Решение по делу № 2а-65/2022 (2а-377/2021;) от 08.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 15 февраля 2022 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре Зинченко А.Д.,

с участием:

представителя административного истца УФНС России по ЧАО по доверенности Белоброве С.А.,

представителя прокуратуры Чукотского автономного округа по доверенности Талаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-65/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к прокуратуре Чукотского автономного округа о признании незаконным и отмене представления от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021,

установил:

УФНС России по Чукотскому автономному округу обратилось в суд с указанным административным иском, сославшись на следующие обстоятельства.

С 14 декабря 2020 года ФИО5 проходил государственную гражданскую службу в УФНС России по Чукотскому автономному округу в должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Приказом от 5 февраля 2021 года № 33-л ФИО5 уволен с указанной службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ФИО5 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с 14 декабря 2020 года по 18 февраля 2021 года, при расчете которой административным истцом не было учтено материальное стимулирование, выплаченное указанному лицу за данный период. 10 сентября 2021 административному истцу поступило оспариваемое представление прокурора с требованием включить указанное выше материальное стимулирование в расчет денежного содержания ФИО5

Не согласившись с внесенным прокурором Чукотского автономного округа представлением от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021, административный истец обратился с настоящим иском в суд, полагая, что средства материального стимулирования федеральных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания и не подлежат учету при его расчете для исчисления компенсаций за неиспользованный отпуск, в связи с чем просил суд признать незаконным и отменить указанное представление.

Прокуратура Чукотского автономного округа представила возражения на иск УФНС России по Чукотскому автономному округу, в которых просила отказать указанному лицу в удовлетворении заявленных им административных исковых требований в полном объеме, поскольку оспариваемое истцом представление является законным и обоснованным, а приведенные в иске доводы несостоятельные и основаны на неверном толковании действующего законодательства (л.д. 42-48).

От других лиц, участвующих в деле какой-либо позиции по существу административных исковых требований УФНС России по Чукотскому автономному округу не представлено.

В судебном заседании представитель административного истца УФНС России по Чукотскому автономному округу по доверенности Белобров С.А. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика прокуратуры Чукотского автономного округа по доверенности Талаева О.И. возражала против удовлетворения административного иска УФНС России по Чукотскому автономному округу по основаниям, приведенным в возражениях на указанный административный иск.

Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика прокурор Чукотского автономного округа и заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика прокуратуры Чукотского автономного округа, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), что предусмотрено в части 11 статьи 226 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление УФНС России по Чукотскому автономному округу подано в Анадырский городской суд 8 октября 2021 года (л.д. 2-5).

Согласно части 2 статьи 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Из административного искового заявления о нарушении, по мнению административного истца, своих прав, ему стало известно 10 сентября 2021 года, после получения оспариваемого представления прокурора Чукотского автономного округа от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021.

Данное обстоятельство подтверждено штампом входящей корреспонденции УФНС России по Чукотскому автономному округу на представлении прокурора Чукотского автономного округа от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021 (вх. № 14944 от 10 сентября 2021 года (л.д. 6-7).

С учетом данного обстоятельства суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на подачу настоящего административного искового заявления не пропущен.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 приведенной нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО5 проходил государственную гражданскую службу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу в должности ведущего специалиста правового отдела и в УФНС России по Чукотскому автономному округу в должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривалось.

В 2020 году административным истцом государственным служащим Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу, в том числе и ФИО5 были произведены выплаты материального стимулирования, что подтверждается выписками из приказов от 6 мая 2020 года № 01-2-26/069, от 23 марта 2020 года № 01-2-26/033, от 1 апреля 2020 года № 01-2-26/039, от 21 августа 2020 года № 01-2-26/132, от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/145, от 25 ноября 2020 года № 01-2-26/167, от 7 декабря 2020 года № 01-2-26/181, от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/143, от 13 июля 2020 года № 01-2-26/116, от 13 апреля 2020 № 01-2-26/043 (л.д. 122, 123, 124, 125, 126-127, 128, 129-130, 131-132, 133-134, 135-136).

Письмами Федеральной налоговой службы «О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование» до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России, была доведена информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование гражданских служащих в 2020 году сверх установленных фондов оплаты труда (л.д. 110, 112, 114).

Как следует из указанных выше выписок из приказов от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/145, от 25 ноября 2020 года № 01-2-26/167, от 7 декабря 2020 года № 01-2-26/181, от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/143, от 13 июля 2020 года № 01-2-26/116, от 13 апреля 2020 № 01-2-26/043, данные приказы были изданы в соответствии с указанными выше письмами ФНС России и приказами ФНС России от 18 сентября 2020 года № ЕД-8-5/25ДСП@ «О материальном стимулировании за 2 квартал 2020 года», от 4 декабря 2020 года № КЧ-8-5/36ДСП@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2020 года», от 25 июня 2020 года № ЕД-8-5/18ДСП@ «О материальном стимулировании за 1 квартал 2020 года», от 6 апреля 2020 года № ЕД-8-5/10ДСП@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года.

Согласно указанных приказов ФНС России, материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2019 года и за 1, 2, 3 кварталы 2020 года производится за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда, что следует из копий этих приказов ФНС России, представленных представителем административного истца в судебном заседании.

Приказом УФНС России по Чукотскому автономному округу от 5 февраля 2021 года № 33-л заключенный с ФИО5 служебный контракт от 14 декабря 2020 года № 77 прекращен, и он 18 февраля 2021 года уволен с должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 96).

В соответствии с указанным приказом УФНС России по Чукотскому автономному округу от 5 февраля 2021 года № 33-л ФИО5 произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск в период работы с 14 декабря 2020 по 18 февраля 2021 года в количестве 11 календарных дней. При этом в расчет месячного денежного содержания для исчисления выплаченной ФИО5 компенсации за данный период работы административным истцом не было учтено материальное стимулирование. Указанные обстоятельства также участвующими в деле лицами при рассмотрении дела не оспаривались.

Поскольку в расчет месячного денежного содержания для исчисления выплаченной ФИО5 компенсации не было учтено материальное стимулирование, он 10 августа 2021 года обратился в прокуратуру Чукотского автономного округа с заявлением о защите его трудовых прав, указав, что 23 июля 2021 года он обращался в УФНС России по Чукотскому автономному округу с заявлением о перерасчете выплаченной ему компенсации при увольнении с учетом сумм выплаченного ему материального стимулирования, в удовлетворении которого ему было отказано (л.д. 52-54).

На основании указанного заявления прокуратурой Чукотского автономного округа проведена проверка УФНС России по Чукотскому автономному округу, по результатам которой прокурором Чукотского автономного округа в адрес административного истца внесено оспариваемое представление от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021 (л.д. 6-7).

В данном представлении указано на установленный прокурором факт нарушения УФНС России по Чукотскому автономному округу закона в связи с отказом в учете выплаченных ФИО5 средств материального стимулирования в 2020 году при расчете его месячного содержания для исчисления компенсации при его увольнении, а также о возложении на административного истца обязанности безотлагательно рассмотреть это представление, принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, рассмотрение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Рассматривая административные исковые требования УФНС России по Чукотскому автономному округу, суд находит ошибочными доводы административного истца в административном иске и его представителя в судебном заседании о том, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего и не подлежат учету при расчете денежного содержания для исчисления компенсации неиспользованного отпуска.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила № 562).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» пункта 2 Правил № 562, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил № 562 дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно части 2 этой же нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 3 указанной выше статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:

1) выплаты районного коэффициента (коэффициента);

2) повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно части 4 этой же статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:

а) должностных окладов;

б) окладов за классный чин и дополнительных выплат;

в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 этого же Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 года № 34-КГ19-2.

Суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, принятом в рамках мероприятий, предусмотренных упомянутым выше Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году.

Согласно указанным разъяснениям, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 названных выше Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Пунктом 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Суд признает неубедительными ссылки УФНС России по Чукотскому автономному округу в иске и представителя истца в судебном заседании на пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н (далее – Порядок № 90н).

Согласно пункту 1 Порядка № 90н, он разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Согласно пункту 2 Порядка № 90н материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка № 90н, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, в пункте 1 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008-2012 годах и в 2013 году.

В силу положений пункта 2 этого же постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи, материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком № 90н осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, как было отмечено выше и указано в упомянутом выше письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, частью 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда гражданских служащих формируется не только за счет средств для выплаты им денежного содержания (в расчете на год), состав которого определен статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но также и за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа осуществляется с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты дополнительного материального стимулирования, выплачиваемого государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка № 90н.

Аналогичное толкование указанных нормативных актов содержится и в упомянутом выше определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 года № 34-КГ19-2.

Как следует из ответа Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 14-07-16/5727, предоставленного на запрос суда по настоящему административному делу, дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда в 2020 году выделялись федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2020 года № 168-8 и от 10 июня 2020 года № 843-33, принятые во исполнение названного выше Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601.

Таким образом, принимая во внимание сведения, содержащиеся в упомянутых выше приказах от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/145, от 25 ноября 2020 года № 01-2-26/167, от 7 декабря 2020 года № 01-2-26/181, от 23 сентября 2020 года № 01-2-26/143, от 13 июля 2020 года № 01-2-26/116, от 13 апреля 2020 № 01-2-26/043, письмах ФНС России и приказах ФНС России от 18 сентября 2020 года № ЕД-8-5/25ДСП@ «О материальном стимулировании за 2 квартал 2020 года», от 4 декабря 2020 года № КЧ-8-5/36ДСП@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2020 года», от 25 июня 2020 года № ЕД-8-5/18ДСП@ «О материальном стимулировании за 1 квартал 2020 года», от 6 апреля 2020 года № ЕД-8-5/10ДСП@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года, суд признает достоверно установленным по делу, что выплаченное государственным служащим Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу и УФНС России по Чукотскому автономному округу, в том числе и ФИО5, произведено именно в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, УФНС России по Чукотскому автономному округу представлено не было, несмотря на предложение суда представить такие доказательства.

С учетом изложенного суд признает законным оспариваемое административным истцом представление прокурора Чукотского автономного округа от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021.

Указанное представление внесено административному истцу прокурором Чукотского автономного округа в пределах предоставленных ему полномочий и в полном соответствии с требованиями статей 21, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Суд отклоняет как неубедительные доводы представителя административного истца в судебном заседании о том, что на стадии проведения прокурорской проверки правовая природа выплаченного ФИО5 материального стимулирования прокурором не исследовалась и не устанавливалась.

    Не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела и довод административного истца о том, что прокурор в оспариваемом представлении сослался утративший силу Указа Президента РФ от 26 мая 2005 года № 589.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к прокуратуре Чукотского автономного округа о признании незаконным и отмене представления от 9 сентября 2021 года № Прдс-71-2021, отказать в полном объеме

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                   (подпись)                      А.Н. Жуков

Копия верна

Судья                                                                    А.Н. Жуков

В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 2 марта 2022 года.

2а-65/2022 (2а-377/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
Ответчики
Прокуратура Чукотского автономного округа
Другие
Сазонов Владимир Викторович
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Судья
Жуков Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
08.10.2021Регистрация административного искового заявления
11.10.2021Передача материалов судье
12.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее