Дело № 2-20/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В.,
при секретаре Агаповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архиповой Светланы Владимировны к Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л :
Архипова С. В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № она работает в администрации с. Байкит в должности ведущего специалиста общего отдела на неопределенный срок. Администрация с. Байкит осуществляет свою деятельность в районе Крайнего Севера, в связи с чем ей в 2017 году правомерно начислялись районный коэффициент 50% и северная надбавка – 80%. Оплата её труда как муниципального служащего регулируется Положением об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит, утвержденным Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с 01 февраля по ДД.ММ.ГГГГ её заработная плата состояла из: должностного оклада – <данные изъяты> руб., ежемесячной надбавки за классный чин – 35 % должностного оклада, ежемесячной надбавки за выслугу лет – 30% должностного оклада, надбавки за особые условия труда муниципальной службы - 50% должностного оклада, ежемесячное поощрение - 2,1 должностных окладов, ежемесячная надбавка за работу с вредными условиями труда - 4% должностного оклада, единовременная выплата к отпуску - 3,5 должностных окладов, районный коэффициент ежемесячно 50% на все виды выплат, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера - 80% на все виды выплат. Региональным соглашением установлен минимальный размер заработной платы для работников, работающих в Эвенкийском муниципальном районе Крайнего Севера – 19704 руб. Считает, что районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться на данный минимальный размер заработной платы - 19704 руб., в связи с чем ежемесячное начисление заработной платы с учетом указанных надбавок должно составлять 45319, 20 руб. При полностью отработанной норме труда, без учета районного коэффициента и северной надбавки ей начислялось и выплачивалось 13157,43 руб., что меньше минимальной оплаты труда, установленной региональным соглашением на 6546,57 руб. В связи с этим ей недоначислена и невыплачена заработная плата за январь-декабрь 2017 года- 115430, 69 руб., отпускные – 17134,18 руб., и по больничным листкам – 1236,69. В связи с несвоевременной выплатой заработной платы в полном размере, в соответствии со ст. 236 ТК РФ считает, что подлежит начислению денежная компенсация в размере 7371,15 руб. Просила взыскать с Администрации с. Байкит в её пользу недоначисленную и невыплаченную за период январь - декабрь 2017 года заработную плату в размере 141172,71 руб., обязать Администрацию с. Байкит начислять ей заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда по Эвенкийскому муниципальному району Красноярского края без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В судебное заседание стороны не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик представил письменные возражения, в которых иск не признал, пояснив, что истец сводит два разных понятия – минимальный размер оплаты труда и минимальная заработная плата, подменяя одно понятие другим. Согласно заключенному трехстороннему Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 г. его целью является создание условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края и включает в себя размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Заработная плата истца в соответствии с трудовым договором составляет более МРОТ, установленного федеральным законодательством. Просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); окладом (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая).
В силу положений ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
По смыслу закона допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № ЛС 09 Архипова С.В. принята на работу в Администрацию с. Байкит на должность специалиста 2-й категории общего отдела с тарифной ставкой (окладом) <данные изъяты> руб. с испытательным сроком 2 месяца.
Место работы истца расположено в районе Крайнего Севера. Действующее законодательство предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация с. Байкит заключила трудовой договор с истцом №, в соответствии с которым она принята на работу в должности специалиста 2-й категории общего отдела на неопределенный срок, работа по данному договору является для истца основным местом работы. Указанная должность является должностью муниципальной службы младшей группы должностей, категории «обеспечивающие специалисты». Истцу установлен испытательный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом 6 трудового договора регулируется оплата труда работника. Так, муниципальному служащему устанавливается должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., что также подтверждается реестром муниципальных служащих администрации села Байкит Эвенкийского района Красноярского края, штатным расписанием, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, и штатной расстановкой администрации с. Байкит.
Согласно трудовому договору, заключенному с истцом, муниципальному служащему устанавливаются в соответствии со штатным расписанием доплаты, надбавки и премии: ежемесячная надбавка за особые условия труда муниципальной службы ежемесячно 50% должностного оклада; надбавка за классный чин 3-го класса – 25% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение – до 2,1 должностных окладов, на период испытательного срока 1,6 должностных окладов; единовременная выплата к отпуску – в размере 3,5 должностных окладов; районный коэффициент – ежемесячно 50%; за работу в районах Крайнего Севера – ежемесячно 80%.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальный служащий переводится на должность специалиста первой категории общего отдела Администрации с. Байкит с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок; с испытательным сроком два месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 17.04. 2013 № муниципальный служащий переводится на должность ведущего специалиста общего отдела администрации с. Байкит; ведущий специалист – должность муниципальной службы старшей группы должностей, категория «специалисты»; в соответствии со штатным расписанием устанавливается должностной оклад в размере 2769,00 руб., устанавливается ежемесячное денежное поощрение в размере 2,2 должностных оклада, предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 7 календарных дней.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальный служащий с ДД.ММ.ГГГГ выполняет обязанности ведущего специалиста общего отдела по должностной инструкции ведущего специалиста общего отдела, денежное содержание муниципального служащего с ДД.ММ.ГГГГ состоит из: должностного оклада – <данные изъяты> руб., за особые условия труда - 50% должностного оклада; надбавка за классный чин 3-го класса – 25% должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение – до 2,2 должностных окладов; единовременная выплата к отпуску – в размере 3,5 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет – 20% должностного оклада. На все выплаты начисляются: районный коэффициент –50%; за работу в районах Крайнего Севера – 80%; дополнительный отпуск с вредными условиями труда – 7 календарных дней.
Положением «Об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит», утвержденным решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26.12.2008 г. № 310, с последующими редакциями (Раздел 6) (далее- Положение о муниципальной службе), регулируется оплата труда муниципального служащего.
Так, оплата профессиональной служебной деятельности муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы.
В состав денежного содержания муниципального служащего с. Байкит включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка за классный чин; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время; материальная помощь.
Пунктом 6.7 Положения установлен районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к денежному содержанию муниципального служащего.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на основании статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» с целью создания условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края, установлен размер минимальной заработной платы – минимальный уровень заработной платы, дифференцированный по группам территорий Красноярского края, включающий размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). Соглашение устанавливает размер минимальной заработной платы для работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Красноярского края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. На территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края установлен размер минимальной заработной платы – 19704 руб.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что данное региональное соглашение распространяется на Администрацию с. Байкит.
Из расчетных листков и представленных истцом расчетов следует, что месячная заработная плата истца при условии выполнения им нормы рабочего времени, в частности, за 21 рабочий день, составляет: оклад по дням – <данные изъяты> руб., надбавка к окладу за классный чин– 1073,45 руб., ежемесячное денежное поощрение – 6747,40 руб., надбавка за выслугу лет – 613,40 руб., надбавка за особые условия службы– 1533,50руб., надбавка за вредные условия труда – 122,68 руб., всего: 13157 руб. 43 коп.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 07 декабря 2017 н. № 38-П во исполнение требований статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации федеральным законом устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Установление такой государственной гарантии, как минимальный размер оплаты труда, определение содержания и объема этой гарантии, а также изменение соответствующих правовых норм не затрагивает других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, дальнего Востока, и коэффициентов (районных за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года № 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Такой подход использовался и в судебной практике. В решениях Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам неоднократно указывалось, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Соответственно, каждому работнику в равной мере гарантировалась как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в особых климатических условиях, что согласуется с предусмотренной Конституцией Российской Федерации, ее статьей 37 (часть 3), гарантией вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также с закрепленным в ее статье 19 (части 1 и 2) общеправовым принципом юридического равенства, который, помимо прочего, обусловливает необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в объективно разном положении.
Федеральным законом от 19.12.2016 № 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" внесены изменения и установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7500 рублей в месяц.
Федеральным законом от 02.06.2016 № 460-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц.
Согласно представленным истцом расчетам его месячная заработная плата при полностью отработанной за месяц норме рабочего времени, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, составила 13157 руб. 43 коп. При этом заработная плата истца состоит из всех установленных Положением о муниципальной службе с. Байкит и трудовым договором элементов, а районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера начисляются на данную заработную плату.
Таким образом, заработная плата истцу начисляется ответчиком в соответствии с установленной у него системой оплаты труда, составляет не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, и, соответственно, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местности с особыми климатическими условиями.
При таких обстоятельствах доводы Архиповой С.В. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении иска Архиповой Светланы Владимировны к Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца Красноярский краевой суд через Байкитский районный суд.
Председательствующий В. В. Навгинова