01 февраля 2018 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующей судьи Шейко Т.М.,
при секретаре судебного заседания Краевой Т.К.,
в присутствии: истца Вафакова С.С., представителя ответчика Филиала № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Пантелеевой Н.А., действующей на основании доверенности с полным объемом процессуальных прав,
в отсутствие представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207/2018 по иску Вафакова Сабира Султановича к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», Филиалу № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец Вафаков С.С. в обоснование заявленных исковых требований указал, что он является инвалидом ******* группы, и был вынужден выполнить рекомендацию медицинских специалистов и министерства здравоохранения Иркутской области, поехать на обследование и госпитализацию в г. Новосибирск, СФБМИЦ им. Академика Е.Н. Мешалкина. Как инвалид ******* группы, согласно Постановлению Правительства РФ № 178 -ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» он имеет право на получение государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг и бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Пользуясь своим правом он обратился к руководителю Управления социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о предоставлении ему талонов на приобретение проездных билетов на железнодорожный транспорт к месту лечения и обратно, но получил письменный отказ. Полная стоимость проезда к месту лечения и обратно составила 3763,20 рублей. Просит суд признать отказ Управления социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району за № 05-3816 от 09.11.2017 года незаконным, взыскать расходы понесенные истцом по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 3623,20 рублей, расходы за оформление справки о стоимости в размере 140 рублей.
Определением суда от 18 декабря 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Филиал № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании истец Вафаков С.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что в 2008 году он обращался в Управление ПФ РФ, с заявлением об отказе от набора социальных услуг, с этого времени ежемесячно получает денежную выплату. С заявлением об отказе от получения денежной выплаты и предоставления набора социальных услуг в натуре, не обращался. Помимо этого указал, что операция была проведена в г.Новосибирске, а не в Иркутской области, поскольку он не нашел в Иркутской области подходящих медицинских учреждений. За получением талона на проезд к месту лечения он обратился в Управление социальной защиты, но ему было отказано. В связи с чем он не обратился в Фонд социального страхования пояснить не может, поскольку о существующем порядке предоставления проезда к месту лечения и обратно он не знал.
Представитель ответчика Филиал № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Пантелеева Н.А., действующая на основании доверенности от ******* с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 31 декабря 2018, исковые требования не признала полностью по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве от 11.01.2018 № 04-07/8/21, указав, что Вафаков С.С., согласно сверке, проведенной филиалом № 14 Регионального отделения с Управлением ПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе (по состоянию на 21.12.2017) состоит в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. При этом филиал № 14 Регионального отделения с заявлением о предоставлении социальных талонов на право бесплатного получения проездных документов истец в 2017 году не обращался. Следует учитывать, что Вафаковым С.С. в Управление ПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе было подано заявление об отказе от получения социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно. Воспользовавшись правом на отказ от получения части социальных услуг, истец тем самым реализовал предоставленное ему право на получение единовременной денежной выплаты (взамен стоимости услуг, от которых он отказался). Помимо этого указала, что в Фонд социального страхования истец с заявлением о предоставлении талона на проезд к месту лечения не обращался. Оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно в денежном выражении, действующим законодательством не предусмотрена. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно поступившему письменному отзыву от 24.01.2018 № 08-221 представитель Дичёва А.Б., действующая на основании доверенности от *******, сроком действия по 31.12.2018, с полным объемом процессуальных прав, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения. В отзыве указала, что 30 октября 2017 года Вафаков С.С. обращался в учреждение с заявлением о выдаче документа для проезда к месту лечения и обратно. 09.11.2017 Вафакову С.С. в письменном виде был дан ответ на его обращение, из которого следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 176-пп «О предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда или бесплатного проезда воздушным транспортом к месту диагностики и (или) лечения отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области и нуждающимся в диагностике и (или) лечении, и обратно» один раз в год производит компенсацию расходов на оплату стоимости проезда инвалидам, среднедушевой доход семьи которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения, не отказавшимся от набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, к месту диагностики (или) лечения в определенных медицинских организациях государственной системы здравоохранения Иркутской области и обратно. ФГБУ «Новосибирский Научно-исследовательский Институт Патологии Кровообращения им. Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения Российской Федерации, не входит в перечь медицинских организаций, проезд в которые подлежит компенсации по линии органов социальной защиты населения. Полномочия по предоставлению специальных талонов на бесплатный проезд к месту лечения для получения медицинской помощи по талону № 2 возложены на территориальные управления Фонда социального страхования. Считает, что областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», является не надлежащим ответчиком, в иске просила отказать в полном объеме.
Исследовав в совокупности объяснения явившихся участников процесса, письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закон) установлена гарантия гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшимся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 указанного закона, на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно справке *******, Вафаков Сабир Султанович, ******* года рождения является инвалидом ******* группы бессрочно (л.д.23), в связи с чем является лицом имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Согласно сведениям, поступившим из ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ 24.01.2018, Вафаков С.С. обращался в Управление Пенсионного фонда с заявлением об отказе от набора социальных услуг 01.01.2008. С заявлением об отказе от набора социальных услуг в 2016 году не обращался. Из справки следует, что с 03.06.2008, бессрочно Вафакову С.С. выплачивается ежемесячная денежная выплата, размер которой на 19.01.2018 составляет 2527,06 рублей.
Как следует из ч.3 ст. 6.3 Закона, действовашего на момент подачи Вафаковым С.С. заявления, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Таким образом, судом установлено, что Вафаков С.С. отказался от предоставления ему набора социальных услуг полностью, воспользовавшись правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Помимо этого, судом учитывается следующее.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 октября 2005 года № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» был утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний (далее Порядок).
На основании п.2 Порядка, при наличии у гражданина медицинских показаний в соответствии с заключением врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения направляется выписка из истории болезни, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, для решения вопроса о выдаче ему направления на лечения.
Согласно п. 4.4 указанного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Отказывая в требовании истца о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, суд исходит из того, что право на получение компенсации стоимости самостоятельно приобретенных истцом железнодорожных, автобусных билетов к месту лечения у последнего отсутствует, так как Вафаков С.С. с заявлением на получение талонов на право приобретения бесплатных проездных документов в Филиал № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не обращался, то есть, им был нарушен заявительный порядок обращения за получением данной социальной услуги, при этом, реализация его права на проезд к месту лечения и обратно осуществляется только в натуральном выражении путем получения талона по проезду по маршруту следования, компенсация понесенных расходов по самостоятельному приобретению проездных билетов законом не предусмотрена.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на инвалидов.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
водный транспорт третьей категории;
автомобильный транспорт общего пользования;
авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных им самостоятельно.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Вафакова Сабира Султановича к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», Филиалу № 14 Фонда социального страхования Государственного учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Т.М. Шейко