Дело № 2-462/2024
УИД 65RS0004-01-2024-000469-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Долинск 31 октября 2024 г.
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Канунниковой О.А.
при секретаре Самолетовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению администрации города Южно-Сахалинска к Вайзбек ФИО8 о взыскании средств социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
22.05.2024 представитель администрации г. Южно-Сахалинска обратилось в Долинский городской суд с исковым заявлением к Вайзбек ФИО9 о взыскании средств социальной выплаты. В обоснование иска указано, что 08.06.2021 Вайзбек ФИО10 обратилась в МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» с заявлением участника Мероприятия, осуществляющего строительство индивидуального жилого дома, для получения социальной выплаты на строительство индивидуального дома на земельном участке, расположенном: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 1579 +/- 28, кадастровый №.
К заявлению ФИО1 приложила: договор подряда № № на строительство (возведение) индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, заключенный 30.03.2021 между Вайзбек ФИО11, Вайзбек ФИО12, Вайзбек ФИО13 и ООО «Анивское строительно-монтажное управление» в лице генерального директора ФИО4, с приложением сметы; выписку из ЕРЕН на земельный участок: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый №; в подтверждение возможности оплаты полной стоимости строительства индивидуального жилого дома в соответствии с заключенным договором подряда: справку о доступном остатке на счетах ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из лицевого счета в КБ «Долинск» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ о доступном остатке и справку КБ «Долинск» (АО) от 31.03.2021 № о платежеспособности; разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вайзбек Е.О. была предоставлена социальная выплата.
1-ый транш на счет ООО «Анивское строительно-монтажное управление», осуществляющего строительство индивидуального жилого дома в рамках заключенного договора подряда, на основании постановления администрации <адрес> №-па от 13.08.2021 перечислены платежными поручениями от 21.09.2021 № и № в размере 11 253,65 рублей и 1 114 111,85 рублей соответственно.
Для перечисления II-ого транша Вайзбек Е.О. с уведомлением о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности не обращалась, равно как и не представила выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую регистрацию прав на недвижимое имущество.
19.04.2023 и 26.09.2023 в адрес ответчика направлены уведомления о завершении подпрограммы «Строительство жилья в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2020 -2025 годы» муниципальной программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2020 - 2025 годы» и необходимости предоставить документы для перечисления социальной выплаты (II транш).
Вместе с тем на момент обращения с настоящим иском, документы на перечисление социальной выплаты (II транш) либо о продлении сроков окончания строительства Вайзбек Е.О. не представлены.
Более того, ДД.ММ.ГГГГ между Вайзбек ФИО14, Вайзбек ФИО15, Вайзбек ФИО16 и ООО «Анивское строительно-монтажное управление» заключено соглашение о расторжении к договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу администрации <адрес> денежные средства в размере 1 125 365,50 руб.
Определением Долинского городского суда от 20.06.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено МКУ Управления жилищной политики г. Южно-Сахалинска.
Определением Долинского городского суда от 20.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Вайзбек В.Р., Вайзбек А.Р., 30.06.2016 г.р. в лице Вайзбек Е.О.
В судебное заседание представитель истца администрации г. Южно-Сахалинск не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в соответствии с нормами действующего законодательства без участия своего представителя.
Ответчик Вайзбек Е.О. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещалась по известным суду адресам. Извещена посредством телефонной связи.
Третье лицо ООО «Анивское строительноо-монтажное управление» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило о дате времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, однако судебная корреспонденция возвращена в адрес суда без вручения, с отметкой «истек срок хранения».
Третье лицо МКУ «Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинск» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Третьи лица Вайзбек В.Р., Вайзбек А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице Вайзбек Е.О. о дате времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Согласно докладной курьера в указанной квартире по адресу: <адрес> В <адрес> никто не проживает. Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда без вручения, с отметкой «истек срок хранения».
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацев 3, 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: социальное обеспечение населения; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета Сахалинской области бюджетам муниципальных образований Сахалинской области на обеспечение населения качественным жильем.
Согласно пункту 2.1. Порядка субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в соответствии с законом об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, на реализацию мероприятий по обеспечению населения качественным жильем в рамках соответствующей муниципальной Программы, направленной на достижение целей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем».
Целями предоставления субсидии, в том числе, являются предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем.
Субсидия предоставляется при наличии правового акта муниципального образования, содержащего перечень мероприятий, софинансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета, с учетом уровня софинансирования, установленного нормативными правовыми актами Правительства Сахалинской области (пункт 3.1.2. Порядка).
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 12.11.2019 № 3618-па утверждена подпрограмма «Строительство жилья в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы» муниципальной программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2020 - 2025 годы».
Основная цель Подпрограммы - удовлетворение потребностей различных категорий граждан в доступном жилье с задачей развития механизмов адресной поддержки.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает установление администрацией города Южно-Сахалинска размера, условий и порядка предоставления социальной выплаты, правил участия граждан в Подпрограмме и предоставления им социальных выплат на поддержку в строительстве жилья.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 07.12.2016 № 3877 утвержден Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан.
Социальная выплата - мера социальной поддержки в виде денежных средств, выделяемых за счет средств бюджетов различных уровней с целью удовлетворения потребностей граждан в жилых помещениях (пункт 1.3.4. Порядка).
В соответствии с пунктом 5.1. раздела V Порядка для получения социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома участник подпрограммы представляет в Уполномоченный орган следующие документы:
5.1.1. Подтверждающие наличие в собственности (или на основании договора аренды) участника Программы земельного участка с целевым г - пользованием - для индивидуального жилищного строительства;
5.1.2 Наличие уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, принадлежащем участнику Программы на праве собственности или на основании договора аренды либо разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного не позднее ДД.ММ.ГГГГ);
5.1.3 Заключенный договор подряда со строительной компанией( индивидуальным предпринимателем) на строительство индивидуального жилого дома;
5.1.4 Заявление на перечисление бюджетных средств, поданное участником Программы в Уполномоченный орган;
5.1.5 Подтверждение возможности оплаты полной стоимости строительства индивидуального жилого дома в соответствии с заключенным договором подряда.
Согласно пункту 5.2. Порядка социальная выплата предоставляется владельцу Сертификата в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на счет строительной компании (индивидуального предпринимателя), осуществляющей(его) строительство индивидуального жилого дома в рамках заключенного договора подряда, открытый в банке либо иной кредитной организации, имеющей лицензию Центрального банка Российской Федерации, на основании заявления на перечисление бюджетных средств, поданного гражданином - участником Мероприятия в администрацию муниципального образования.
Перечисление субсидии на счет строительной компании (индивидуального предпринимателя), осуществляющей(его) строительство индивидуального жилого лома в рамках заключенного договора подряда, осуществляется траншами:
1-й транш в размере 50% от суммы социальной выплаты, указанной в Сертификате участника Программы, перечисляется после представления гражданином - участником Программы в Уполномоченный орган заявления на перечисление бюджетных средств.
II-й транш в размере 50% от суммы социальной выплаты, указанной в Сертификате участника Мероприятия, перечисляется после предоставления в Уполномоченный орган копии уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного не позднее ДД.ММ.ГГГГ) и (или) копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей регистрацию прав на недвижимое имущество.
Материалами дела установлено, что 08.06.2021 Вайзбек ФИО17 обратилась в МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» с заявлением участника Мероприятия, осуществляющего строительство индивидуального жилого дома, для получения социальной выплаты на строительство индивидуального дома на земельном участке, расположенном: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>, кадастровый №.
К заявлению ФИО1 приложила: договор подряда № 31/03/21 на строительство (возведение) индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Вайзбек ФИО18, Вайзбек ФИО19, ФИО3 и ООО «Анивское строительно-монтажное управление» в лице генерального директора ФИО4, с приложением сметы; выписку из ЕРЕН на земельный участок: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>, кадастровый №; в подтверждение возможности оплаты полной стоимости строительства индивидуального жилого дома в соответствии с заключенным договором подряда: справку о доступном остатке на счетах ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из лицевого счета в КБ «Долинск» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ о доступном остатке и справку КБ «Долинск» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ № о платежеспособности; разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО1 была предоставлена социальная выплата. 1-ый транш на счет ООО «Анивское строительно-монтажное управление», осуществляющего строительство индивидуального жилого дома в рамках заключенного договора подряда, на основании постановления администрации <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ перечислены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № в размере 11 253,65 рублей и 1 114 111,85 рублей соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ между Вайзбек ФИО20, Вайзбек ФИО21, Вайзбек ФИО22 и ООО «Анивское строительно-монтажное управление» заключено соглашение о расторжении к договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условий соглашения о расторжении к договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия необходимости выполнения отдельных работ стороны решили расторгнуть договор подряда на выполнение работ по строительству индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по соглашению сторон.
Выполненные работы по договору на сумму 2 400 000 руб. приняты по акту о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и оплачены в полном объеме. Обязательства в оставшейся части на сумму 1 100 000 руб. стороны прекращают.
Расторжение договора в части невыполненных работ не освобождает подрядчика от гарантийных обязательств на выполненные подрядчиком работы.
Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества земельный участок с кадастровым номером № снят с регистрационного учета 6 февраля 2023 года.
На данном участке образованы объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, зарегистрированные право собственности 6 февраля 2023 года по договору купли – продажи.
19.04.2023 и 26.09.2023 в адрес ответчика направлены уведомления о завершении подпрограммы «Строительство жилья в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2020 -2025 годы» муниципальной программы «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2020 - 2025 годы» и необходимости предоставить документы для перечисления социальной выплаты (II транш).
Разрешая исковые требования, суд установил, что обязательства по строительству индивидуального жилого дома с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья ответчиком не исполнены в полном объеме, договор подряда расторгнут, отчет о целевом расходовании денежных средств не представлен, сведений о том, жилой дом сдан в эксплуатацию ответчик не представил, как и не представил сведений о том, что право общей собственности ответчика и членов ее семьи на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суд РФ от 14.01.2020 N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Вайзбек Е.О. нарушены условия предоставления социальной выплаты для строительства индивидуального жилого дома, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не доказано использование денежных средств по целевому назначению, в связи с чем, требования истца о взыскании денежных средств социальной выплаты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку администрация г. Южно-Сахалинска в силу пункта 19 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика в бюджет муниципального образования городской округ «Долинский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 826,83 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Южно-Сахалинска к Вайзбек ФИО23 о взыскании средств социальной выплаты, удовлетворить.
Взыскать с Вайзбек ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Сахалинской области в Долинском районе) в пользу администрации <адрес> (ИНН №) денежные средства в размере 1 125 365,50 руб.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Сахалинской области в Долинском районе) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования городской округ «Долинский» в размере 13 826,83 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Канунникова
Мотивированное решение составлено 7 ноября 2024 года.