Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Стебиховой М.В.
при секретаре Аксененко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. Н. <адрес> Н. <адрес> к Кузнецову В. М., Кондратенко О. А., Чендевой В. Д. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
у с т а н о в и л:
Первоначально П. Н. <адрес> Н. <адрес> обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать администрацию Н. <адрес> Н. <адрес>, СНТ «Ёлочка-2», Кондратенко О. А., Василенко А. А.овича, Номозова О. М., П.Т.Н. ликвидировать несанкционированную свалку, установив для О. сроки для добровольного исполнения решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований к СНТ «Ёлочка-2», Кондратенко О. А. (в части земельного участка с кадастровым номером №), Василенко А. А.овичу, Номозову О. М. прекращено в связи с отказом истца от данной части иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований к администрации Н. <адрес> Н. <адрес> прекращено в связи с отказом истца от данной части иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация Н. <адрес> Н. <адрес> привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий О. П.Т.Н. заменена на надлежащего О. Чендеву В.Д.
Таким образом, предметом рассмотрения настоящего спора являются уточненные исковые требования П. Н. <адрес> Н. <адрес>:
- обязать Кузнецова В.М. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и №;
- обязать Кондратенко О.А. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории земельного участка с кадастровым номером №;
- обязать Чендеву В.Д. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории земельного участка с кадастровым номером №;
- установить для О. сроки для добровольного исполнения решения суда (Т. 2 л.д. 53-60).
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Н. <адрес> Н. <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в части принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов и строительного мусора. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности Кузнецову В.М., администрацией Криводановского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание Кузнецову В.М. с требованием убрать расположенные на земельном участке отходы, привести земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием и целевым назначением. В 2019 году Министерством природных ресурсов и экологии Н. <адрес> в администрацию Н. <адрес> направлена информация о нахождении несанкционированной свалки в границах СНТ «Елочка» и «Елочка-2» на земельных участках с кадастровыми номерами: №.В ходе проверки установлено, что свалка состоит из отходов производства, строительного мусора (строительных отходов). Согласно повторного акта полевого обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке № свалены бытовые и строительные отходы (древесные опилки в большом количестве, кирпич) собственник участка Кузнецов В.М. На земельном участке № несколько небольших куч строительного мусора, в целом участок в хорошем состоянии, собственник Кузнецов В.М. На земельном участке № свалены бетонные плиты б/у, собственник Кузнецов В.М. На земельном участке № мусор отсутствует, участок в хорошем состоянии, собственник Кондратенко О.А. На земельном участке № мусор отсутствует, участок в хорошем состоянии, собственник Василенко А.А. На земельном участке № свален торф в больших количествах, часть земельного участка покрыта древесными опилками и строительным мусором, собственник Чендева В.Д. Полагает, что собственниками земельных участков № не выполняется обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ. Результаты проверки свидетельствуют о том, что в результате бездействия собственников земельных участков №, выразившегося в непринятии мер по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земли, путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, чем нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
Представитель истца – помощник П. Н. <адрес> Н. <адрес> С.С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения.
Представитель О. Кузнецова В.М. – адвокат К.Р.В. в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения.
О. Кондратенко О.А. в судебном заседании возражала относительно иска.
О. Кузнецов В.М., Чендева В.Д., представитель третьего лица – администрации Н. <адрес> Н. <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Н. <адрес> П. Н. <адрес> Н. <адрес> направлена информация о несанкционированных свалках мусора, выявленных в 2019 году Министерством природных ресурсов и экологии Н. <адрес>, для проведения проверок, в том числе на территории СНТ «Елочка» и «Елочка-2» (Т. 1 л.д. 8-15).
ДД.ММ.ГГГГ П. Н. <адрес> Н. <адрес> главе администрации Н. <адрес> Н. <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, в котором, в том числе, указано, что в 2019 году Министерством природных ресурсов и экологии Н. <адрес> в администрацию направлялась информация о 26 несанкционированных свалках, из которых 21 в настоящее время не ликвидированы (Т. 1 л.д. 23-26).
В рамках рассмотрения представления П., начальником отдела по природным ресурсам и охране окружающей среды управления сельского хозяйства и природных ресурсов администрации Н. <адрес> Н. <адрес> было направлено обращение в МКУ «Центр муниципальных услуг».
В ответ на данное обращение дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по содержащейся в обращении информации, а также в материалах прокуратуры Н. <адрес> Н. <адрес>, признаков ведения какой-либо деятельности на указанной территории, не соответствующей виду разрешенного использования, не содержится, а также отсутствуют признаки нарушения статей 7,42 Земельного кодекса РФ. Полагают, что в вопросе складирования строительного мусора на земельных участках имеются нарушения ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. На основании чего оснований для проведения проверок в отношении правообладателей земельных участков отсутствуют (Т. 1 л.д. 28-29).
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № принадлежат О. Кузнецову В.М. (Т. 1 л.д. 33-41, 58-59); земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Кондратенко О.А. (Т. 1 л.д. 56-57), земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Чендевой В.Д. (Т. 2 л.д. 61-65).
Все земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства.
Администрацией Н. <адрес> Н. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес О. Кондратенко О.А., Василенко А.А., П.Т.Н. (в настоящее время владельцем данного земельного участка является Чендева В.Д.) направлены письма о необходимости принятия срочных мер по приведению в надлежащее санитарное состояние (ликвидации несанкционированных свалок)земельных участков (Т. 1 л.д. 72-76).
Из акта полевого обследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером по поручению прокуратуры Н. <адрес> Н. <адрес> на территории СНТ «Елочка-2» следует, что установлено наличие несанкционированной свалки строительного мусора. На территории СНТ «Елочка-2» осуществляется планировка территории строительным мусором, обследуемая территория отсыпается строительным мусором и землей, поскольку она заболочена (Т. 1 л.д. 128-139).
Аналогичные данные содержатся в акте полевого обследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером по поручению прокуратуры Н. <адрес> Н. <адрес> на территории СНТ «Елочка-2» следует (Т. 1 л.д. 200-211).
Из акта полевого обследования от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1 л.д. 232-237), выполненного кадастровым инженером по поручению прокуратуры Н. <адрес> Н. <адрес> на территории СНТ «Елочка-2» следует, что:
- земельный участок с кадастровым номером № – свалены бытовые и строительные отходы (древесные опилки в большом количестве, кирпич) (фото 1 - Т. 1 л.д. 235);
- земельный участок с кадастровым номером № – на территории несколько небольших куч строительного мусора, в целом земельный участок в хорошем состоянии (фото 3 – Т. 1 л.д. 236);
- земельный участок с кадастровым номером № – свален торф в больших количествах, часть земельного участка покрыта древесными опилками и строительным мусором, на земельном участке располагаются объекты – металлический 1 этаж, временное сооружение из металла (фото 6 – Т. 1 л.д. 237);
- земельный участок с кадастровым номером № – свалены бетонные плиты б/у (фото 7 – Т. 1 л.д. 237).
Согласно замечаниям представителя Кузнецова В.М. – К.Р.В. к акту полевого обследования, на земельном участке № содержатся домашние животные – козы, присутствующее покрытие из опилок используется для ухода за ними, а именно – утилизации отходов жизнедеятельности. Хранение на участке кирпича не является свалкой, кирпичи складированы в одном месте. На земельном участке № хранится 4 деревянные доски, которые планируется использовать в качестве дров. На земельном участке № в небольшом количестве складированы камни, которые предполагается использовать для ремонта подъездной грунтовой дороги, а опилки предназначены для ухода за домашними животными – козами, куча торфа предназначена для улучшения плодородия земельных участков и ведения садоводства. На земельном участке № бетонные плиты не складированы, а находятся за пределами Э. земельного участка (Т. 1 л.д. 231).
О. Кондратенко О.А. предоставила фотографии своего земельного участка № (Т. 1 л.д. 238-239).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Понятие «несанкционированная свалка» действующим законодательством не предусмотрено.
"ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст) установлено, что "...свалка отходов - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 куб. м на площади более 200 кв. м..."
В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В Э. же статье указано, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 названного кодекса, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение данной нормы, истцом не предоставлено доказательств, что на указанных им земельных участках имеют место быть несанкционированные свалки.
Так, из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и представленных фотографий Кондратенко О.А. следует, что на ее земельном участке № имеется часть поваленного дерева, что нельзя отнести к несанкционированной свалке, а также к свалке отходов согласно ГОСТ 30772-2001, в акте обследования указано, что в целом участок в хорошем состоянии. Негативное влияние на землю указанной частью поваленного дерева истцом не доказано.
Относительно земельных участков, принадлежащих Кузнецову В.М. с кадастровыми номерами № и №, истцом также не представлено доказательств наличия на них несанкционированной свалки, а также свалки отходов согласно ГОСТ 30772-2001, поскольку использование древесных опилок для ведения сельского хозяйства, как и складирование кирпича и бетонных плит для личных бытовых нужд, суд не может отнести к таким нарушениям, которые ведут к негативному влиянию на землю, либо иному негативному влиянию на окружающую среду.
Нахождение большого количества торфа на земельном участке, принадлежащем Чендевой В.Д., суд также не может отнести к понятию свалки отходов и несанкционированной свалки, поскольку торф к отходам потребления не относится. Использование древесных опилок для содержания домашних животных к вреду для окружающей среды не приводит, доказательств обратному не представлено. Древесные поддоны, имеющиеся на земельном участке (фото 6) к строительному мусору не относятся, под понятие «свалка отходов» не подходят.
Суд также отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как установлено судом, земельные участки, принадлежащие Кузнецову В.М. и Чендевой В.Д., относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Указанные О., обладая правом собственности на земельные участки, вправе использовать их в соответствии с их разрешенным использованием, без негативного влияния на землю и окружающую среду.
Доказательств тому, что расположенные на земельных участках О. древесные опилки, кирпичи, торф, бетонные плиты, причиняют вред земле, либо окружающей среде, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств наличия на земельных участках О. несанкционированных свалок мусора, которые истец просит ликвидировать.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 Гражданского процессуального кодекса РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Согласно ч. 3 ст. 144 Гражданского процессуального кодекса РФ при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Учитывая, что в настоящее время дело по существу рассмотрено, в удовлетворении иска отказано, суд полагает нецелесообразным сохранение принятых обеспечительных мер, принятых определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку основания, по которым они были приняты, в настоящее время отпали.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования П. Н. <адрес> Н. <адрес> - оставить без удовлетворения.
Меры по обеспечению иска, принятые определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Н. <адрес> производить регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества:
- земельный участок, площадью 917 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства;
- земельный участок, площадью 1200 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства;
- земельный участок, площадью 1200 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства;
- земельный участок, площадью 1200 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства – отменить после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший настоящее решение.
Судья М.В. Стебихова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.