Решение по делу № 8Г-6552/2024 [88-7120/2024] от 01.07.2024

    № 88-7120/2024

    УИД: 28RS0004-01-2022-008494-8

    ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 августа 2024 г.                                                     город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шевцовой Т.С.,

судей Куратова А.А., Кургуновой Н.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Благовещенска к Никандровой Валентине Викторовне об освобождении самовольно занятого земельного участка, путем демонтажа ограждения,

встречному иску Никандровой Валентины Викторовны к администрации г. Благовещенска об установлении местоположения границ земельного участка

по кассационной жалобе администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 мая 2024 г.

Заслушав доклад судьи Куратова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация г. Благовещенска обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указано, что Никандрова В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером (далее – кн) площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для индивидуального строительства. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ответчику. Помимо земельного участка Никандровой В.В. для обслуживания жилого дома самовольно заняты земли общего пользования площадью 860,7 кв. м, примыкающие к земельному участку. С северной стороны самовольно занятые земли полностью расположены в функциональной зоне улично-дорожной сети в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75. Земельный участок Никандровой В.В. и самовольно занятые земли общего пользования имеют единое ограждение.

Администрация г. Благовещенска просила суд обязать Никандрову В.В. освободить самовольно занятую часть территории квартала <адрес>, площадью 860,7 кв.м, расположенную в <адрес> путём демонтажа (сноса) ограждения.

Никандрова В.В. обратилась со встречным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующие обстоятельства. Земельный участок с кн принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20 января 2000 г. Правоустанавливающий документ не содержит сведений о границах земельного участка. Земельным участком, в его фактических границах она пользуется более 15 лет, на участке расположен жилой дом, баня, гараж, сарай и другие хозяйственные постройки. На основании её заявления кадастровым инженером подготовлен межевой план от 8 июня 2022 г. для уточнения местоположения границ и площади земельного участка, в согласовании которого администрацией отказано. Полагает, что границы и площадь земельного участка подлежит уточнению по фактическим границам, сформировавшимся за период более 15 лет в допустимых пределах общей площадью 2206 кв. м. Размер увеличения площади земельного участка не превышает минимального размера для индивидуального строительства значением 800 кв.м.

Уточнив требования, Никандрова В.В. просила суд установить местоположение границ земельного участка с кн с площадью 2206 кв.м по характерным точкам границ, указанным в таблице № судебной землеустроительной экспертизы от 10 ноября 2023 г.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований администрации г. Благовещенска к Никандровой В.В. отказано.

Встречные исковые требования Никандровой В.В. удовлетворены.

Постановлено установить местоположение границ с площадью 2 206 кв.м, земельного участка с кадастровым номером на основании заключения судебной землеустроительной экспертизы №9 от 10 ноября 2023 г., изготовленного кадастровым инженером индивидуальным предпринимателем ФИО1 по характерным точкам границ в системе координат <данные изъяты>, указанным в таблице № экспертного заключения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 мая 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация г. Благовещенска просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.

В представленных письменных возражениях представитель Никандровой В.В. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия не оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении дела судами установлены следующие фактические обстоятельства.

Никандрова В.В. является собственником земельного участка с кн , площадью 1 500 кв.м из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального строительства.

Основанием возникновения права Никандровой В.В. на земельный участок послужило свидетельство о праве на наследство по завещанию от 20 января 2000 г., которое не содержит описания местоположения границ земельного участка.

Первоначальным собственником земельного участка являлся ФИО2 на основании свидетельства о праве собственности за землю от 6 апреля 1993 г., которое также не содержит описания местоположения границ земельного участка.

Согласно землеустроительного дела 1998 года (материалы инвентаризации) <адрес>, на «Проекте установления границ землепользований в с Плодопитомник» исследуемый земельный участок указан, как «участок №», но его местоположение в общем массиве под номером «участок №». В выкопировке материалов инвентаризации указаны координаты характерных точек, в отношении земельного участка «участок №» «стр.жилого дома», в системе координат «Местная».

2 февраля 2006 г. осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с указанием площади земельного участка в соответствии с правоустанавливающим документом 1 500 кв. м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

На земельном участке расположен объект капитального строительства - жилой дом, собственником которого также является Никандрова В.В.

Согласно техническому описанию от 9 февраля 2006 г., выполненного Амурским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», в отношении индивидуального жилого дома, жилой дом имеет площадь 299,5 кв.м, 1995 года постройки. На земельном участке располагаются строения - баня площадью 36,5 кв.м, сарай 20,5 кв.м, сарай 2,3 кв.м.

Согласно приложенной к протоколу инструментального обследования схеме от 29 марта 2022 г., Никандровой В.В. используется примыкающая к земельному участку с северной и южной стороны часть территории квартала <данные изъяты>, <адрес>, общей площадью 860,7 кв. м для обслуживания и эксплуатации жилого дома (с северной стороны площадью 756,7 кв.м. и с южной стороны - 104 кв.м.), относящаяся к землям общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена.

С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, по заявке Никандровой В.В. составлен межевой план от 8 июня 2022 года. Согласно плану в результате уточнения местоположения границ и площади земельного участка его площадь составила 2300 кв. м. Местоположение границ земельного участка с кн определялось по границам, существующим на местности 15 лет и более, закрепленным с использованием искусственного происхождения (забора), позволяющим определить местоположение площади земельного участка. Земельные споры с собственниками соседних земельных участков отсутствуют. Предельные минимальные и максимальные размеры в зоне Ж-1 (зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками), для уточняемого земельного участка установлены от 14 января 2022 г. и составляют: минимальный размер 800 кв. м.

Акт согласования местоположения границ земельного участка с кн подписан со всеми смежными собственниками земельных участков, за исключением администрации г. Благовещенска.

27 июля 2022 г. на основании заключения земельного управления администрации г. Благовещенска истцу отказано в согласовании местоположения границ земельного участка, поскольку площадь уточняемого земельного участка увеличена до 2300 кв.м за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Документы, подтверждающие законность расположения земельного участка в границах и в площади согласно межевому плану, не представлены. Уточняемый земельный участок полностью расположен функциональной зоне улично-дорожной сети в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от № 9 от 10 ноября 2023 г., фактическая площадь земельного участка с кн равна 2206 кв.м.

Местоположение фактических границ земельного участка на местности проходит по существующему забору.

В границах земельного участка расположен жилой дом и надворные постройки.

Местоположение границ земельного участка на местности существует более 15 лет, что подтверждают: аэрофотоснимки, выполненные экспертом с общедоступного информационного ресурса <данные изъяты>, по состоянию на 2002г и на 2022 год.

Конфигурация границ земельного участка с 2002 года до настоящего времени не менялась.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что границы земельного участка с кн не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в том числе по результатам инвентаризации земель в 1998 году, а поэтому подлежат уточнению. Установив, что документ, подтверждающий право Никандровой В.В. на земельный участок не содержит сведений о местоположении его границ, суд пришел к выводу о необходимости в силу п. 1.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнения границ земельного участка по границам, существующим на местности более пятнадцати лет.

По иску Никандровой В.В. границы земельного участка установлены судом на основании заключения судебной землеустроительной экспертизы, в удовлетворении исковых требований администрация г. Благовещенска отказано.

С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции. И дополнительно указал, что исходя из положений п. 32 ч. 1 ст. 26, п. 1.1 ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении сведений о местоположении границ и площади земельного участка по фактически существующим на местности на протяжении более 15 лет границам допускается увеличение площади земельного участка на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка (800 кв.м), установленный для зоны Ж-1 Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 г.

При этом суд апелляционной инстанции отклонил ссылку администрации г. Благовещенска относительно недопустимости расположения уточненных границ земельного участка в границах функциональной зоны улично-дорожной сети. По тому основанию, что границы земельного участка с кн сложились уже по состоянию на 2002 год, то есть до утверждения Генерального плана города Благовещенска, утвержденного 26 июля 2007 г.

