Дело № 2-3245/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Ветровой С.В.
при секретаре Рыжовой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района в интересах Ошвинцевой Е.С. к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда
у с т а н о в и л:
Прокурор Островского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ошвинцевой Е.С. к администрации г. Костромы об обязании предоставить Ошвинцевой Е.С., <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилищного фонда с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Свои требования мотивировал тем Прокуратурой Островского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обращению Ошвинцевой Е.С., по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Костромы. Установлено, что Ошвинцева Е.С. родилась <дата>, запись акта о рождении № от <дата>. Мать Ошвинцевой Е.С. Ошвинцева И.М., <дата> года рождения, умерла <дата> (запись акта о смерти № от <дата>), отец Анисимов С.В. <дата> года рождения (запись акта об установлении отцовства № от <дата>) умер <дата>-8 года (запись акта о смерти № от <дата>). Решением Островского районного суда Костромской области от <дата> Ошвинцева И.М. <дата> года рождения, лишена родительских прав в отношении дочери Ошвинцевой Е.С. <дата> года рождения. Согласно информации нотариуса Островского нотариального округа Костромской области наследственные дела к имуществу Анисимова С.В., <дата> года рождения, Ошвинцевой И.М. <дата> года рождения, не заводились. Постановлением главы администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата> № за Ошвинцевой Е.С. закреплено право на жилую площадь по месту жительства матери по адресу: <адрес> (пункт 2 Постановления). Постановлением главы администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата> № в постановление главы администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата> № внесены изменения, а именно исключен пункт 2 о закреплении за Ошвинцевой Е.С. права на жилую площадь по месту жительства матери по адресу: <адрес>. Сведений о регистрации других лиц по адресу: Костромская бласть, <адрес>. Ошвинцева Е.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. По указанному адресу также зарегистрирована Кузнецова Л.К. <дата> г.р., которая с <дата> до совершеннолетия Ошвинцевой Е.С. являлась ее попечителем. Также, Ошвинцева Е.С. зарегистрирована по месту временного пребывания <адрес>., где в настоящее время фактически проживает. Сведений о регистрации других лиц по указанному адресу не имеется. Приказом директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> № Ошвинцева Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно уведомления Филиала ФЕБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области от <дата>, ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» от <дата> право собственности на объекты недвижимого имущества за Ошвинцевой Е.С. не зарегистрировано. Ошвинцева Е.С. в настоящее время проживает в г. Костроме, с <дата> Ошвинцева Е.С. трудоустроена в качестве продавца-кассира в ООО «КАРИ» в г. Костроме. Ошвинцева Е.С. намерена и дальше проживать в г. Костроме, работать в г. Костроме, на территории Островского района практически все социальные связи утрачены. Таким образом, Ошвинцева Е.С. не может быть признана обеспеченным жильем, поскольку не является собственником жилого помещения, нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами проверки. Полагают, что Ошвинцева Е.С. имеет право на получение жилого помещения на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Гречишкин М.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении
Истец Ошвинцева Е.С. исковые требования поддержала, пояснила, что местом ее жительства является г. Кострома, здесь она живет и работает, о чем деле имеются документы, в Островском ранее не имеет ни семейных не социальных связей.
Представитель администрации городского округа город Кострома по доверенности Мелкумян А.С. исковые требования не признал, полагала не подлежащими удовлетворению, в совокупном толкования норм федерального закона № 159-ФЗ, а так же соответствующих законов Костромской области, предоставление жилых помещений осуществляется исходя из субвенции субъекта. На сегодняшний никаких денежных средств, субвенций не выделялось. Ассигнований в сумме 35,5 миллионов руб. муниципальным образованием было получено от субъекта, в связи с этим в августе месяце был заключен муниципальный контракт на строительство многоквартирного дома 36 квартир. Тем не менее указанных средств для предоставления жилья недостаточно, финансирования для покупки или строительства жилья для предоставления истице жилья не выделялось, в связи с этим требования не подлежат удовлетворению.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент по труду и социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Управление строительства и капитального ремонта администрации города Костромы, о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзывы по существу заявленных требований приобщены к материалам дела.
