№2-683/2023
УИД26RS0019-01-2023-000762-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 10 апреля 2024
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Луневой С.П.,
судей Свечниковой Н.Г., Савина А.Н.,
при секретаре Ушакове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Коваль А.Н., на решение Курского районного суда Ставропольского края от 16 августа 2023 года по иску Коваль А.Н. к Турскому А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Клопихину О.В., Клопихиной Г.Г., Шабалову Д.И., Марухно В. В., Бабаеву Э.Л. об установлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
установила:
Коваль А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Турскому А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Клопихину О.В., Клопихиной Г.Г., Шабалову Д.И., Марухно В.В., Бабаеву Э.Л. в котором, с учетом принятых судом частичного отказа от иска и уточнения исковых требований, просит об установлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226.
Требования мотивированны тем, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание «Свинарник» площадью 298,6 кв.м, кадастровый номер «»:779, местоположение: Ставропольский край, курский район, станица Курская, отделение № 2, нежилое здание «Свинарник» площадью 317,2 кв.м, кадастровый номер «»:701, местоположение: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, отделение № 2. Право собственности возникло на основании решения Курского районного суда Ставропольского края, вступившего в законную силу 07.06.2022 года. Однако, ее нежилые здания «Свинарник» расположены на земельном участке общей площадью 378 389 кв.м, с кадастровым номером «»:1356 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, который принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам и находится в аренде у Марухно В.В., срок аренды с 19.01.2022 на 10 лет. В соответствии с Земельным кодексам Российской Федерации (ст. 39.3, 39.6, 39.20), она как собственник зданий строений и сооружений имеет право на приобретение в собственность или аренду земельного участка необходимого для использования зданий и прилегающей территории для функционального использования их по функциональному виду, но сформировать земельный участок в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным, так как часть ее имущества находится на земельном участке с кадастровым номером «»:226 площадью 64 982 кв.м., который принадлежит на праве собственности ответчикам. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхозы и колхозы обязаны до 01 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствии с законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В целях приватизации земли в каждом хозяйстве создаются комиссии, на которые возложены обязанности по исполнению данного Постановления. В целях исполнения Постановления председателем СПК колхоз «Курский Курского района М.Г. Марухно подана заявка в ОАО «СтавропольНИИгипрозем» с просьбой разработать проект территориального землеустройства (проект перераспределения земель сельскохозяйственного назначения) на площади 6,8 тыс. га.. ОАО «СтавропольНИИгирозем» провело работу по определению земельных массивов и земельных участков по виду прав собственности или пользования. По результатам данной работы подготовлен и утвержден проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах СПК (колхоз) «Курский» на площади 6,8 тыс. га Курского района Ставропольского края. Данный проект 20.01.2005 года утвержден председателем СПК колхоза «Курский» М.Г. Марухно и согласован начальником территориального (межрайонного) отдела № 9 управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю В.И. Выскребцовым. Согласно проекту перераспределения образованы 8 земельных участков общей долевой собственности, земли Курского сельсовета, земли фонда перераспределения, земли КФХ, земли Курской казачьей общины. Все материалы задокументированы и наложены на картографическую основу. Изначально приобретенные ею здания находились в собственности СХПК колхоз «Курский». Земельный участок, находящийся под зданиями, а так же прилегающая территория, огражденная искусственным земляным санитарным валом ориентировочной площадью 37 га, на котором находятся нежилые здания свинарника, находился в пользовании данного колхоза до земельной реформы. ОАО «СтавропольНИИгипрозем» при подготовке проекта перераспределения по неизвестной причине отнесли частично 11 га к землям государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, а оставшуюся площадь к земле общей долевой собственности как единое землепользование кадастровый номер «»:1356. В последующем из земельного участка общей долевой собственности с кадастровым номером «»:1356 осуществлялись выделы и образованы новые участки. В процессе выдела образован земельный участок с кадастровым номером «»:226 площадью 64982 кв.м., который принадлежит на праве собственности Бабаеву Э.Л., и земельный участок с кадастровым номером «»:1356 площадью 378389 кв.м., собственниками которого являются Турский А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Клопихин О.В., Клопихина Г.Г., Шабанов Д.И., которые накладываются на принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества и земельный участок, ранее используемый для содержание и разведения свиней СПК колхозом «Курский». Данное наложение препятствует ей воспользоваться правом на приобретение в собственность или аренду земельного участка необходимого для использования зданий и прилегающей территории для содержания животных. При проведении кадастровых работ с целью постановки на кадастровый учет земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровые инженера обязаны пользоваться проектом перераспределения, однако по неизвестным ей причинам земельные участки с кадастровыми номерами «»:226 и «»:1356 вышли за границы предусмотренные проектом перераспределения утвержденным 20.01.2005 года. В целях осуществления мероприятий по оформлению прав на земельный участок, ею проведены кадастровые работы по подготовке межевого плана земельного участка, на котором расположены ее объекты недвижимого имущества, при этом обнаружилось, что в сведениях ЕГРН о его площади и границах есть ошибка. Границы формируемого земельного