№ 16-2256/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 24 июня 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» Кренгель Р.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО «Камчатскэнерго» Кренгель Р.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника ПАО «Камчатскэнерго» Кренгель Р.А., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность.
Из части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2020 года) следует, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
Из материалов дела следует, что распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение эпидемиологического расследования в филиале ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ, расположенном в <адрес>, в целях установления причин возникновения инфекционных заболеваний.
В ходе эпидемиологического расследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения требований пунктов 1.3.1, 1.3.2, 1.4.4, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.14 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае», пункта 9.8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», пунктов 4.4, 6.1, 6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пункта 17.4 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», которые выразились в следующем:
не осуществляется опрос перед началом рабочей смены о наличии признаков острого респираторного заболевания у сотрудников и их близкого окружения, а также о госпитализированных в инфекционных стационар и регистрация в «Журнал здоровья»;
помещения (холл, коридоры 1 и 2 этажа), в которых может находиться значительное количество работников, не оборудованы приборами по обеззараживанию воздуха;
работники организации не проинформированы о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены, отсутствует наглядная информация о правилах мытья рук и памятка по профилактике новой коронавирусной инфекции;
на момент обследования сотрудники филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ находились на рабочих местах без средств индивидуальной защиты, информация о наличии средств индивидуальной защиты не представлена;
в комнате для приема пищи в котлотурбинном цехе отсутствовали бумажные и электрополотенца, не обеспечено соблюдение социального дистанцирования, отсутствует соответствующая разметка, график посещения комнаты приема пищи отсутствует;
в туалете для персонала отсутствовали кожный антисептик и бумажные или электрополотенца;
не представлены документы, подтверждающие проведение заключительной дезинфекции силами специализированной организации, имеющей лицензию, на рабочих местах сотрудников с положительным результатом на COVID-19;
отсутствует график проветривания рабочих помещений;
профилактическая дезинфекция помещений проводилась дезинфицирующим раствором «гипохлорит натрия», содержание массовой доли активного хлора в котором составляло 0,10%, дезинфицирующим раствором «гипохлорит натрия», содержание массовой доли активного хлора в котором составляло 0,01%, что не соответствует заданной концентрации.
Судьей городского суда исключены из общего объема вмененные ПАО «Камчатскэнерго» нарушения пункта 9.8 СП 3.1.2.3117-13, пунктов 1.1.14, 1.1.9 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246, пункта 6.4 СП 3.1.3597-20, пункта 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13. В остальной части выявленные нарушения подтвердились.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая судебные акты, судебные инстанции сочли, что ПАО «Камчатскэнерго» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению в условиях распространения инфекционного заболевания.
Деяние совершенное ПАО «Камчатскэнерго» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.
Оснований для признания правонарушения совершенного ПАО «Камчатскэнерго» малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку допущенные обществом нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные юридическим лицом в период пандемии, имеют повышенную степень общественной опасности.
Вопреки доводам жалобы, с учетом характера совершенного ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы, включая и о том, что не было основания для проведения эпидемиологического расследования на объекте станции ТЭЦ-2, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ПАО «Камчатскэнерго» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ПАО «Камчатскэнерго» в пределах санкции предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ПАО «Камчатскэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кренгель Р.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко