуратуры Калининского района г. Чебоксары принести официальное извинение.
Требования мотивированы тем, что приговором Калининского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ истец оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием состава преступления, действия по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктом «д» части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации переквалифицированы на часть 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В обоснование перенесенных моральных переживаний истец указывает, что в результате незаконного обвинения и уголовного преследования были опорочены его честь, достоинство и репутация, причинены нравственные и физические страдания, в связи с ложным обвинением он не смог продолжить активную общественную жизнь, потерял работу, друзей, знакомых, <данные изъяты>
Перенесенные моральные переживания истец оценивает в 100 000 руб., которые изначально просил взыскать с Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
С согласия истца определением суда от 7 июня 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике надлежащим Министерством финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец Николаев В.И. поддержал как требование о взыскании компенсации морального вреда, так и требование об обязании принести официальное извинение.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Иванова Е.О. исковые требования не признала, указав, что размер компенсации морального вреда завышен и является несоразмерным перенесенным истцом моральным страданиям, не соответствует требованиям разумности и справедливости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г. полагала исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению с учетом принципов разумности и справедливости, просила прекратить производство по делу в части требования заявителя о возложении на прокурора обязанности принести официальное письменное извинение за причиненный вред, так как данное требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Определением от 3 июля 2018 года производство по делу в части требований Николаева В.И. об обязании органа предварительного следствия и прокуратуры Калининского района г. Чебоксары принести официальное извинение прекращено.
Заслушав позицию сторон по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.
В сфере уголовного судопроизводства реализация данных норм обеспечивается применением института реабилитации.
Как указано в статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 133-139, 397 и 399).
В соответствии со статьей 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Часть 2 указанной статьи гласит, что право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Условием возмещения морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, является признание права на реабилитацию посредством принятия соответствующего решения уполномоченным на то лицом (судом в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем в постановлении - часть 1 статьи 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из исследованных по делу доказательств, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ приговором Калининского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ истец оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием состава преступления, действия по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктом «д» части 2 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации переквалифицированы на часть 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельствах требования истца Николаева В.И.о возмещении морального ущерба являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера компенсации морального вреда в денежной форме, суд принимает во внимание все заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требований разумности и справедливости.
В статье 1100 Кодекса указано, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину, в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда должен основываться на характере и объеме причиненных потерпевшему нравственных и физических страданий, с учетом требований разумности и справедливости.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 8 постановления от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, причиненного истцу, в денежном выражении, суд исходит из того, что незаконное уголовное преследование в отношении истца имело место быть, принимает во внимание степень моральных, физических и нравственных страданий Николаева В.И. и оценивает их на сумму 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Николаева Василия Ивановича компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено 5 июля 2018 года.