участка пересекаются с границами соседних участков с кадастровым номером «»:1356 и «»:226. Земельный участок с кадастровым номером «»:1356 образован на основании проекта перераспределения, а земельный участок с кадастровым номером «»:226 путем выдела. В процессе подготовки проекта перераспределения, ОАО «СтавропольНИИгипрозем» допустило ошибку, которая и была перенесена в ЕГРН при межевании и постановке на учет земельного участка общей долевой собственности с кадастровым номером «»:1356. Следовательно, эта ошибка является реестровой в силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Просила признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, снять с кадастрового учета границы земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226 в указанных в иске координатах, поставить на кадастровый учет вновь формируемый земельный участок из земель государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, категории земель земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования животноводство, площадью 10507,0 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский муниципальный округ, участок расположен в границах кадастрового квартала «»:031201 в указанных в иске координатах.
В последующем Коваль А.Н. отказалась от иска в части требований о постановке на кадастровый учет вновь формируемого земельного участка из земель государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, категории земель земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования животноводство, площадью 10507,0 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский муниципальный округ, участок расположен в границах кадастрового квартала «»:031201 в указанных в иске координатах.
Производство по делу в указанной части прекращено.
Также в судебном заседании Коваль А.Н. уточнила основания заявленного иска, указав в их обоснование, что в ходе рассмотрения гражданского дела кадастровым инженером Турским А.В., являющимся одновременно ответчиком по рассматриваемому делу, проведены кадастровые работы по исправлению ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером «»:1356. В результате проведенных кадастровым инженером работ изменились границы обособленного (условного) участка, входящего в единое землепользование с кадастровым номером «»:9, с учетом чего, принадлежащие ей объекты недвижимости в границах принадлежащих ответчикам земельных участков не располагаются и с их границами не пересекаются. Однако, этот обособленный земельный участок с кадастровым номером «»:9 образован с грубыми нарушениями п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ с изломанностью границ, и созданием препятствий для нее в пользовании принадлежащими ей на праве собственности зданиями (свинарниками). Измененные границы вышеуказанного обособленного участка, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером «»:1356, пересекают единственную дорогу, по которой возможен проход и проезд к ее зданиям. Иным способом попадать к своим зданиям она не может, поскольку доступ к ним без использования перегороженной ответчиками дороги невозможен. В северной и восточной части земельного участка государственной собственности, государственная собственность на которую не разграничена, расположены защитные лесополосы, которые в силу ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 за №137-Ф3 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» является собственностью субъектов Российской Федерации, т.е. Ставропольского края. Реестровая ошибка в отношении земельного участка «»:1356, допущенная кадастровым инженером Турским А.В. в июне 2023 года, также заключается в нарушении норм действующего законодательства, а именно при исправлении реестровой ошибки проводится согласование со смежными землепользователями либо собственниками земельных участков при отсутствии установленных границ (поставленных на кадастровый учёт в системе координат). Однако, кадастровым инженером Турским А.В. вышеперечисленные мероприятия проведены не были, а именно отсутствует согласование с Министерством имущественных отношений Ставропольского края, которое является собственником лесозащитных полос с которыми граничат в настоящее время земельный участок «»:1356, находящийся в общедолевой собственности. При исправлении реестровой ошибки кадастровым инженером должны быть использованы картографические и схематические материалы Проекта перераспределения сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах СПК (колхоза) «Курский» на площади 6,8 тыс. га Курского района Ставропольского края, изготовленного ОАО СтавропольНИИгипрозем, что не было сделано. При межевании земельные участки не должны иметь чересполосицу, вклинивание либо вкрапливание, изломанности границ, вследствие которые невозможно использовать участок по прямому назначению или участок будет выведен из сельхозоборота. Согласно проекту перераспределения земельный участок «»:1356 в северной части находится на землях государственной собственности, что считает не допустимым, далее при исправлении реестровой ошибки между многоконтурным земельным участком (контур 9) кадастровый номер «»:9 и земельным участком «»:225, а так же земельным участком «»:226 имеется чересполосица. Земельный участок государственной собственности, ранее который входил в состав единого землепользования участка «»:1356 контур «»:9, то есть кадастровым инженером либо собственниками намеренно оставлен данный земельный участок ориентировочной площадью 3 га., который на сегодняшний день находится в государственной собственности и который невозможно использовать в соответствии с действующим законодательством, кому-либо предоставить, так как отсутствует возможность подъезда и использования (так как ширина его ориентировочно 12 м.). Что касаемо земельного участка «»:226, между данным земельным участком и земельным участком с кадастровым номером «»:12 контур 12/2 имеется земельный участок ранее входящий в состав земельного участка «»:1356, но по неизвестным причинам не вошедший в сельскохозяйственный оборот, в связи с чем, имеется возможность перемещения границ земельного участка с кадастровым номером «»:226 на границу участка с кадастровым номером «»:12 контур 12/2.
В связи с изложенным, просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, исключить из ЕГРН сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 16 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований Коваль А. Н. к Турскому А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Клопихину О. В., Клопихиной Г.Г., Шабалову Д.И., Марухно В.В., Бабаеву Э.Л. исковых требований об установлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226 – отказано.
В апелляционной жалобе истец Коваль А.Н., просит решение суда от 16 августа 2023 года отменить принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что перечисленные истцом в уточненном исковом заявлении нарушения, допущенные кадастровым инженером Турским А.В. при определении местоположения границ земельных участков ответчиков свидетельствуют о наличии реестровых ошибок, в результате которых она лишена возможности сформировать земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания принадлежащих ей на праве собственности объектов капитального строительства - нежилых зданий с кадастровыми номерами «»:779 и «»:701. Полагая, что разрешение спорных вопросов, поставленных истцом в исковом заявлении, требовало специальных познаний в обрасти землеустройства, Коваль А.Н. просила суд первой инстанции о проведении соответствующей судебной экспертизы, заключение которой в совокупности с иными предоставленными мной доказательствами позволило бы суду прийти к выводу о наличии реестровых ошибок и возможности устранения этих реестровых ошибок предложенным в иске способом. Однако суд не счел необходимым проведение землеустроительной экспертизы по той причине, что на момент рассмотрения дела в суде истец не являлась собственником смежного с ответчиками земельного участка. По той же причине (отсутствие у истца земельного участка, граничащего с земельными участками ответчиков) суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Суд первой инстанции пришел к неверному выводу, что в соответствии со ст. 64 ЗК РФ к категории земельных споров, рассматриваемых в суде, относятся только споры смежных землепользователей о границах земельного участка. Коваль А.Н. же в ходе всего рассмотрения гражданского дела в Курском районном суде пыталась довести до сведения суда следующее: допущенные ответчиками, в числе которых присутствует и кадастровый инженер Турский А.В., нарушения п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ при определении границ их земельных участков, выразившиеся в изломанности границ, чересполосице и иных упомянутых мной нарушениях земельного законодательства привели к тому, что свободных земель государственной собственности, на которых фактически сейчас расположены ее здания, недостаточно для формирования нового земельного участка, необходимого для размещения и нормальной эксплуатации объектов недвижимости. Истец, будучи собственником нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, имею право получить в законное владение земельный участок под ними (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ). Ответчики знали, что территория под указанными зданиями, обособленная искусственными ограждениями в виде земляных валов и лесополос, фактически существовала со времен постройки этих знаний совхозом «Курским», что отражено в вышеупомянутом Проекте перераспределения сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах СПК (колхоза) «Курский», изготовленном ОАО «СтавропольНИИгипрозем» в 2005 году. Однако при этом своими незаконными действиями ответчики умышленно захватили часть территории, которая всегда предназначалась для обслуживания объектов недвижимости (свинарников). В случае удовлетворения иска истец сможет сформировать необходимый для нее земельный участок, а ответчики смогут исправить допущенные при межевании ошибки и вновь определить границы принадлежащих им земельных участков без изломанности границ, без чересполосицы, без создания истцу препятствий в пользовании нежилыми строениями. Суд первой инстанции при вынесении решения не учел позицию Администрации Курского муниципального округа Ставропольского края и Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которые считали исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представителями указанных третьих лиц, обладающих достаточной компетенцией в земельных вопросах, было доведено до сведения суда, что ответчики при определении местоположения границ своих земельных участков нарушили нормы ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что ответчиками грубо нарушен Проект перераспределения земель 2005 года, в котором были четко разграничены земли долевой собственности и земли государственной собственности.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Бабаев Э.Л., Мурко А.С., Лысенко В.Н., Лысенко Л.Е., Клопихин О.В., Клопихина Г.Г., представитель Министерства имущественных отношений СК, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Кравченко Н.А., Шабалов Д.И. извещались судом апелляционной инстанции надлежащим образом о месте и времени апелляционного рассмотрения дела. Судебные извещения были возвращены в суд с пометкой «истек срок хранения».
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Коваль А.Н., представитель Администрации Курского муниципального округа по доверенности Кобин В.Н. доводы апелляционной жалобы возражали, просили ее удовлетворить.
В судебном заседании Турский А.В., Марухно В.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец Коваль А.Н. является собственником двух объектов недвижимого имущества: нежилого здания - Свинарник, площадью 298,6 кв.м., кадастровый номер «»:779, местоположение: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, отделение №2; нежилого здания - Свинарник, площадью 317,2 кв.м., кадастровый номер «»:701, местоположение: Ставропольский край, Курский район, станица Курская, отделение № 2.
Право собственности Коваль А.Н. на указанные объекты недвижимости признано решением Курского районного суда Ставропольского края от 25 апреля 2022 года в рамках гражданского дела №2-354/2022, зарегистрировано в установленном законом порядке 21.06.2022 года, что подтверждено представленными суду выписками из ЕГРН.
Земельный участок на котором расположены указанные выше объекты недвижимости Коваль А.Н. на каком-либо виде права не принадлежит и не предоставлялся, является государственной собственностью.
Судом установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «»:1356 (единое землепользование), площадью 378389+/-7252 кв.м., вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 28.12.2006 года, принадлежит на праве общей долевой собственности Клопихину О.В., Клопихиной Г.Г., Турскому А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Шабалову Д.И., право собственности которых зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено представленной суду выпиской из ЕГРН.
В отношении указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «»:1356 зарегистрировано обременение в виде аренды сроком с 19.01.2022 года на 10 лет.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «»:226, площадью 64982+/-2231 кв.м., вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, образован путем выдела из земельного участка «»:1356, поставлен на кадастровый учет 18.10.2021 года, принадлежит на праве собственности Бабаеву Э.Л.. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 18.10.2021 года.
Рассматривая заявленные исковые требования, и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не подтвержден и не доказан факт существования нарушения прав и законных интересов истца противоправным поведением ответчиков, защита которых возможна избранным истцом способом защиты - путем признания наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226 и исключения из ЕГРН сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226. Коваль А.Н. не является собственником (правообладателем) земельного участка, в связи с чем какое-либо принадлежащее ей право на землю действиями ответчиков нарушено быть не может.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.
Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
При этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства назван принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования объекта недвижимости, правомерно размещенного на таком участке.
Требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела, первоначально истец Коваль А.Н. обосновывала заявленные исковые требования тем, что изначально приобретенные ею здания находились в собственности СХПК колхоз «Курский». Земельный участок, находящийся под зданиями, а так же прилегающая территория, огражденная искусственным земляным санитарным валом ориентировочной площадью 37 га, на котором находятся нежилые здания свинарника, находился в пользовании данного колхоза до земельной реформы. ОАО «СтавропольНИИгипрозем» при подготовке проекта перераспределения по неизвестной причине отнесли частично 11 га к землям государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, а оставшуюся площадь к земле общей долевой собственности как единое землепользование кадастровый номер «»:1356. В процессе выдела земельных долей был образован земельный участок с кадастровым номером «»:226 площадью 64982 кв.м., который принадлежит на праве собственности Бабаеву Э.Л., и земельный участок с кадастровым номером «»:1356 площадью 378389 кв.м., собственниками которого являются Турский А.В., Кравченко Н.А., Лысенко В.Н., Клопихин О.В., Клопихина Г.Г., Шабанов Д.И., которые накладываются на принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества и земельный участок, ранее используемый для содержание и разведения свиней СПК колхозом «Курский». Данное наложение препятствует ей воспользоваться правом на приобретение в собственность или аренду земельного участка необходимого для использования зданий и прилегающей территории для содержания животных. В целях осуществления мероприятий по оформлению прав на земельный участок, ею проведены кадастровые работы по подготовке межевого плана земельного участка, на котором расположены ее объекты недвижимого имущества, при этом обнаружилось, что в сведениях ЕГРН о его площади и границах есть ошибка. Границы формируемого земельного участка пересекаются с границами соседних участков с кадастровым номером «»:1356 и «»:226.
Впоследствии, истец Коваль А.С. изменила, основание иска, указав, что при рассмотрении данного гражданского дела в суде первой инстанции, кадастровым инженером Турским А.В., являющимся одновременно ответчиком по рассматриваемому делу, были проведены кадастровые работы по исправлению ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с КН «»:1356. В результате проведенных кадастровым инженером работ изменились границы обособленного (условного) участка, входящего в единое землепользование с кадастровым номером 26:36:031201:9, с учетом чего, принадлежащие ей объекты недвижимости в границах принадлежащих ответчикам земельных участков не располагаются и с их границами не пересекаются. Однако, этот обособленный земельный участок с кадастровым номером «»:9 образован с грубыми нарушениями п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ с изломанностью границ, и созданием препятствий для нее в пользовании принадлежащими ей на праве собственности зданиями (свинарниками). Измененные границы вышеуказанного обособленного участка, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером «»:1356, пересекают единственную дорогу, по которой возможен проход и проезд к ее зданиям. Согласно проекту перераспределения земельный участок «»:1356 в северной части находится на землях государственной собственности, что считает не допустимым, далее при исправлении реестровой ошибки между многоконтурным земельным участком (контур 9) кадастровый номер «»:9 и земельным участком «»:225, а так же земельным участком «»:226 имеется чересполосица. Земельный участок государственной собственности, ранее который входил в состав единого землепользования участка «»:1356 контур «»:9, то есть кадастровым инженером либо собственниками намеренно оставлен данный земельный участок ориентировочной площадью 3 га., который на сегодняшний день находится в государственной собственности и который невозможно использовать в соответствии с действующим законодательством, кому-либо предоставить, так как отсутствует возможность подъезда и использования (так как ширина его ориентировочно 12 м.).
Согласно пояснениям представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края, данным в письменном виде в суде первой и апелляционной инстанции, ответчики при определении местоположения границ своих земельных участков нарушили нормы ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», нарушен Проект перераспределения земель 2005 года, в котором были четко разграничены земли долевой собственности и земли государственной собственности. Указывал, что земельный участок с КН «»:9, который входит в состав единого землепользования земельного участка с КН «»:1356, существенно изменил конфигурацию и границы земельного участка за счет земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, что не предусмотрено действующим гражданским законодательством РФ и противоречит ст.43 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п.1 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости, и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами. При этом указал, что собственники земельного участка с КН «»:1356 за согласованием акта согласования местоположения границ земельного участка в адрес Министерства и ГКУ СК Земельный фонд Ставропольского края не обращались.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы Коваль А.С., судебной коллегией по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Национальный исследовательский институт декарбонизации».
Согласно выводам судебной экспертизы №20-03\24 от 18 марта 2024 года, из имеющихся графических материалов установлено: территория хозяйственного двора, поименованная в чертеже инвентаризации земель с/х назначения МО Курского сельсовета в границах СХПК колхоза «Курский» Курского района СК (л.д.175 том. 5) как «площадка под свиноферму», является землями государственной собственности в границах МО Курского сельсовета на территории СПК колхоза «Курский» (л.д. 202 том 5). Местоположение исследуемого земельного участка определяется в соответствии с имеющимися графическими данными следующим образом: территория участка имеет форму правильного прямоугольника; северный участок границы и правая (восточная) межа проходят вдоль полезащитных лесонасаждений, левый (западный) участок границы определяется по границе, разделяющей рабочие участки.
Местоположение границ исследуемого земельного участка, обозначенного на чертеже-схеме проекта перераспределения земель СПК колхоза «Курский» как «Хоз. двор» 11,0 га, установлено по фактическим рубежам, местоположение которых установлено спутниковым геодезическим методом с нормативной точностью 2,50 м в момент проведения экспертного натурного осмотра. За основу построения чертежа взято фактическое местоположение полезащитных лесонасаждений.
Методом графического моделирования в программном комплексе ПКЗО восстановлена документальная граница земельного участка под объектами капитального строительства сельскохозяйственного назначения, обозначенного на чертеже-схеме проекта перераспределения земель СПК колхоза «Курский» как «Хоз двор» площадью 11,0 га (110000 кв.м.).
Площадь исследуемого земельного участка, вычисленная по установленным координатам документальной границы составляет 110000+-2902кв.м.
При анализе схемы взаимного расположения установленной документальной границы земельного участка, обозначенного на чертеже-схеме проекта перераспределения земель СПК колхоза «Курский» как «Хоз. двор» площадью 11,0 га, со сведениями ЕГРН о местоположении учтенных в кадастровых кварталах «»:031201 и «»:030301 объектах недвижимости установлено пересечение (наложение) местоположения документальной границы земельного участка «Хоз. двора» с границами земельных участков с кадастровыми номерами «»:226, расположенного: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский р-н, ст-ца Курская; условными участками «»:9 и «»:54, входящими в состав участка единого землепользования с кадастровым номером «»:1356, местоположение которого установлено относительно ориентира СХПК (колхоз) Курский, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Курский, ст-ца Курская.
Площадь пересечения (наложения) установленной экспертным путем документальной границы земельного участка Хоз. двора с кадастровой границей земельного участка «»:226 составляет 10523 кв.м ± 898 кв.м.
Площадь пересечения (наложения) установленной экспертным путем документальной границы земельного участка Хоз. двора с кадастровой границей условного ЗУ «»:9, входящего в состав ЕЗП «»:1356 составляет 51220 кв.м ± 1980 кв.м.
Площадь пересечения (наложения) установленной экспертным путем документальной границы земельного участка Хоз. двора с кадастровой границей условного ЗУ «»:9, входящего в состав ЕЗП «»:1356 составляет 8376 кв.м ± 801 кв.м.
Общая площадь пересечения (наложения) установленной экспертным путем документальной границы земельного участка Хоз. двора с кадастровыми границами условных участков, входящих в состав участка единого землепользования с кадастровым номером «»:1356 составляет 59596 кв.м ±2136 кв.м.
В местоположении границ условных участков «»:9 и
«»:54. входящих в состав участка единого землепользования
«»:1356 выявлена реестровая ошибка по причине несоответствия
первичным документам по формированию земельного участка; несоответствия кадастровых границ исследуемых участков местоположению долевых земель СПК колхоза «Курский»; частичногорасположения кадастровых границ условных участков «»:9 и «»:54 входящих в состав участка единого землепользования «»:1356, на землях государственной собственности в границах МО Курского сельсовета на территории СПК колхоза «Курский».
В местоположении границы земельного участка с кадастровым номером «»:226, образованного из участка ЕЗП «»:1356, выявлена реестровая ошибка по причине несоответствия первичным документам по формированию исходного земельного участка; несоответствия кадастровых границ исследуемого участка местоположению долевых земель СПК колхоза «Курский»; частичного расположения кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером «»:226, образованного из участка ЕЗП «»:1356, на землях государственной собственности в границах МО Курского сельсовета на территории СПК колхоза «Курский».
В целях исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:226 и условных участков «»:9, «»:54, входящих в состав участка единого землепользования «»:1356, необходимо исключить из территории перечисленных земельных участков области пересечения (наложения) установленной экспертным путем документальной границы земельного участка Хоз. двора с кадастровыми границами земельных участков с кадастровыми номерами «»:226 и условных участков «»:9, «»:54, входящих в состав участка единого землепользования «»:1356 (см. вопрос 2).
В связи с тем, что земельные участки, в местоположении границ которых выявлены реестровые ошибки, образованы в счет земельных долей (паев) СПК колхоза «Курский», уменьшение площадей участков недопустимо по причине возникновения несоответствия требованиям ч.5 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Компенсировать дефицит площади земельных участков с кадастровыми номерами «»:226 и «»:1356 возможно из состава долевых земель в границах СПК колхоза «Курский», не учтенных в ЕГРН, не выделенных в счет долей. Для внесения в ЕГРН изменений сведений о местоположении границ земельных участков, в сведениях которых установлено наличие реестровой ошибки, необходима подготовка межевого плана (межевых планов), содержащих исправленные сведения.
Территория Хоз. двора фактически обеспечена подъездными путями посредством полевых, отсыпанных щебнем и грунтовых дорог (дорог без покрытия).
При анализе наличия/отсутствия доступа (подъездных путей) к территории участка Хоз. двора по сведениям ЕГРН и результатам геодезической съемки, установлено отсутствие доступа и подъездных путей к сельскохозяйственным строениям и сооружениям, расположенным на территории Хоз. двора. Часть полевой дороги, посредством которой обеспечивается подъездной путь к территории Хоз. Двора, и объездная полевая дорога к восточной границе Хоз. двора включены в границы земельного участка с кадастровым номером «»:226 и условного участка «»:9, входящего в состав участка единого землепользования «»:1356.
Допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт Кокорева С.И., предупрежденная об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, пояснила, что доступ к земельному участку с кадастровым номером «»:1356 осуществляется через проезд, на представленных фотографиях видны ворота, по периметру поле ограничено защитными лесонасаждениями и санитарно-защитным рвом, доступ осуществляется исключительно через проезд. На стр. 38 экспертного заключения проиллюстрирована схема соотнесения кадастровых границ земельных участков с чертежом описания. Границы земельного участка с кадастровым номером «»:226 выходят за те проектируемые границы, которые были указаны в описании. Это свидетельствует о реестровой ошибке, которая устраняется путем внесения изменений, то есть изменения границ земельного участка. В рамках проведенного исследования указано, что площадь земельного участка возможно восстановить за счет коллективно-долевых земель, на данный момент никому не предоставленных. Изменение границ земельного участка произошел за счет земельных участков государственной собственности в границах муниципального образования Курского сельсовета на территории СПК «Курский», 11 гектаров отражены как государственная собственность. Имеющиеся в материалах дела схема согласования границ общей долевой собственности, материал инвентаризации, схема размещения земельных участков государственной собственности, были достаточными для того, чтобы сделать вывод, что указанные земли являются государственной собственностью.
Оснований не доверять вышеуказанному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку экспертиза проводилась компетентным экспертным учреждением в соответствии со ст. ст. 79, 84, 85 ГПК РФ, заключение эксперта отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ. При этом судом учтено и то обстоятельство, что сторонами указанное заключение не оспорено, ходатайства о назначении дополнительной или повторной экспертизы суду не поступали.
Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона Ставропольского края № 138-кз от 07.12.2020 «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» (далее - Закон № 138-кз), с 01.01.2021 на органы государственной власти Ставропольского края возложены полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по предоставлению земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 23.10.2020 г. № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта завершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится;
а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН, или
б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной, или
в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точностью, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
Частью 10 статьи 22 Федеральный закон № 218-ФЗ установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок и фактического землепользования. Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - Выписка из ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером «»:9, который входит в состав Единого землепользования земельного участка с кадастровым номером «»:1356, существенно изменил конфигурацию и границы земельного участка, за счет земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, что не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и противоречит от. 43 Федеральный закон № 218-ФЗ.
Согласно пояснениям представителя Министерства имущественных отношений СК, собственники земельного участка с кадастровым номером «»:1356, за согласованием акта согласования местоположения границ указанного земельного участка в адрес министерства имущественных отношений Ставропольского края и в адрес государственного казенного учреждения Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края» не обращались.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, и стороной ответчика не предоставлено.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельным участком признается часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2.. 1, ст. 37 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8, ч. 6, 8 ст. 22 Закона от 3.07.2015 № 218-ФЗ; п. 3 Методических рекомендаций, утв. Росземкадастром 7.02.2003).
При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования может являться точное местоположение границ между смежными участками (в том числе если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, являющихся общей частью (частями) границ образуемого земельного участка), либо местоположение границ смежных и (или) несмежных земельных участков в случае выявления ошибки в их описании.
В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в ЕГРН, что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
В случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, местоположение границ таких участков должно быть согласовано всеми заинтересованными лицами или их представителями (ч. 1, 2, 2.1 ст. 43 Закона № 218-ФЗ; ч. 1, 3 ст. 39 Закона № 221- ФЗ).
Таким образом, положения п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, указывают, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не должно нарушать требования, установленные земельным законодательством Российской Федерации и иными Федеральными законами.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон №218-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости.