Представили иных третьих лиц, участвующих в деле, Департамент финансов Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Администрация Костромской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 23.12.2014 года, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) (норма вступила в силу с 01 января 2015 года – ст. 10 Закона).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ошвинцева Е.С, родилась <дата>, запись акта о рождении № от <дата>. Мать – Ошвинцева И.М., <дата> г.р., лишена родительских прав решением Островского районного суда от <дата>, умерла <дата> (запись акта о смерти № от <дата>), отец Анисимов С.В., <дата> г.р. (свидетельство об установлении отцовства № от <дата>), умер <дата>, запись акта о смерти № от <дата>.
Постановлением главы администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата> № Ошвинцева Е.С. направлена в детское государственное учреждение, за ней и за ее несовершеннолетним братом Анисимовым В.С. закреплено право на жилую площадь по месту жительства матери Ошвинцевой И.М. по адресу: <адрес>
Таким образом, истец Ошвинцева Е.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что стороной ответчика при рассмотрении данного дела не оспаривалось.
Приказом Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от <дата> № установлено попечительство на возмездной основе над несовершеннолетней Ошвинцевой Е.С.,<дата> г.р., попечителем несовершеннолетней назначена Кузнецова Л.К.
Постановлением Администрации Островского муниципального района от <дата> № в Постановление главы администрации Островского муниципального района Костромской области от <дата> № внесены изменения, исключен пункт 2 о закреплении за Ошвинцевой Е.С. права на жилую площадь по месту жительства матери по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение, согласно справки № от <дата> Администрации Островского муниципального района Костромской области, является собственностью Соловьева А.В., <дата> г.р., согласно сведения предоставленным Федеральной службой государственного регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН сведения о данном объекте недвижимости отсутствуют.
Согласно адресной справки Отдела адресно-справочной работы МП МО МВД России «Островской» от <дата> Ошвинцева Е.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> – с <дата> и по настоящее время – по месту жительства приемных родителей.
В настоящее время истица проживает в съемном жилье, в котором, исходя из свидетельства № от <дата> истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с <дата> по <дата>. Данная квартира принадлежит на праве собственности Носковой М.С.
Жилые помещения Ошвинцевой Е.С., по достижении ей совершеннолетия и членам ее семьи Анисимову В.С., Анисимову С.В., Ошвинцевой И.М. на территории Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района не предоставлялись (справка от <дата> №). Аналогичные сведения представлены Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы (справка № от <дата>). Таким образом, истица, не является нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения, предоставленного на праве социального найма
Исходя из сведений «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Ошвинцевой Е.С., Ошвинцевой И.М., Анисимовым В.С. не имеется.
Таким образом, истица Ошвинцева Е.С. не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку не является нанимателем, членом семьи нанимателя по договору социального найма, собственником жилого помещения, в связи с чем, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Указанное право возникло у истицы до 2011 года.
Приказом директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> № Ошвинцева Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено
При таких обстоятельствах истец имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).
Как следует из материалов дела, Ошвинцева Е.С. после лишения в отношении нее ее материал Ошвинцевой И.М. родительских прав проживала и обучалась в детском государственном учреждении, в последующем после установления попечительства с попечителем Кузнецовой Л.К., в настоящее время проживает в г. Костроме, имеет временную регистрацию по песту пребывания, с <дата> трудоустроена, работает постоянно в г. Костроме, о чем в материалы дела представлены соответствующие документы (справка с места работы, копия трудовой книжки истицы)
Учитывая, что Ошвинцева Е.С. постоянно проживает на территории г. Костромы, местом своего жительства полагает г. Кострому, трудоустроена в г. Костроме, на территории Островского района социальные связи не сохранила, кроме того в. г. Костроме проживает и работает ее родной брат Анисимов В.С., с которым она поддерживает родственные отношения, исходя из обращения в прокуратуру жилье желает получить в г. Костроме Костромской области, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.
Доводы ответчика – администрации городского округа город Кострома об отсутствии финансирования из бюджета Костромской области и недостаточности предусмотренных субвенций для исполнения переданных полномочий судом во внимание не принимаются, поскольку в соответствии со ст.ст. 86, 31 Бюджетного кодекса РФ, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления, недостаточность денежных средств, выделяемых из соответствующего бюджета, на приобретение жилья, не является основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильем.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Островского района удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области предоставить Ошвинцевой Е.С., <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Кострома Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Костромы.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ветрова С.В
Копия верна