34RS0№-42 Дело №а-264/2022
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 января 2022 г. <адрес>
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Резникова Е.В.
при секретаре судебного заседания ФИО2,
помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ио Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
при участии: представителя административного истца ФИО4,
представителя административного ответчика администрации Волгограда ФИО5, действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации <адрес> Волгограда ФИО6, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ио Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в обоснование указав, что в рамках проведенных надзорных мероприятий установлены нарушения требований, а именно установлен факт размещения несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E). В адрес главы администрации Волгограда было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, которое не было исполнено. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> Волгограда, выразившееся в непринятии мер к очистке от несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E); признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в отсутствии финансирования администрации <адрес> в целях принятия мер по очистке от несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E); обязать администрацию Волгограда в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выделить необходимые и достаточные денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E); обязать администрацию <адрес> Волгограда в течении 6 месяцев с момента поступления денежных средств ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Волгограда ФИО5, представитель административного ответчика администрации <адрес> Волгограда ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебное заседание представители Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, ООО «Ситиматик- Волгоград», Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 10 Закона N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
К вопросам местного значения сельского поселения и муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального образования (пункт 18 части 1 статьи 14 и статьи 14, 15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу пунктов 4.13, 5.26 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные, для размещения на них отходов; сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложена на отраслевой орган местного самоуправления - администрацию района, являющийся юридическим лицом.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте ДД.ММ.ГГГГ Положения об администрации <адрес> Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно положений пунктов 1, 8, 10, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
По настоящему делу судом установлено, что Волгоградской транспортной прокуратурой в рамках проведенных надзорных мероприятий установлены нарушения требований, а именно установлен факт размещения несанкционированных свалок отходов (ТБО, строительный мусор, растительные отходы, автомобильные покрышки, картон, древесина) на земельных участках, расположенных на территории <адрес> - р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> транспортной прокуратурой было вынесено Представление об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Волгоградской транспортной прокуратурой заместителем главы Волгограда был направлен ответ, согласно которого администрация Волгограда включила указанные места в план проверок, по результатам которых будет рассмотрен вопрос о необходимости включения дополнительных бюджетных ассигнований для выполнения мероприятий.
Согласно ответа <адрес>, данный административный ответчик также указал на включение указанных мест в план проверок.
В судебное заседание доказательств того, что указанные проверки были осуществлены, выделены необходимые денежные средства и произведена ликвидация несанкционированных свалок отходов, административными ответчиками не представлено, при этом факт нахождения данных свалок ТБО по указанным координатам в рамках судебного разбирательства указанными сторонами не оспаривался и подтверждается представленной административным истцом фототаблицей.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Администрация Волгограда является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на ликвидацию свалок, в том числе районным администрациям, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков имеет место незаконное бездействие, в связи с чем, заявленные требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны ответчиков о том, что в силу заключенного соглашения, вывоз указанных отходов должен осуществляется региональным оператором ООО «Ситиматик- Волгоград», суд признает не состоятельным, поскольку данная организация несет ответственность за накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, к которым, в силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 269 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ио Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Волгограда, администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> Волгограда, выразившееся в непринятии мер к очистке от несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в отсутствии финансирования администрации <адрес> в целях принятия мер по очистке от несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
Обязать администрацию Волгограда в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выделить необходимые и достаточные денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
Обязать администрацию <адрес> Волгограда в течении 6 месяцев с момента поступления денежных средств ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории р.<адрес> (48o47’36.3”N 44o19’39.0”E, 48o46’18.0”N 44o22’12.2”E, 48o46’59.6”N 44o22’19.7”E, 48o47’03.5”N 44o22’16.7”E) и на <адрес> (48o47’07.5”N 44o22’15.0”E).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Дзержинский районный суд <адрес> в Волгоградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Резников