Дело № 2-452/2020
УИД 79RS0006-01-2020-000937-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 31 августа 2020 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Пешковой Е.В.
при секретаре Труновой А.Е.
с участием прокурора Киндич А.Ю.
представителя ответчика Волошенко Ю.В.
представителей третьих лиц Матафоновой Л.В., Ахраменко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
16.07.2020 прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о понуждении к совершению определенных действий,. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО на основании информации ОГБУЗ «Николаевская районная больница» проведены надзорные мероприятия на предмет соблюдения законодательства в деятельности администрации Смидовичского муниципального района ЕАО в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных. В ходе проверки установлено, что на территории Смидовичского района ЕАО не принимаются меры к отлову безнадзорных собак, в связи с чем их численность увеличивается., что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с нападением бездомных собак в ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» за 12 мес. 2018 г. обратились 10 человек, в 2019 г. – 4 человека, за 6 мес. 2020 г. – 18 человек. В связи с нападением бездомных собак в ОГБУЗ «Николаевская районная больница» за 12 мес. 2018 г. обратились 81 человек, в 2019 г. – 51 человек, за 6 мес. 2020 г. – 31 человек.
В соответствии со ст. 2 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Еврейской автономной области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» администрация Смидовичского муниципального района наделена государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно ст. 3 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями:
1) по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации, маркированию), возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
2) по передаче отловленных животных без владельцев лицам, имеющим в соответствии с требованиями законодательства необходимые условия для их содержания;
3) по утилизации (уничтожению) биологических отходов, включающих останки погибших отловленных животных без владельцев;
4) по осуществлению мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования.
Бездействие администрации Смидовичского муниципального района в данной сфере ведет к созданию на территории района антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов болезней, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит обязать администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с законом ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ в срок до 01.01.2021 г.
Определением суда от 20.07.2020 г. данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Киндич А.Ю. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что прокурор просит обязать администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии со ст. 3 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО Волошенко Ю.В., не отрицая, что указанные прокурором мероприятия не осуществляются администрацией района, в то же время указала, что объемы субвенций на осуществление государственных полномочий в области обращения с безнадзорными животными правительством области не утверждены и не доведены до органов местного самоуправления. Без утвержденных объемов финансирования указанных мероприятий администрация Смидовичского муниципального района не может осуществлять мероприятия, предусмотренные Законом ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – правительства ЕАО Матафонова Л.В. с требованиями прокурора согласилась. Суду пояснила, что в настоящее время правительством области объемы субвенций для органов местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий, предусмотренных Законом ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ, не утверждены, так как нормативы затрат на указанные мероприятия проходят процедуру согласования. В указанный прокурором срок исполнить решение суда не представляется возможным.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца –ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» Ахраменко А.Н. с требованиями прокурора согласился, пояснив, что во втором полугодии 2020 г. в медицинское учреждение продолжают поступать граждане, пострадавшие от укусов безнадзорных животных.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца –ОГБУЗ «Николаевская районная больница» в судебное заседание не явился, о дне. времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав, пояснения помощника прокурора, представителя ответчика Волошенко Ю.В., представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, поскольку безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в т.ч. способных повлечь летальный исход
В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ).
В соответствии с Законом ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Еврейской автономной области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно ст. 3 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации, маркированию), возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
2) по передаче отловленных животных без владельцев лицам, имеющим в соответствии с требованиями законодательства необходимые условия для их содержания;
3) по утилизации (уничтожению) биологических отходов, включающих останки погибших отловленных животных без владельцев;
4) по осуществлению мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО проведена проверка деятельности администрации Смидовичского муниципального района на предмет соблюдения законодательства в области обращения с безнадзорными животными.
В ходе проверки установлено, что в связи с нападением бездомных собак в ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» за 12 мес. 2018 г. обратились 10 человек, в 2019 г. – 4 человека, за 6 мес. 2020 г. – 18 человек. В связи с нападением бездомных собак в ОГБУЗ «Николаевская районная больница» за 12 мес. 2018 г. обратились 81 человек, в 2019 г. – 51 человек, за 6 мес. 2020 г. – 31 человек.
При этом администрацией Смидовичского муниципального района не выполняются требования Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации, маркированию), возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; по передаче отловленных животных без владельцев лицам, имеющим в соответствии с требованиями законодательства необходимые условия для их содержания; по утилизации (уничтожению) биологических отходов, включающих останки погибших отловленных животных без владельцев; по осуществлению мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования.
Неисполнение государственных полномочий в области обращения с безнадзорными животными ответчиком не оспаривалось.
В соответствии со ст. 7 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций областного бюджета.
Объем субвенций, передаваемых из областного бюджета в бюджет муниципальных образований области для осуществления государственных полномочий, определяется по методике согласно приложению к настоящему закону.
Из пояснений представителей ответчика и третьего лица установлено, что в настоящее время объем субвенций для муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» для осуществления государственных полномочий не определен, так как нормативы затрат на отлов одного животного, на организацию утилизации одного погибшего животного, на организацию одного животного, на организацию проведения учета одного животного и на проведение лечебных мероприятий на одного отловленного животного проходят стадию согласования.
Вместе с тем, в настоящее время правительством области утверждены Порядок организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории ЕАО, Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории ЕАО, Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории ЕАО.
Учитывая, что администрацией Смидовичского муниципального района не исполняются полномочия, предусмотренные ст. 3 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ, что влечет распространение безнадзорных животных, их нападение на граждан, причинение вреда здоровью людей, что нарушает права неопределенного граждан на личную безопасность и охрану жизни и здоровья, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым отметить, что согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс РФ (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что исполнение полномочий, предусмотренных ст. 3 Закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ, возможно администрацией Смидовичского муниципального района исключительно за счет средств областного бюджета, в пределах выделенных субвенций.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также принцип разумности и необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы значительные финансовые затраты и определенное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 31.12.2021 года организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с законом Еврейской автономной области от 10.12.2019 № 501-ОЗ, а именно:
-по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации, маркированию), возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
- по передаче отловленных животных без владельцев лицам, имеющим в соответствии с требованиями законодательства необходимые условия для их содержания;
- по утилизации (уничтожению) биологических отходов, включающих останки погибших отловленных животных без владельцев;
- по осуществлению мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Пешкова
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2020 г.