Судья Мишарина И.С. дело № 33а-1340/2022 (дело № 2а-7574/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Пристром И.Г., Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Сосногорска Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании незаконного бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., письменные объяснения участвующего в деле в качестве представителя административного истца прокурора Скворцовой Е.А., судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор города Сосногорска Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности в срок до 01 июля 2022 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, с мест несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда на земельном участке в квартале № 136 выдел 10 Айювинского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" в точках с географическими координатами N 630 44" 13,8" Е 0540 12" 36,9" на площади 100 кв.м. (0,01 га), в соответствии с требованиями действующего законодательства, в обоснование которого указал, что по результатам проведения в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проверки исполнения требований природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда, установлен факт наличия несанкционированной свалки в квартале № 136 выдел 10 Айювинского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" в точках с географическими координатами N 630 44" 13,8" Е 0540 12" 36,9" на площади 100 кв.м. твердых бытовых и коммунальных отходов в виде пластиковых и стеклянных бутылок, банок, пластиковых контейнеров, коробок разного объема, упаковочных пакетов, отходы от разборки старого деревянного здания в виде кусков досок, бревен. Объекты размещения отходов в государственный реестр размещения отходов не внесены. Ссылаясь на положения земельного и санитарного законодательства, настаивая на том, что несанкционированные свалки приводят к загрязнению лесов, вызывают пожароопасную ситуацию, и представляют собой потенциальную опасность здоровью и безопасности населения, указывая, что охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах предоставленных полномочий, несанкционированная свалка бытовых расходов расположена на земельном участке лесного фонда, просит возложить на административного ответчика обязанность по защите и охране лесов.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ РК "Сосногорское лесничество", Федеральное Агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель административного истца Липина С.М. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика Редько В.А. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва на административное исковое заявление.
Иные заинтересованные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.
Судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке участвующих лиц.
По итогам рассмотрения административного дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 ноября 2021 года административное исковое заявление прокурора города Сосногорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами удовлетворено. На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность в срок до 01 июля 2022 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории государственного лесного фонда на земельном участке в квартале № 136 выдел 10 Айювинского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" в точках с географическими координатами N 630 44" 13,8" Е 0540 12" 36,9" на площади 100 кв.м. (0,01 га), в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе, поданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем, правовых оснований для возложения на административного ответчика приведенных в решении суда обязанностей не имелось.
Участвующий в административном деле в качестве представителя административного истца прокурор Скворцова Е.А. представила судебной коллегии письменные объяснения, в которых с доводами апелляционной жалобы не согласилась со ссылкой на законность судебного акта, просила правильное решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный ответчик и заинтересованные лица, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Коми не принимали, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при имеющейся явке участвующих в административном деле лиц, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме на основании положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных прокурором возражений, изучив письменные объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной 15 июля 2021 года прокуратурой города Сосногорска проверки исполнения Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, распложенных на землях государственного лесного фонда, а также согласно акту патрулирования лесов № 1 от 05 октября 2021 года в квартале 136 выделе 10 Айювинского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" в точках с географическими координатами N 630 44" 13,8" Е 0540 12" 36,9" на площади 100 кв.м. в яме глубиной до 5м. выявлено место несанкционированного размещения различных отходов производства и потребления в виде пластиковых и стеклянных бутылок, банок, пластиковых контейнеров, коробок разного объема, упаковочных пакетов, отходы от разборки старого деревянного здания в виде кусков досок, бревен, реек.
Обнаруженная свалка (место несанкционированного размещения различных отходов производства и потребления навалы) расположена на земельном участке государственного лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
Собственник отходов не установлен, в аренду спорный земельный участок не предоставлен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 19,50.7,51,53,60.1-60.3,60.12,83,84 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 2,4,11,16,16.1,39,51,78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, Правил санитарной обработки безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого, исходя из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5, 6, 8, 12 пункта 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса, и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.
Учитывая изложенное, обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, размещенных на лесном участке в квартале № 136 выдел 10 Айювинского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" в точках с географическими координатами N 630 44" 13,8" Е 0540 12" 36,9" на площади 100 кв.м. (0,01 га), правомерно возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика, в целом сводящиеся к тому, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, не допустило какого-либо незаконного действия или бездействия для возложения какой-либо обязанности, судебная коллегия считает несостоятельными.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно требованиям статей 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в связи с чем именно данный орган является надлежащим ответчиком по делу, на которого подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов в лесном массиве.
Не принимаются во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Имея в виду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, должно обеспечивать в лесах Республики Коми, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с частью 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Прекращение с 01 октября 2016 года действия нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей очистку лесов от захламления и загрязнения, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах при осуществлении полномочий по охране лесов от загрязнений и иного негативного воздействия в силу главы 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона об охране окружающей среды и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607.
Введенная с 01 марта 2017 года норма части 3 статьи 60.12 главы 3.2 "Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия" Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с названным Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Председательствующий -
Судьи -
Мотивированное апелляционное определение составлено 04 марта 2022 года.