Дело №2-200/2024 Председательствующий – судья Корбан А.В.
УИД 32RS0021-01-2023-001899-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2369/2024
г. Брянск 06 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Фроловой И.М., Михалевой О.М.,
при секретаре Н.Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Луцай Ирины Владимировны на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 03 апреля 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Новозыбковской городской администрации Брянской области к Мищенко Виктору Васильевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Брянской области Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился с иском о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселении из него.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, постановлением главы администрации г. Новозыбкова от 23 сентября 2010 года №761 отнесено к служебным, закреплено за филиалом ФГБОУ ВО «БГУ имени академика Петровского» в г. Новозыбкове и на основании постановления главы администрации г. Новозыбкова от 28 октября 2013 года предоставлено работнику этого филиала Мищенко В.В. В тот же день между комитетом по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации и Мищенко В.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения.
2 мая 2023 года Мищенко В.В. прекратил трудовые отношения в ФГБОУ ВО «БГУ имени академика Петровского» в г.Новозыбкове. 25 сентября 2023 года истцом в адрес ответчика было направлено требование освободить от личных вещей служебное жилое помещение и сдать ключи в Новозыбковскую городскую администрацию в срок до 9 октября 2023 года. Однако, требование истца оставлено без удовлетворения.
Просил признать Мищенко В.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку в ходе комиссионного обследования, проведенного 14 февраля 2024 года, было установлено, что ответчик продолжает пользоваться жильем.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 03 апреля 2024 года исковые требования Новозыбковской городской администрации Брянской области к Мищенко Виктору Васильевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении удовлетворены.
Судом постановлено: «Признать Мищенко Виктора Васильевича утратившим право пользования жилым помещением – квартирой № дома № по <адрес> и выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Мищенко Виктора Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области» государственную пошлину в сумме 600 (шестьсот) рублей».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Луцай И.В. просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своих доводов указывает, что истцом не предоставлено доказательств того, что спорное жилое помещение в настоящее время входит в состав специализированного жилищного фонда. Считает, что судом не дана надлежащая оценка п. 1 договора найма служебного жилого помещения № 434 от 28.10.2013 г.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель Новозыбковской городской администрации Кабова И.П., старший помощник прокурора Калина О.В. просили решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Брянской области Новиковой Н.В., судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и не подлежит отмене.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации г. Новозыбкова Брянской области №761 от 23 сентября 2010 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было признано служебным и закреплено на праве пользования за филиалом БГУ им. акад. И.Г. Петровского г. Новозыбкова (л.д.18). Данное постановление не отменено и никем не оспорено.
Право муниципальной собственности на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 03 сентября 2011 года. На время рассмотрения спора квартира находится в собственности муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области» (л.д.4-5).
Из постановления главы администрации г. Новозыбкова Брянской области №807 от 28 октября 2013 года следует, что указанное жилое помещение было предоставлено Мищенко В.В. в качестве служебного (л.д.11-16, 17).
В тот же день на основании этого постановления между наймодателем – комитетом имущественных и земельных отношений, действующим от имени собственника жилого помещения администрации г.Новозыбкова, и нанимателем Мищенко В.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения №434, по условиям которого наймодатель передал нанимателю жилое помещение – квартиру № дома № по <адрес> во временное пользование (л.д.6-10). При этом в п.1 договора указано, что жилое помещение передается нанимателю на время действия договора хранения с 28 октября 2013 года по 31 декабря 2014 года, при этом пунктом 3 договора установлено, что указанное жилое помещение предоставляется во временное пользование на время работы нанимателя в МФ БГУ (л.д.6). Согласно п.10 договора при прекращении трудовых отношений с МФ БГУ со дня увольнения нанимателя договор считается расторгнутым (л.д.9).
На дату заключения договора ответчик занимал должность директора филиала БГУ в г. Новозыбкове.
Сторонами не оспаривается, что с указанного времени и до даты рассмотрения иска Мищенко В.В. продолжает занимать указанное жилое помещение и пользоваться им, что помимо пояснений представителя истца, ответчика, его представителя, подтверждается актом комиссионной проверки от 14 февраля 2024 года, согласно которому в квартире находятся личные вещи ответчика, принадлежащее ему имущество.
Согласно поквартирной карточке Мищенко В.В. остается зарегистрированным по указанному адресу (л.д.31).
Вместе с тем, в соответствии с приказом №305-лг от 2 мая 2023 года трудовые отношения между ФГБОУ ВО «БГУ имени академика Петровского» в г. Новозыбкове и Мищенко В.В. прекращены (л.д.20).
В настоящее время он работает в филиале Московского педагогического государственного университета в г. Черняховске Калининградской области, что следует из сведений, предоставленных УФНС по Брянской области (л.д.49), информации, сообщенной суду ответчиком и его представителем.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение являлось служебным, было предоставлено ответчику для временного проживания на время его трудовых отношений, в связи с прекращением которых он утратил право пользования им, вследствие чего подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В силу ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом и т.д.