С указанными выводами соглашается суд кассационной инстанции.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Пунктами 3 и 9 части 4 этой статьи предусмотрено, что описание местоположения объекта недвижимости и его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке, его площадь и постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы земельного участка являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Законом предусмотрен порядок уточнения границ земельного участка, которые не установлены надлежащим образом.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

Исходя из положений п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ допускается увеличение площади земельного участка при уточнении сведений о местоположении границ и площади земельного участка на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, суды пришли к правильным выводам, что определение границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, возможно в случае отсутствия сведений о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. И что в данном случае при уточнении границ и площади земельного участка по таким основаниям допускается увеличение площади земельного участка на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка (800 кв.м), установленный для зоны Ж-1 Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 г.

Выводы судов о том, что в настоящее время границы спорного земельного участка надлежащим образом сформированы, поскольку существуют в неизменном виде более 15 лет, материалами дела не опровергнуты.

Доводы администрации г. Благовещенска о том, что часть земельного участка с северной стороны расположена в функциональной зоне улично-дорожной сети, установленной Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных постановлений.

Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

В силу статьи 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

К документации по планировке территории пункты 1 и 2 части 4 статьи 41 ГрК РФ относят проект планировки территории и проект межевания территории.

Иных видов документации по планировке территории действующее градостроительное законодательство не предусматривает.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в числе прочего, чертёж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. Кроме того, красные линии и линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений отображаются на чертежах проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).

Под «красными линиями» понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).

Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площадями, улицами, проездами, набережными, береговыми полосами водных объектов общего пользования, скверами, бульварами) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, красные линии отображаются на чертежах документации по планировке территории городского округа, которая, в свою очередь, должна утверждаться в соответствии с порядком и требованиями, которые установлены ГрК РФ.

Из анализа приведенных норм следует, что Генеральный план, который относится к документам территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения, действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2017г. N 56-АПГ17-7, от 27.07.2022 N 78-КАД22-11-К3.

При этом только документы по планировке территории, к которым относятся проект планировки территории и проект межевания территории, могут содержать чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Исходя из изложенного, положений п. п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ, именно красные линии, установленные проектом планировки территории и проектом межевания территории, а не функциональные зоны, установленные Генеральным планом, отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В данном случае суды запросили сведения о расположении красных линий в районе спорного земельного участка, наличии документации по планировке территории, однако согласно выкопировки из Основного чертежа Генерального плана г. Благовещенска запрашиваемая территория не обеспечена документацией по планировке территории. Сведений о наличии красных линий в гранах спорного земельного участка, администраций г. Благовещенска не представлено.

Таким образом, само по себе нахождение части земельного участка в функциональной зоне улично-дорожной сети, при отсутствии утверждённых красных линий, не ограничивает права Никандровой В.В. на земельный участок. Земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте.

Кроме того, Генеральный план г. Благовещенска утверждён 26 июля 2007 г., то есть после формирования в 2002 году границ спорного земельного участка.

Также суд кассационной инстанции учитывает, что правила недопустимости образование земельного участка, границы которого пересекают несколько территориальных зон, принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, установленные пункт 7 статьи 11.9 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ, частью 4 статьи 30 ГрК РФ, соблюдены.

Уточнённые границы спорного земельного участка полностью расположены в территориальной зоне Ж-1 (зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками), установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 г.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права. Повторяют позицию администрации г. Благовещенска, изложенную в ходе судебного разбирательства, которой судами первой и апелляционной инстанции дано надлежащее правовое обоснование. Такие доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы. По существу направлены на оспаривание выводов суда об установленных по делу обстоятельствах, иную оценку доказательств, собранных по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 ГПК РФ).

Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 мая 2024 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Благовещенска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-6552/2024 [88-7120/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Благовещенска
Ответчики
Никандрова Валентина Викторовна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
06.08.2024Судебное заседание
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее