Дело № 2-4395/2024 24RS0040-01-2024-004586-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 25 сентября 2024 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шалаевой Д.И.,
при секретаре судебного заседания КПЕ,
с участием процессуального истца КНА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экологического сопровождения» об обязании совершить действия в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах РФ обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Центр экологического сопровождения» об обязании совершить действия в области охраны окружающей среды.
Требования мотивированы, что во исполнение п. 28 Плана работы Красноярской природоохранной прокуратуры на 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения ООО «Центр экологического сопровождения» (далее - ООО «ЦЭС», Общество) требований законодательства об отходах производства и потребления. По результатам проверки генеральному директору ООО «ЦЭС» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием об устранении нарушении природоохранного законодательства. За выявленные нарушения ответчик привлечен к административной ответственности, в том числе по ст. 8.5, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. До настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены, в частности не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не поданы в уполномоченный орган декларации о воздействии на окружающую среду, в отношении нижеуказанных объектов II категории негативного воздействия на окружающую среду (далее ОНВОС). В ходе проверки установлено, что хозяйственная деятельность (основной вид - сбор отходов, ОКВЭД 38.1, дополнительный вид - обработка и утилизация отходов, ОКВЭД 38.2) ООО «ЦЭС» осуществляется на трех производственных площадках по адресам: <адрес>, район производственной базы, овощехранилище, расположена на земельном участке с кадастровым номером № промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, при постановке на учет присвоена II категория HBOC (код №, тип площадной); <адрес>, расположена на земельном участке с кадастровым номером №, промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, при постановке на учет присвоена II категория HBOC (код №П, тип площадной); <адрес> В, расположена на земельном участке с кадастровым номером №. Промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, при постановке на учет присвоена II категория HBOC (код №П, тип площадной). На ОНВОС ведутся работы по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления. При этом, неисполнение до настоящего времени ответчиком обязанностей по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подаче декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов HBOC II категории, препятствует достижению целей в виде обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, и влечет нарушение государственных интересов.
Красноярский природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «Центр экологического сопровождения» при осуществлении деятельности по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами №П, №П, №П; представить в министерство экологии Красноярского края декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами №
В судебном заседании заместитель Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске КНА поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в иске, наставала на их удовлетворении.
Представитель ответчика генеральный директор ООО «ЦЭС» ПГР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, направил в суд письменное заявление о призвании исковых требований в полном объеме, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в свое отсутствие не направили, об отложении судебного заседания не просили.
Выслушав заместителя Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске КНА, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статьи 34 Закона № 7-ФЗ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с ч.ч. 1, 11 ст. 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ), установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1021, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность по образованию и обращению с отходами I - V классов опасности, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категорий.
Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I или II категорий.
Требования к оформлению и содержанию нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемым применительно к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории, установлены пунктами 15-20, 23-26 Методический указаний.
Из положений ст. 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Такая декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 39 Закона N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности ООО «ЦЭС» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются: сбор и обработка сточных вод, обработка и утилизация отходов, заготовка, хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных металлов, утилизация вторичных неметаллических ресурсов во вторичное сырье, утилизация отходов и лома стекла, бумаги, пластмасс, резины, текстильных материалов, прочих вторичных неметаллических ресурсов во вторичное сырье и др. (ОКВЭД 38.1, 38.2 и др.).
Наименование лицензируемого вида деятельности, на который выдана лицензия: деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю); лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦЭС» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйственная деятельность осуществляется на трех производственных площадках по адресам:
- <адрес>), район производственной базы, овощехранилище, расположена на земельном участке с кадастровым номером № Промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, присвоена II категория HBOC (код №П, тип - площадной);
- <адрес> расположена на земельном участке с кадастровым номером №. Промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, при постановке на учет присвоена II категория HBOC (код №П, тип — площадной);
<адрес>, расположена на земельном участке с кадастровым номером №. Промышленная площадка поставлена на государственный учет в реестр ОНВОС, при постановке на учет присвоена II категория HBOC (код №П, тип - площадной).
Красноярской природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка ООО «ЦЭС» соблюдения требований природоохранного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске в адрес ООО «ЦЭС» внесено представление с требованиями об устранении нарушений природоохранного законодательства. За выявленные нарушения ответчик привлечен к административной ответственности, в том числе по ст. 8.5, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно представлению, из отчетов 2-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ годы следует, что в процессе хозяйственной деятельности на ОНВОС №П образуется 7 видов отходов IV-V классов опасности, на ОНВОС №П образуется 1 вид отходов IV класса опасности, а также осуществляется обезвреживание 20 видов отходов V класса опасности, полученных от других хозяйствующих субъектов, на ОНВОС №П образуется 3 вида отходов IV класса опасности, а также осуществляется обезвреживание 8 видов отходов V класса опасности, полученных от других хозяйствующих субъектов. В 2022 году и в настоящее время образовываются твердые коммунальные отходы в виде: мусора от офисных и бытовых помещений, мусора и смета от уборки складских помещений, отходы (остатки) сортировки бумаги и картона, непригодные для утилизации, которые уничтожались термическим методом посредством установки HURIKAN-150, в результате чего образовывается отход, остаток от сжигания твердых коммунальных отходов, содержащих преимущественно оксиды кремния, железа и алюминия (IV класс опасности), который до 11 месяцев накапливается на площадках в специальном контейнере. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на данных объектах не ведется.
Согласно ответу ООО «ЦЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора, Обществом предпринят перечень мероприятий и действий с целью устранения выявленных нарушений. Так, приведен в соответствие перечень отходов, образовывающихся в процессе собственной производственно-хозяйственной деятельности. Выявленный перечень отходов отнесен к соответствующим классам опасности, приведен в соответствие журнал учета отходов за ДД.ММ.ГГГГ. В рамках заключенного договора между ООО «ЦЭС» и ООО «Экотехника» <адрес> на выполнение работ по экологическому сопровождению на данном этапе подготавливается документация для подготовки и сдачи статистической отчетности в РПН. ООО «ЦЭС» ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия на обращение с отходами (сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизация отходов III - IV классов опасности), в результате чего существенно изменились нормативы образования отходов. В целях обеспечения охраны окружающей среды на данном этапе разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с учетом новых изменений в деятельности организации.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЦЭС» Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края вынесено постановление № о назначении административного наказания по ч.7, 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно объяснению генерального директора ООО «ЦЭС» ПГР от ДД.ММ.ГГГГ, складирование отходов III-V классов опасности на производственной территории по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, временно накапливаются с ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка на необорудованных местах (площадках) в связи с тем, что в настоящее время проводится строительство ангара для накопления и сортировки отходов, которые в последующем будут обезвреживаться в печах. Вину в накоплении отходов признал. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в отношения объектов НВОС ІІ категории не утверждены, в связи с изменением технологических процессов, увеличением производственных мощностей, что требует проведения корректировки природоохранной документации.
В связи с изложенным, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя Красноярского природоохранного прокурора об обязании ответчика при осуществлении хозяйственной деятельности по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления разработать и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами №П, №П, №П, и представить в министерство экологии Красноярского края декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами № в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, объем выполнения работ, суд полагает, что срок исполнения возложенных на ответчика обязанности должен составить три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в части размера государственной пошлины по иску неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «ЦЭС» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экологического сопровождения» об обязании совершить действия в области охраны окружающей среды удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Центр экологического сопровождения» (ИНН №, ОГРН №) обязанность при осуществлении деятельности по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления разработать и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами №, представить в министерство экологии Красноярского края декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду с кодами №, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центр экологического сопровождения» (ИНН №, ОГРН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Шалаева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.