В силу положений ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Аналогичные положения содержатся в ст.30 ЖК РФ.
В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ч.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Назначение и порядок предоставления служебных жилых помещений определены ст.93 и ч.3 ст.104 ЖК РФ, согласно которой договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений.
В соответствии с ч.5 ст.100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В силу положений ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В той же статье перечислены иные категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании договоров социального найма из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 ЖК РФ.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован ст.52 ЖК РФ.
В частности, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов. О принятом решении заявитель должен быть уведомлен.
Судом установлено, что Мищенко В.В. нуждающимся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма не признавался и на соответствующем учете не состоял ни на время предоставления ему жилого помещения, ни в дальнейшем, решение о постановке его на соответствующий учет не принималось.
Доводы ответчика о том, что им подавалось соответствующее заявление, материалами гражданского дела не подтверждается.
Несмотря на то, что постановление об отнесении жилого помещения к специализированному жилому фонду было принято до регистрации права муниципальной собственности на указанное жилое помещение, оно не отменено и никем не оспорено.
Постановление №807 от 28 октября 2013 года о предоставлении жилого помещения Мищенко В.В. в качестве служебного принято уже после регистрации права муниципальной собственности на квартиру.
Содержание заключенного между сторонами договора согласуются с содержанием указанного постановления. По его условиям квартира передавалась Мищенко В.В. во временное пользование, на время его работы в филиале БГУ.
Отсутствие зарегистрированного обременения само по себе не позволяет автоматически отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за Мищенко В.В. право пользования им на условиях договора социального найма.
При установленных обстоятельствах оснований считать, что между сторонами сложились правоотношения по социальному найму жилого помещения не имеется.
Доводы жалобы о том, что после 31 декабря 2014 года истек срок действия договора, и Мищенко В.В. продолжил пользоваться квартирой на соответствующих условиях, несостоятельны.
В договоре указано два условия относительно срока его действия: на время действия договора хранения с 28 октября 2013 года по 31 декабря 2014 года (п.1) и на время работы нанимателя в МФ БГУ (п.3).
В ст.425 ГК РФ определено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что между сторонами был заключен договор найма служебного жилого помещения, сложились соответствующие правоотношения, условия указанного договора исполнялись сторонами вплоть до увольнения Мищенко В.В.
При этом, несмотря на то, что по условиям договора он считается расторгнутым при прекращении трудовых отношений с МФ БГУ со дня увольнения, до настоящего времени ответчик продолжает пользоваться жилым помещением, вопреки обязанности освободить его в установленные сроки и сдать по акту (п.п.10 п.4 договора).
Согласно п.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане, по общему правилу, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, перечислены в п.2 ст.103 ЖК РФ. Ответчик к ним не относится. Однако адресованные к нему требования истца о выселении оставлены ответчиком без удовлетворения.
Решением Совета народных депутатов Новозыбковской городской администрации от 28 марта 2023 года №6-512 принято Положение «О специализированном жилом фонде Новозыбковского городского округа Брянской области», согласно п.2.2.1. которого приватизация служебных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, производится в порядке, установленном настоящим Положением.
Согласно пункту 2.3 указанного Положения право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют наниматели служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, работающие на момент подачи заявления в государственном учреждении образования или государственном учреждении здравоохранения, государственных органах охраны, государственных органах правопорядка, или муниципальном учреждении (предприятии) или в органах местного самоуправления при наличии определенных условий.
В силу п.п. 2.3.6 Положения за приватизацией служебных жилых помещений вправе обращаться лишь те педагогические работники, которые осуществляют свою трудовую деятельность в муниципальных учреждениях городского округа.
Ответчик прекратил свою трудовую деятельность на территории городского округа в мае 2023 года.
Сведения о том, что Мищенко В.В. ранее пытался реализовать право на приватизацию спорного жилого помещения материалы дела не содержат.
Оснований для сохранения за ним права пользования квартирой на определенный срок суд не усмотрел.
При установленных обстоятельствах отсутствие иного жилья в собственности либо в пользовании ответчика само по себе не является основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия так же считает верным, основанным на материалах дела, нормах права, предусмотренных ст. 103 ГПК РФ, вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Вопреки доводам жалобы, при разрешении спора судом первой инстанций дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в решении суда первой инстанции содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, не содержат правовых оснований для отмены решения суда и основаниями для его отмены не являются.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 03 апреля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Луцай Ирины Владимировны – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Новозыбковский городской суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
Н.П. Петракова |
|
|
Судьи |
И.М. Фролова |
О.М. Михалева |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.08.2024 г.