Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 06 марта 2023 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х. – единолично,
при секретаре КАПЕЛИНОЙ Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-219/2023 по иску прокурора Безенчукского района Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБОУ СО СОШ с.Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области об обязании устранить нарушение федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Безенчукского района Самарской области (далее - Прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Безенчукский районный суд Самарской области (далее – суд) с иском к ГБОУ СО СОШ с.Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области (далее – ГБОУ СО СОШ с.Переволоки) об обязании устранить нарушение федерального законодательства, а именно оборудовать здание школы информационной тактильную табличкой с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопкой вызова персонала.
Иск мотивируется тем, что прокуратурой Безенчукского района Самарской области (далее - прокуратура) проведена проверка ГБОУ СО СОШ с.Переволоки на предмет исполнения требований законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что вход в здание ГБОУ СО СОШ с.Переволоки, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, с. Переволоки, ул. Школьная, д. 2, не оборудован тактильными табличками с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг и кнопкой вызова персонала. В целях устранения нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов. Представление рассмотрено, удовлетворено. В ходе мониторинга фактического устранения выявленных нарушений, установлено, что нарушения не устранены, вход здания ГБОУ СО СОШ с.Переволоки до настоящего времени не оборудован кнопкой вызова персонала и табличкой Брайля. Указанный факт свидетельствует о нарушении прав маломобильных граждан.
Представитель истца - старший помощник прокурора Чибрикова Ю.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные установочной части и просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – директор ГБОУ СО СОШ с.Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области Бурма Е.А. возражал против удовлетворения исковых требований, так как считает, что устранять указанные нарушения обязано МКУ муниципального района Безенчукский «Ресурс» (далее – МКУ «Ресурс»).
Представитель ответчика – Министерства образования и науки Самарской области Волкова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя возражение тем, что требования прокурора основаны на ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации», СП 59.13330. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». Однако положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Согласно п.1.1. СП 59.13330.2012 данный свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий. В п. 1.2. СП 59.13330.2012 указано, что правила распространяются на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, следовательно, вышеуказанные предъявляемые требования применяются только при проектировании новых, реконструируемых зданий и сооружений, а не предъявляются отдельными элементами в существующем здании, построенном в соответствии с ранее действующими требованиями. Существующее здание школы запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Кроме того, образовательный процесс в образовательных учреждениях муниципального района Безенчукский организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, возложена на муниципальные органы. В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и Администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления муниципального района Безенчукский Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование. Имущество школы является собственностью муниципального района Безенчукский Самарской области и передано школе по договору безвозмездного пользования, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием муниципального района Безенчукский Самарской области от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), как собственник, МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и школой (ссудополучатель). В соответствии с п.3.2.3 данного договора ссудодатель обязан организовать выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований законодательства, следовательно, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности. Считает, что устранять указанные нарушения обязано МКУ муниципального района Безенчукский «Ресурс». Обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления, поэтому полагает, что требования прокурора к школе необоснованны, надлежащими ответчиками являются Администрация муниципального района Безенчукский, МКУ «Ресурс». Кроме того, маломобильные группы населения в школе не обучаются, жалобы на отсутствие доступности от представителей групп населения с ограниченными возможностями администрация школы не получала.
Представитель третьего лица - МКУ муниципального районам Безенчукский «Ресурс» (далее – МКУ «Ресурс») Рагузин Р.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что ГБОУ СОШ с. Переволоки является государственным учреждением образования. Функции и полномочия учредителей учреждений от имени Самарской области осуществляют: Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. МКУ «Ресурс» является некоммерческой организацией, не ведет коммерческую деятельность, учредителем учреждения является Администрация муниципального района Безенчукский, финансирование деятельности учреждения осуществляется из бюджета района. Согласно Уставу МКУ «Ресурс», утвержденного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы муниципального района Безенчукский Самарской области, целью создания учреждения является рациональное и эффективное использование бюджетных средств Администрации района; оптимизации затрат, связанных с обеспечением деятельности администрации в части владения и пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности района. Основными видами деятельности МКУ «Ресурс» являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; оказание Администрации района услуг по обеспечению надлежащего содержания зданий и сооружений, то есть МКУ «Ресурс» не является образовательной организацией, а организует предоставление образования только в муниципальных образовательных организациях, а все организации дошкольного, начального, основного и среднего образования, расположенные на территории муниципального района Безенчукский являются государственными учреждениями. Следовательно, обязанность по выполнению и финансированию мероприятий по доступности образовательных организаций (государственных) для инвалидов, в том числе возложена действующим законодательством на руководителей данных учреждений и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции и полномочия учредителя данных образовательных организаций.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, учитывая позицию ответчиков и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии со ст. 15 указанного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной формации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 10.02.2009 №7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» под объектами социальной инфраструктуры понимаются здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ГБОУ СО СОШ с.Переволоки требований законодательства на предмет исполнения требований законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, вход в здание ГБОУ СО СОШ с.Переволоки, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, с. Переволоки, ул. Школьная, д. 2, не оборудован тактильными табличками с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг и кнопкой вызова персонала.
Вышеуказанный объект является объектом социальной инфраструктуры.
Доводы ответчиков о том, что обязанность по обеспечению здания школы и содержанию возложена на МКУ «Ресурс», суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Балансодержателем здания ГБОУ СО СОШ с.Переволоки является МКУ «Ресурс». Из содержания договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за МКУ «Ресурс» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием муниципальный район Безенчукский Самарской области, от имени которого выступает КУМИ (собственник), МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и ГБОУ СО СОШ с.Переволоки (ссудополучатель), что в обязанности МБУ «Ресурс» не входит установление информационной тактильной таблички с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопки вызова персонала.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России № от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.
В силу подп. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
В соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 м до 4 м от входа.
Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 м до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения (п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001).
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что обеспечение наличия при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопки вызова персонала, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта относятся к компетенции руководителя органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования.
Отсутствие тактичных табличек на зданиях школы с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопки вызова персонала, влечет ущемление прав инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При указанных обстоятельствах, суд, находит заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для устранения нарушений, считает возможным установить срок, заявленный представителем истца в судебном заседании, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.
Руководствуясь ст.191-194 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Безенчукского района Самарской области, ИНН/ОГРН 6317010714/1026301425380, удовлетворить.
Обязать ГБОУ СО СОШ с.Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области, ИНН/ОГРН 6330050339/1116330004867, установить на входе в здание ГБОУ СО СОШ с. Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, с. Переволоки, ул. Школьная, д. 2, информационную тактильную табличку с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопку вызова персонала, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Безенчукский районный суд Самарской области, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 07.03.2023г.
СУДЬЯ________________