Дело № 12-70/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
26 октября 2015 года село Карпогоры
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Галкин С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» на постановление заместителя начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области Серхачева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ №*** о признании Общества с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <сумма>,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Серхачева С.А. Общество с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <сумма>.
При рассмотрении дела об административном правонарушении заместитель начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области пришел к выводу, что ООО «АльянсТеплоЭнерго» допустило несоблюдение обязательных требований при эксплуатации опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности, выразившееся в не получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов– нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «а» п.218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Не согласившись с вынесенным постановлением, законный представитель ООО «АльянсТеплоЭнерго» генеральный директор Фофанов Р.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление изменить и снизить размер штрафа до <сумма>. В обоснование жалобы сослался на то, что должностным лицом не было учтено имущественное и финансовое положение общества и штраф в размере <сумма> в период отопительного сезона ГГГГ-ГГГГ годы, когда необходимо увеличивать запасы топлива, оплачивать электрическую энергию, негативно отразится на финансовом положении компании. Также не учтена степень вины юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ был направлен соответствующий пакет документов в Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о необходимости доработки и предоставления недостающих документов. В настоящее время пакет документов доработан и будет направлен адресату. Для положительного решения и получения лицензии кроме документарной проверки будет сверяться и факт устранения ранее полученных предписаний. На сегодняшний день из 51 пунктов предписания выполнено 46. Таким образом, ООО «АльянсТеплоЭнерго» понесло большие затраты для устранения замечаний Ростехнадзора с целью получения необходимой лицензии. В настоящий момент сформирована повторная заявка на получение данной лицензии, полагает, что до ДД.ММ.ГГГГ лицензия будет получена.
В ходе судебного заседания законный представитель ООО «АльянсТеплоЭнерго» Фофанов Р.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Выслушав объяснения законного представителя юридического лица Фофанова Р.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу статьи 9 данного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 5 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ
III класс опасности устанавливается для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 23.31 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. В силу пункта 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе начальники отделов территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Согласно подпунктам 5.3.1.6, 5.3.1.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике, за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Положением о Северо-западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 № 222, Управлению предоставлены полномочия по организации и проведению проверки соблюдения юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; осуществлению контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике, включая требования безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
В силу пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Как следует из представленных материалов, ООО «АльянсТеплоЭнерго» осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, относящихся к системе теплоснабжения.
Согласно справке Северо-западного управления Ростехнадзора, котельные ООО «АльянсТеплоЭнерго» (<адрес>) зарегистрированы в органах Ростехнадзора за III классом опасности с присвоением регистрационных номеров, следовательно, в силу вышеприведенных требований закона их эксплуатация подлежит лицензированию.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «АльянсТеплоЭнерго» ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области Х. в ходе осмотра технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (котлы паровые) было выявлено, что ООО «АльянсТеплоЭнерго» не обеспечило соблюдение обязательных требований при эксплуатации опасных производственных объектов – не получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №*** и подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №***.
Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются письменными материалами дела, собранными в ходе проведения проверки.
Доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
При этом нарушений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», свидетельствующих о недействительности результатов проверки, должностными лицами Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не допущено.
Факт нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации опасных производственных объектов ООО «ТеплоАльянсЭнерго» не оспаривается.
Действия ООО «ТеплоАльянсЭнерго», не обеспечившего выполнение требований промышленной безопасности, правильно квалифицированы должностным лицом по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица о событии административного правонарушения и виновности ООО «ТеплоАльянсЭнерго» в его совершении подтверждаются приведенными доказательствами, которым при вынесении постановления была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ООО «АльянсТеплоЭнерго» рассмотрено с соблюдением правил подведомственности должностным лицом Ростехнадзора в пределах полномочий в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного обществу наказания.
При этом судья учитывает позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, положения Федерального закона от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу которых предусмотрена возможность назначения наказания административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиям, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая изложенное, характер совершенного административного правонарушения и финансовое положение ООО «АльянсТеплоЭнерго», отсутствие каких-либо последствий, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере <сумма>, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения. Назначенное наказание может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, которым приняты меры к устранению выявленного нарушения и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи в размере не менее половины минимального размера административного штрафа, то есть в размере <сумма>.
Таким образом, постановление заместителя начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №*** подлежит изменению путем смягчения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до <сумма>.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области Серхачева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу №*** о признании Общества с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <сумма> – изменить: назначенное ООО «АльянсТеплоЭнерго» административное наказание снизить с <сумма> до <сумма>.
В остальной части указанное постановление заместителя начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области – оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго»- без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
Судья С.А.Галкин