Судья первой инстанции: Стародуб П.И. УИД 91RS0022-01-2023-000549-70
№ 2-1119/2022
№ 33-6077/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: |
Хмарук Н.С., |
судей: |
Романовой Л.В., Лозового С.В., |
при секретаре: |
Мустафаевой Э.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии в интересах Молоков Д.А к администрации города Феодосии Республике Крым, третьи лица Министерство образования науки и молодёжи Республике Крым, Министерство финансов Республике Крым, Муниципальное казённое учреждение «Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Феодосии Республике Крым» о понуждении предоставить благоустроенное жильё,
по апелляционной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым
на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года,
у с т а н о в и л а:
заместитель прокурора города Феодосии в интересах Молокова Д.А. обратился с иском в суд к администрации города Феодосии Республики Крым и просил суд обязать администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить Молокову Д.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что Молоков Д.А. отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, достигшего возраста 18 лет, которой в силу норм действующего законо-дательства, в частности ЖК РФ, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако, до настоящего времени Молоков Д.А. администрацией города Феодосии Республики Крым жильем не обеспечен.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, администрация города Феодосии Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетво-рении исковых требований отказать, ввиду того, что в отсутствие соответствующего финансирования, Администрация лишена возможности исполнить делегированные полномочия на выделение жилья.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес> родился Молоков Д.А. Родители - Молоков А.А, Молокова Е.В. (л.д. 28).
Молоков А.А, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Молокова Е.В. ограничена в родительских правах в отношении Молоков Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Молоковой Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Молокова А.Ал, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Молоковой П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Несовершеннолетние дети переданы органу опеки и попечительства для дальнейшего жизнеустройства.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2017 года по делу №2-925/2017, исковые требования органа опеки и попечительства Администрации города Феодосии о лишении Молоковой Е.В. родительских прав удовлетворены частично, Молокова Е.В. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей Молоков Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Молоковой Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Молокова А.Ал, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Молоков Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения направлен в детское государственное специализированное учреждение на полном государственном обеспечении. За несовершеннолетним Молоковым Д.А. сохранено жилье, расположенное по адресу: <данные изъяты>, <адрес> (л.д. 86 оборот-87).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: г. <адрес>, <адрес> признан непригодным для проживания (л.д. 89).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Молокова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, по адресу: ФИО1, г. <адрес>, право пользования которым сохранено за ним на основании п.п. 4,5 постановления Администрации г. Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в детское государственное специализированное учреждение несовершеннолетнего Молокова Д.А.», в виду того, что постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилого дома по <адрес> в г. <адрес> непригодным для проживания», жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания. Указанным постановлением Молоков Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Молокова Д.А права на получение жилого помещения в соответствии с Законом № 159-ФЗ, Законом № 46-3PK/2015.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благо-устроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилье помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 15 июля 2015 года № 404 «О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Статья 9 Закона Республики Крым от 26 ноября 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» предусматривает, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 92).
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установ-ленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ ответчиком истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем, удовлетворил требования.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Доводы жалобы о том, что отсутствует финансирование на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и наличие соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление специали-зированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропор-ционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом, пунктом 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования.
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Судебная коллегия отмечает, что внесенные изменения 05.04.2023 года постановлением Совета Министров Республики Крым № 258 в вышеуказанное постановление не являются основанием для отмены правильного решения, поскольку указанным постановлением не определялись права и обязанности органов местного самоуправления в сфере гарантий социальной поддержки детей-сирот, а установлен главный распорядитель бюджетных средств в Республике Крым, что не влияет на принятое решение.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции администрации, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен, верно.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи