Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2 – 151/2024
с. Армизонское 7 октября 2024 г.
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Рахимовой Л.А.,
при секретаре Григорьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> к администрации <адрес> муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л:
Истец Управление Роспотребнадзора по <адрес> (далее – истец) обратился в суд с иском об обязании администрации <адрес> муниципального района <адрес> (далее – ответчик) разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам: - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - <адрес> (кадастровый №); - ФИО2 <адрес> (кадастровый №), в срок 5 месяцев с даты вступлениям в силу решения суда. Заявленные требования мотивированы тем, что в муниципальной собственности ответчика находятся действующие скотомогильники, расположенные по указанным выше адресам (далее - скотомогильники). Таким образом, ответчик осуществляет эксплуатацию скотомогильников, для которых в соответствии с п. 3.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 разработка проектов санитарно-защитных зон является обязательной. Ответчик при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильников и являясь их собственником, допустил нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.
ДД.ММ.ГГГГ определением <адрес> районного суда <адрес> в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО5 и ФИО6 (л.д. 63).
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, доказательств уважительности причин не явки не представил. В суд поступили возражения на исковое заявление, в которых указывает о несогласии с иском, так как скотомогильники являются недействующими, в случае его удовлетворения просит установить срок исполнения – 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 35-60).
Представитель ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, доказательств уважительности причин не явки не представил. В суд поступили возражения на исковое заявление, в которых указывает о несогласии с иском.
Представитель ФИО10 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, доказательств уважительности причин не явки не представил. В суд поступили возражения на исковое заявление, в которых указывает о несогласии с иском.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Скотомогильники, расположенные по адресу:
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №),
принадлежат на праве собственности <адрес> муниципальному району <адрес> (л.д. 21).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания понимается, в том числе обязанность собственника поддерживать безопасное состояние принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе Армизонский муниципальный район, наделяются государственным полномочием по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 12 указанного выше нормативно-правового акта при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ № 52 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, при эксплуатации объектов - скотомогильников, должны соблюдаться санитарные правила.
Разделом 12 Таблицы 7.1 «Санитарная классификация» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»» установлено, что скотомогильники с захоронением в ямах относятся к классу I (позиция 12.1.4), скотомогильники с биологическими камерами - к классу II (позиция 12.2.4), в отношении которых устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Согласно п. 3.1 названных СанПиН проектирование санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы ССЗ определяются в проекте СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 52 проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ» предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пункт 14 названных Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1.).
Ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2).
Критерием для определения размера СЗЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3.).
Проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (п. 3.1.).
Границы СЗЗ устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3.).
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11.).
Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п. 4.1.).
В СЗЗ не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно - профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п. 5.1).
Из содержания п. 25 названных Правил следует, что СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, сведения об установлении СЗЗ в отношении указанных объектов отсутствуют, ответчиком таковые не представлены.
Таким образом, ответчиком осуществляется эксплуатация объектов с нарушением установленных санитарных правил.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимость разработать проекты СЗЗ для скотомогильников обусловлена действующим законодательством, а ответчик, как собственник объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязан соблюдать требования законодательства, действующие в отношении видов основной деятельности и целевого назначения принадлежащего ему имущества.
Довод ответчика, третьих лиц об отсутствии оснований для возложения обязанности, так как указанные в иске скотомогильники являются недействующими, признается не состоятельным.
Указанные объекты состоят на учете в ЕГРН, законодательство не разграничивает объекты класса опасности как действующие или не действующие. Ответчиком представлены акты обследования о том, что скотомогильники являются не действующими (л.д. 40-55), однако, они ранее использовались и существуют в настоящее время, сведения об их рекультивации, перезахоронении останков или их отсутствие, то есть отсутствие в наличии таковых объектов, невозможности вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не представлено.
Возражения, что в отношении спорных скотомогильников выполнение санитарных норм не требуется в связи с отсутствием их эксплуатации, не производством в них захоронений биологических отходов, судом не принимаются, доказательств, подтверждающих выполнение работ по консервации скотомогильников в объеме, предусмотренном Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а также реализации мероприятий по их ликвидации, предусмотренных Распоряжением ФИО2 <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не представлены.
Ссылка на утверждение Плана по оформлению бесхозяйных скотомогильников в собственность и ликвидации неиспользуемых скотомогильников Российской Федерации, в соответствии с которым в ноябре 2024 г. будут разработаны Ветеринарные правила содержания, эксплуатации и ликвидации скотомогильников, в соответствии с которыми не действующие скотомогильники будут ликвидированы, а мероприятия по установлению ССЗ недействующих скотомогильников будут противоречить федеральному законодательству и повлекут необоснованные расходы бюджета, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Истец просит установить в решении срок для принятия и реализации комплекса мер, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Между тем, с учетом объема и характера мер и необходимых работ данный срок не может быть признан разумным и достаточным.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что разумным и достаточным сроком будет являться срок 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района <адрес> <данные изъяты> в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам:
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №);
- <адрес> (кадастровый №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Рахимова