Поскольку заключением судебной экспертизы №20-03\24 от 18 марта 2024 года установлено пересечение (наложение) местоположения документальной границы земельного участка «Хоз. двора» с границами земельных участков с кадастровыми номерами «»:226, расположенного: Российская Федерация, Ставропольский край, Курский р-н, ст-ца Курская; условными участками «»:9 и «»:54, входящими в состав участка единого землепользования с кадастровым номером «»:1356, местоположение которого установлено относительно ориентира СХПК (колхоз) Курский, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Курский, ст-ца Курская, также в местоположении границ условных участков «»:9 и «»:54. входящих в состав участка единого землепользования «»:1356 выявлена реестровая ошибка по причине несоответствия первичным документам по формированию земельного участка; несоответствия кадастровых границ исследуемых участков местоположению долевых земель СПК колхоза «Курский», частичногорасположения кадастровых границ условных участков «»:9 и «»:54 входящих в состав участка единого землепользования «»:1356, на землях государственной собственности в границах МО Курского сельсовета на территории СПК колхоза «Курский», в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером «»:226, образованного из участка ЕЗП «»:1356, выявлена реестровая ошибка по причине несоответствия первичным документам по формированию исходного земельного участка, несоответствия кадастровых границ исследуемого участка местоположению долевых земель СПК колхоза «Курский», частичного расположения кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером «»:226, образованного из участка ЕЗП «»:1356, на землях государственной собственности в границах МО Курского сельсовета на территории СПК колхоза «Курский», установлено отсутствие доступа и подъездных путей к сельскохозяйственным строениям и сооружениям, расположенным на территории Хоз. Двора, часть полевой дороги, посредством которой обеспечивается подъездной путь к территории Хоз. Двора, и объездная полевая дорога к восточной границе Хоз. двора включены в границы земельного участка с кадастровым номером «»:226 и условного участка «»:9, входящего в состав участка единого землепользования «»:1356, то судебная коллегия считает обоснованными доводы истца Коваль А.С. о нарушении ее прав ответчиками, поскольку в результате допущенной реестровой ошибки нарушены права истца на получение на приобретение в собственность или аренду земельного участка необходимого для использования зданий и прилегающей территории для содержания животных, земельный участок с кадастровым номером «»:9 образован с изломанностью границ, которые пересекают единственную дорогу, по которой возможен проход и проезд к ее зданиям.
Кроме того, заключением судебной экспертизы установлено, что изменение границ земельного участка произошло за счет земельных участков государственной собственности в границах муниципального образования Курского сельсовета на территории СПК «Курский», и 11 гектаров, на которые претендует Коваль А.С., отражены как государственная собственность.
Оценивая возражения стороны ответчиков относительно неполноты заключения судебной экспертизы ввиду того, что экспертом не был принят во внимание Генеральный план муниципального образования Курского сельсовета СК 2015 года, судебная коллегия не находит их достаточными для признания указанного заключения недопустимым доказательствам, так же как и для назначения по делу повторной либо дополнительной экспертизы, так как экспертом была восстановлена документальная граница земельного участка под объектами капитального строительства сельскохозяйственного назначения, исходя из чертежа-схемы проекта перераспределения земель СПК колхоза «Курский» как «Хоз двор» площадью 11,0 га (110000 кв.м.), схемы согласования границ общей долевой собственности, материала инвентаризации земель, схемы размещения земельных участков государственной собственности.
В статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 2).
Такими документами-основаниями, предусмотренными названной выше статьей, помимо межевого плана, в частности, являются технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 названной выше статьи).
Кроме перечисленных выше документов такими документами-основаниями согласно пункту 5 части 2 этой же статьи также являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исправление реестровой ошибки производится, в том числе, по решению суда, а в предусмотренных законом случаях только по решению суда.
Совокупностью собранных по делу доказательств безусловно установлен факт допущения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, при их постановке на кадастровый учет, а также при уточнении их местоположения и границ, и внесении указанных сведений в ГКН, и, учитывая, что доказательства обратного стороной ответчиков не представлены, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении искового заявления истца с учетом заявленных уточнений в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 августа 2023 года отменить.
Исковые требования Коваль А.Н. к Турскому А.В., Кравченко Н. А., Лысенко В.Н., Клопихину О.В., Клопихиной Г.Г., Шабалову Д. И., Марухно В.В., Бабаеву Э.Л. об установлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226 – удовлетворить.
Установить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, расположенных по адресу Ставропольский край, Курский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир СХП «Курский».
Настоящее апелляционное определение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «»:1356, «»:226, расположенных по адресу Ставропольский край, Курский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир СХП «Курский».
Апелляционную жалобу – удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: