Решение
Именем Российской Федерации
14 мая 2013 г. г. Москва
Тверской районный суд г. Москвы
В составе: председательствующего судьи Рачиной К.А.
при секретаре Радзивидло Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2472/2013 по исковому заявлению ГаврИ. И. В. к Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России», третьи лица – Федеральное медико-биологическое Агентство (ФМБА России), департамент здравоохранения Владимирской области
установил:
ГаврИ. И. В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России», третьи лица – Федеральное медико-биологическое Агентство (ФМБА России), департамент здравоохранения Владимирской области. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что с 2006 года он неоднократно сдавал кровь и являлся донором. Всего он сдавал кровь 27 раз и 13 раз сдавал плазму крови. ДД.ММ.ГГГГ после очередной сдачи крови он написал заявление о присвоении звания «Почетный донор России». В течение длительного времени он не получал никакого ответа, на его обращения ему объясняли, что надо ждать, поскольку все документы направлены в Министерство здравоохранения РФ и пока не готовы. В августа 2012 года от врачей Областной станции переливания крови ему стало известно, что списки доноров возвращены и присвоение звания «Почетный донор России» приостановлено, устно ему объяснили, что необходимо ждать, пока будут внесены изменения в законодательство. 21 ноября он обратился с письменным заявлением в Областную станцию переливания крови г. Владимира, в котором просил дать ответ по каким причинам столько времени рассматривается его заявление. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что список доноров, представляемый к награждению званием «Почетный донор России» по Владимирской области, в который он был включен, был утвержден директором департамента здравоохранения Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ и направлен в ФГУЗ «Центр крови ФМБА России» для утверждения Министром здравоохранения и социального развития РФ и дальнейшего присвоения звания. В мае 2012 года указанные списки были возвращены в Областную станцию переливания крови г. Владимира и дано разъяснение, что Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О донорстве крови и ее компонентов» закреплено, что нагрудным знаком «Почетный донор России» награждаются граждане, сдавшие кровь 40 раз или плазму 60 раз, количество сдач крови и плазмы при смешанных формах донорства не конкретизировано. Для расширения условий награждения в случаях смешанных форм донорства Министерством здравоохранения РФ было издано письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 2510/9789-03-32, в котором оговаривается, что при смешанных формах донорства крови и ее компонентов при донации крови более 25 раз с ними суммируются донации плазмы крови до общего количества донаций – 40 раз. Однако поскольку письмо не является нормативным правовым актом, награждение доноров в случаях смешанных форм донорства приостановлено до внесения соответствующих поправок в нормативно-правовые акты. В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие новый закон «О донорстве крови и ее компонентов», в соответствии с которым доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) 40 и более раз или плазму крови 60 раз награждаются нагрудным знаком «Почетный донор России». По мнению истца, новый закон не подлежит применению в отношении него, поскольку был введен в действие после его обращения с заявлением. Его право на получение нагрудного знака «Почетный донор России» на момент обращения с заявлением с учетом количества сдачи им крови и плазмы крови установлено письмом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2510/9789-03-32, которое является действующим. Следовательно действия ФМБА России по возврату документов до введения в действие нового закона являются неправомерными. На основании изложенного, истец просит суд признать за ним право на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» в соответствии со ст. 11 Закона «О донорстве крови и ее компонентов» от ДД.ММ.ГГГГ № и письмом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» в отдельных случаях».
Истец ГаврИ. И.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ по доверенности Ерохина Ю.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица - ФМБА России по доверенности Ястребов А.Д. в судебное заседание не явился, извещен, против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенных в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица - департамента здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей ответчика и третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что ГаврИ. И.В. с 2006 года являлся донором: 27 раз сдавал кровь и 13 раз плазму крови (л.д. 9).
В 2012 году ГБУЗ ВО «Областная станция переливания крови» истец был включен в именной список доноров, представленных к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» Владимирской области (л.д. 13-14).
ФМБА России указанный именной список был возвращен в Департамент здравоохранения Администрации Владимирской области, поскольку включал граждан, представленных к награждению, количество донаций которых не соответствовало положениям ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5142-1«О донорстве крови и ее компонентов» (л.д. 15-16).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в соответствии с указанным законом, действовавшим на момент включения его в именной список доноров представленных к награждению, а также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» в отдельных случаях» он обладал правом на получение нагрудного знака «Почетный донор России», в связи с чем, действия ФМБА по приостановлению награждения доноров в случаях смешанных форм донорства незаконно.
Между тем, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5142-1«О донорстве крови и ее компонентов», на которую ссылается истец, граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5142-1«О донорстве крови и ее компонентов», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждены правила награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России".
Согласно п. п. 1,2 указанных правил нагрудным знаком "Почетный донор России" награждаются граждане, сдавшие бесплатно кровь 40 и более раз или плазму крови 60 и более раз. Награждение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательство и нормативно-правовые акты действующие в период подачи истцом заявления о награждении нагрудным знаком "Почетный донор России" и включения его в именной список доноров, устанавливало конкретные условия необходимые для награждения, а именно: 40 и более раз донаций крови или 60 и более раз донаций крови. Данные условия у истца отсутствовали.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5142-1«О донорстве крови и ее компонентов» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663 возможность награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" при смешанных формах донорства не предусматривалась.
При таких обстоятельствах законных оснований для награждения истца нагрудным знаком "Почетный донор России" не имелось.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что награждение при смешанных формах донорства было предусмотрено письмом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» в отдельных случаях».
Между тем, указанные доводы истца суд не может признать обоснованными в связи со следующим.
Минздрав России в соответствии с п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 284, в пределах своей компетенции издавал в установленном порядке нормативные правовые акты и иные документы.
Согласно действовавшей в указанный истцом период времени редакции Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1009, нормативные правовые акты издавались в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежали регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В судебном заседании установлено, что письмо Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» в отдельных случаях», на которое ссылается истец, не было представлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ и не было официально опубликовано, в связи с чем, данное письмо не является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ правовым департаментом Министерства здравоохранения РФ в адрес ФМБА были направлены разъяснения о том, что письмо Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» в отдельных случаях» применению не подлежит, что и стало основанием для приостановления награждения и возврата именных списков в субъекты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленных действующим законодательством оснований для награждения истца у ответчика не имелось.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» ч. 3 ст. 23 которого установлено, что Правила учета донаций и суммирования их количества в целях определения возможности награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п.п. 2, 3 Правил награждения нагрудным знаком "Почетный донор России", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № награждение доноров нагрудным знаком "Почетный донор России" осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Представление доноров к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" (далее - представление к награждению) осуществляется на основании документов, подтверждающих сдачу крови и (или) ее компонентов установленное количество раз, исходя из правил учета донаций крови и (или) ее компонентов и суммирования их количества, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нормативный правовой акт, регулирующий правила учета донации крови и (или) ее компонентов и суммирования их количества, не принят.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании за ним права на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ГаврИ. И. В. в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России».
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Рачина К.А.