Дело № 12-19/2024
УИД 76RS0013-01-2023-002121-86
РЕШЕНИЕ
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Леонова Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 12 февраля 2024 г. жалобу Фроловой Виктории Анатольевны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 23.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Фроловой В.А.
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 23 ноября 2023 г. Фролова В.А. - начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Рыбинский городской суд, Фролова В.А. просит отменить постановление мирового судьи районного суда, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что в соответствии с распоряжением администрации Рыбинского муниципального района от 25.11.2020 № осуществляет МКУ РМР ЯО «<данные изъяты>». При этом, Управление ЖКХ, транспорта и связи реализует возложенные на него в сфере дорожного хозяйства полномочия, предусматривая бюджетные ассигнования на указанные цели в соответствии с утвержденной программой. Формирование и порядок использования бюджетных ассигнований дорожного фонда в текущем году утверждается решением о бюджете муниципального образования (в данном случае - декабрь 2022 г.) На должность начальника управления Фролова В.А. назначена 05.06.2023, в связи с чем, с учетом периода трудоустройства на момент привлечения к административной ответственности и обязанности прохождения установленных законом конкурентных процедур, она не имела объективной возможности организовать мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения дорог. Также ссылается на то, что автомобильная дорога «<данные изъяты>», которая проходит по естественному грунту и не имеет какого-либо покрытия, является безкатегорйной, в то время как ГОСТ Р 50597-2017 применяется к дорогам не ниже 5 категории. В постановлении отсутствует ссылка на нарушение иных правил, кроме ГОСТ Р 50597-2017. Участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» до <адрес> с твердым асфальтобетонным покрытием является собственностью Ярославской области.
В судебном заседании Фролова В.А. и ее защитник Семенова Е.Н. по доверенности, доводы жалобы поддержали. Дополнили, что срок давности привлечения к административной ответственности прошел. Указанные в протоколе и постановлении дефекты дорожного покрытия были выявлены ранее, в ходе рассмотрения гражданского дела №.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, выслушав объяснения Фроловой В.А. и ее защитника Семеновой Е.Н., суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Национальный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 м2.
В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дорогим автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотрено, что
- дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования»;
- разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в соответствии с утвержденным проектом ( схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б2, а именно: износ и разрушение разметки, изменение светотехнических характеристик.
Пунктом 5.1.15 ГОСТ 32953-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования» предусмотрено, что разрушение и износ дорожной разметки, выполненный красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1.5 мм не должна превышать 50%.
Государственный стандарт 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствие состава административного правонарушения.
Признавая начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Фролову В.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что на всем протяжении автодороги в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Метолы контроля и п. 6.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствует дорожная горизонтальная разметка. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дорогим автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части имеет дефект в виде просадок, выбоин размеры которой составляют:
Длина-45 см, ширина 74 см, глубина 5 см, площадь-0,33 м
Длина-65 см, ширина-38 см, глубина-5 см, площадь-0,24 м2;
Длина-160 см, ширина-184 см, глубина-7 см, площадь-2,9 м2;
Длина-86 см, ширина-95 см, глубина-б см, шющадь-0,81 м2;
Длина-55 см, ширина-82 см, глубина-10 см, площадь-0,45 м2
Длина-91 см, ширина-121 см, глубина-9 см, площадь-1,1 м2
Длина-118 см, ширина-65 см, глубина-5 см, площадь-0,76 м2;
Длина-190 см, ширина-97 см, глубина-7 см, площадь-1,84 м2;
Длина-73 см, ширина-102 см, глубина-5 см, площадь-0,74 м2;
Длина-53 см, ширина-67 см, глубина-8 см, площадь-0,35 м2;
Длина-65 см, ширина-67 см, глубина-9 см, площадь-0,43 м2;
Длина-48 см, ширина-50 см, глубина-9 см, площадь-0,24 м2;
Длина-112 см, ширина-98 см, глубина-9 см, площадь-1,09 м2
Длина-143 см, ширина-151 см, глубина-12 см, площадь-2,15 м2
Длина-87 см, ширина-190 см, глубина-8 см, площадь-1,65 м2;
Длина-40 см, ширина-58 см, глубина-7 см, площадь-0,23 м2;
Длина-36 см, ширина-37 см, глубина-5 см, площадь-0,13 м2;
На участке перед мостом через <данные изъяты> образован сдвиг глубиной 5,5 см. Автомобильная дорога ЦЛС «<данные изъяты> до <адрес> (участок автодороги частично имеет твердое асфальтобетонное покрытие). В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дорогим автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части имеет дефект в виде просадок, выбоин размеры которой составляют:
Длина 275 см, ширина 50 см., глубина -11 см, площадь 1,7 кв.м;
Длина 360 см, ширина 43 см., глубина -12 см, площадь 1,54 кв.м;
Длина 127 см, ширина 40 см., глубина -13 см, площадь 0,5 кв.м.
Участок автомобильной дороги от населенного пункта <данные изъяты> до населенного пункта <данные изъяты> (вне границ населенного пункта, участок дороги имеет естественное грунтовое покрытие). На участке частично образованы просадки, гребенки, местами образована колейность глубиной от 7 до 10 см в результате чего не обеспечена ровность грунтового покрытия автомобильной дороги, нарушено требование п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дорогим автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», абз. «з» подп. 2 п. 6 раздела 4 «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Кроме того, в нарушение п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на данных участках дороги, в случае, когда такой участок угрожают безопасности дорожного движения. На автомобильных дорогах ЦЛС «<данные изъяты> отсутствуют временные технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки и ограждения), установка которых предусмотрена требованиями ГОСТ Р55289-2019 для оповещения участников дорожного движения о наличии недостатков в содержании проезжей части, которые создают угрозу безопасности дорожного движения и затрудняющие движение транспортных средств с разрешено максимальной скоростью.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 1.1 статьи 20.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Из материалов дела следует, что на должность начальника Управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Фролова В.А. назначена распоряжением Администрации Рыбинского муниципального района от 05.06.2023.
30.08.2023 составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в котором зафиксированы указанные выше недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги <данные изъяты>, а также автомобильной дороги <данные изъяты>. На основании данного акта возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении в отношении Фроловой В.А.
За период с 05.06.2023 Фролова В.А. организовала работу, в результате которой получено положительное заключение государственной строительной экспертизы на разработанную в 2023 году проектно-сметную документацию на ремонт дороги <данные изъяты>. Дорога включена в перечень приоритетных автодорог, ремонт которых планирует в 2024 году.
Суд соглашается с доводами жалобы о том, что с момента назначения на должность до даты составления протокола об административном правонарушении Фролова В.А. не имела достаточно времени для организации работ по выполнению ремонта двух автомобильных дорог, с учетом времени необходимых для получения бюджетных ассигнований дорожного фонда, и для осуществления процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суд приходит к выводу, что с учетом периода нахождения в должности начальника управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Фроловой В.А. приняты все зависящие от нее меры, достаточные и своевременные для осуществления мероприятий, направленных не безопасность дорожного движения.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено неисполнение либо ненадлежащее исполнение Фроловой В.А. своих служебных обязанностей, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Другие доводы жалобы суд признает обоснованными в части.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи указано, что в отношении автомобильной дороги <данные изъяты> нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 5.2.4. ГОСТ 50597-2017, а также абз. «з» подп. 2 п.6 раздела 4 «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402.
Действительно 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 5.2.4. ГОСТ 50597-2017 содержат требования к дорожному покрытию в зависимости от категории дороги. Вместе с тем, в протоколе и постановлении также имеется ссылка на Приказ Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402, который предусматривает перечень нарушений при содержании, в том числе, грунтовых дорог. Доводы жалобы в данной части не обоснованны.
Участок автодороги от <данные изъяты> не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Рыбинского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Рыбинского муниципального района от 15.12.2022 №. В данной части доводы жалобы обоснованы.
Срок давности привлечения должностного лица к ответственности на момент рассмотрения дела не прошел.
Согласно ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение является длящимся и выявлено 30.08.2023 в момент составления акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Постановление о привлечении к ответственности вынесено мировым судьей 23.11.2023, то есть пределах срока давности привлечения к ответственности.
При этом, то обстоятельство, что решением Рыбинского городского суда Ярославской области суда от 05.05.2023 по делу № на администрацию Рыбинского муниципального района возложена обязанность по ремонту автодороги на территории д. Седлово, д. Василево, д. Беловское, решением Рыбинского городского суда Ярославской области суда от 05.10.2021 по делу № возложена обязанность по ремонту автодороги»Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец», по данному делу значения не имеет, поскольку орган местного самоуправления несет обязанность по устранению нарушений в содержании дорог в силу закона, текущий ремонт обязан выполнять регулярно по мере возникновения недостатков. Участки дорог, имеющие повреждения согласно решениям Рыбинского городского суда от 05.05.2023, от 05.10.2021, и участки дорог, описанные в акте от 30.08.2023, не совпадают. Доводы жалобы в данной части не обоснованны.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, по вышеприведенным мотивам об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.4, 24.5 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 23 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Фроловой Виктории Анатольевны отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Главой 30 КоАП РФ.
Судья Е.С. Леонова