Дело №12- 356/2019 (№5-169/2018)
Мировой судья Подоплелова С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 17 июня 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника Марийского регионального отделения Общественной организации «Союз женщин России» Крыловой Е.Д.,
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Марийского регионального отделения Общественной организации «Союз женщин России» Ивановой Н.П. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 – мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского района от 09 апреля 2019 года, которым
Марийское региональное отделение Общественной организации «Союз женщин России», ОГРН №, ИНН №, расположенное по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 – мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского района от 09 апреля 2019 года Марийское региональное отделение Общественной организации «Союз женщин России» (далее по тексту – МРООО «Союз женщин России») подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель МРООО «Союз женщин России» Иванова Н.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указала, что мировой судья не дала оценки тому, что организация добровольно устранила правонарушение до дня рассмотрения протокола об административном правонарушении. Налагая штраф, суд ставит Отделение в такое положение, что взять денежных средств на оплату штрафа будет не откуда. Суд не дал оценки тому, что административное правонарушение имеет признаки малозначительности; кроме того суд не исследовал финансовое состояние организации, налагая на организацию финансовый штраф.
Поскольку в судебное заседание законный представитель Иванова Н.П. и защитник Дождиков С.В., надлежаще извещенные не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Защитник Крылова Е.Д. поддержала доводы и требования жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреев С.В. полагает, что имелись все основания для привлечения к административной ответственности МРООО «Союз женщин России» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, Организация не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства – предупреждение Управления исх. № от 18 декабря 2018 года со сроком устранения нарушений до 18 февраля 2019 года, не представив в установленный срок информацию о продолжении своей деятельности в 2018 году.
В соответствии с абзацем 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с невыполнением в установленном порядке законного предупреждения, Управлением в отношении Общественной организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
08 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции РФ по РМЭ была направлена информация ( письмо от 29 октября 2018 года, №) МРООО «Союз женщин России» о предоставлении ежегодной отчетности некоммерческим организациям за 2018 год, по адресу указанному в ЕГРЮЛ, <адрес>, почтовой корреспонденцией., которое вернулось отправителю с отметкой: - «Организации по данному адресу не находится».
Согласно справки № от 13 марта 2019 года, в журнале регистрации входящей корреспонденции Управления Министерства юстиции РФ по РМЭ за период с 18 декабря 2018 года по 13 марта 2019 года, запись о поступлении какой-либо корреспонденции от МРООО «Союз женщин России» отсутствуют.
В связи с вышеназванными обстоятельствами, 08 декабря 2018 года было выдано предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства – предупреждение Управления исх. № со сроком устранения нарушений до 18 февраля 2019 года, направленное почтовой корреспонденцией месту нахождения юридического лица <адрес>.
Вместе с этим, из письменных объяснении законного представителя организации Ивановой Н.П. следует, что вину признают, в содеянном раскаиваются, в срок до 18 февраля 2019 года сведения об изменении адреса в Управление внести не успели по причине долгого и затянувшегося согласования о месте нахождения Отделения.
Таким образом, с учетом этих обстоятельств Управление правомерно выдало вышеназванное предупреждение в адрес МРООО «Союз женщин России».
В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вывод о доказанности вины МРООО «Союз женщин России» основан на собранных по делу доказательствах; признанием вины законного представителя МРООО «Союз женщин России», протоколом об административном правонарушении от 13 марта 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ на 13 марта 2019 года; предупреждением № от 18 декабря 2018 года; справкой № от 13 марта 2019 года, письмом от 29 октября 2018 года № и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ.)
Таким образом, извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направление предупреждения № от 18 декабря 2018 года по адресу указанному в ЕГРЮЛ, <адрес>, является надлежащим извещением законного представителя МРООО «Союз женщин России».
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что МРООО «Союз женщин России» предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению предупреждения, а также, подтверждающих наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность его исполнения, в материалах дела не имеется, и в судебное заседание не представлено.
Довод в жалобе о том, что Общественная организация не выполнила требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации о предоставлении информации в связи с тем, что работа Отделения уже более года была заброшена, подлежит отклонению как не свидетельствующий об отсутствии в бездействии указанной общественной организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылки заявителя жалобы на те обстоятельства, что правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий и на то, что у Отделения отсутствуют денежные средства, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление данных обстоятельств не влечет освобождение от административной ответственности.
Доводы заявителя о том, что мировым судьей не исследовано финансовое состояние организации, отклоняются, поскольку представитель Отделения в судебное заседание не явился, документов о финансовом состоянии не представил, как и не приложил данные документы к жалобе.
При этом, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоаП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, имеет юридическое только в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствии, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушении последствии само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем, пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей, которые направлены против порядка управления, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем названных требований, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление о назначении МРООО «Союз женщин России» административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 – мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского района от 09 апреля 2019 года о признании Марийского регионального отделения Общественной организации «Союз женщин России» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу председателя Марийского регионального отделения Общественной организации «Союз женщин России» Ивановой Н.П. – без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов