№ 33а-3755/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 16 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.
при секретаре Кумпееве Ч.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абдулгазизова Раиса Шарифулловича на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 января 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Абдулгазизова Раиса Шарифулловича к Совету депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области о признании незаконными решений.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Абдулгазизов Р.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области о признании незаконными решений, указав, что 6 июля 2018 года Совет депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области (далее - Совет депутатов района) принял решение № 313 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области».
27 июля 2018 года Абдулгазизов Р.Ш. как претендент на участие в конкурсе представил документы в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Саракташского района.
31 августа 2018 года главой Саракташского района Оренбургской области был избран Тарасов А.М.
Изучив решения Совета депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области: № 312 «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области», принятое 6 июля 2018 года на тридцать седьмом заседании Совета депутатов Саракташского района четвертого созыва, № 313 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области», № 319 «Об избрании главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области», принятое 31 августа 2018 года, считает их неправомерными.
Также считает неправомерным решение Совета депутатов Саракташского района № 314, принятое 6 июля 2018 года, которое до настоящего времени не размещено на официальном сайте муниципального образования Саракташский район, не опубликовано в районной газете «Пульс дня». О том, что данное решение якобы принималось, ему стало известно в конце августа 2018 года, об этом он заявил на конкурсной комиссии.
Позже в новостной ленте, размещенной в сети Интернет на официальном сайте администрации Саракташского района, он обнаружил, что решение за № 314 от 6 июля 2018 года якобы существует.
Решение № 312 в нарушение пункта 3 статьи 37 Устава муниципального образовав Саракташский район Оренбургской области главе района не направлено, главой района не подписано, тем самым нарушен порядок принятия данного правового акта.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Устава МО решение № 312 о возложении с 6 июля 2018 года временного исполнения полномочий главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области на должностное лицо – первого заместителя главы администрации района Тарасова А.М. не вступило в силу. Из этого следует, что Тарасов А.М. не имел полномочий подписания решений Совета депутатов Саракташского района.
Решение № 313 содержит сведения о том, что наряду с председателем Совета депутатов района Суховой Л.А. оно подлежит подписанию врио главы района Тарасовым А.М. Оспариваемые решения № 312 и № 313 являются неправомерными, так как нарушен порядок их принятия, решение № 312 не подписано главой района, а решение № 313 подписано не уполномоченным на то лицом.
Полагает, что решение № 314 депутатами Совета депутатов Саракташского района 6 июля 2018 года не принималось, голосование по кандидатурам состава конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Саракташский район депутатами не проводилось, в повестку дня тридцать седьмого заседания Совета депутатов Саракташского района четвертого созыва данный вопрос не ставился. При принятии данного оспариваемого решения не соблюдены полномочия органа, наделенного государственными или иными полномочиями на принятие судебного решения, не соблюден и порядок принятия оспариваемого решения.
К тому же решение Совета депутатов Саракташского района № 314 от 6 июля 2018 года затрагивает права граждан, кандидатов на пост главы Саракташского района, но в нарушение пункта 5 статьи 37 Устава МО на официальном сайте муниципального образования Саракташский район в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и в районной газете «Пульс дня» указанное решение не размещено и не опубликовано. Основанием для принятия 31 августа 2018 года решения Совета депутатов Саракташского района № 319 «Об избрании главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области» послужили ранее принятые неправомерные решения Совета депутатов Саракташского района №№ 312, 313, 314 от 6 июля 2018 года.
О нарушении его прав ему стало известно в сентябре 2018 года, после официального опубликования решения Совета депутатов Саракташского района № 319 от 31 августа 2018 года «Об избрании главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской».
Административный истец просил суд признать незаконными:
- решение Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 312 от 6 июля 2018 года «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области»;
- решение Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 313 от 6 июля 2018 года «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области»;
- решение Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 319 от 31 августа 2018 года «Об избрании главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области»;
- решение Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 314 от 6 июля 2018 года «О составе конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области»;
обязании административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административного истца путем отмены указанных решений.
Определением Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 января 2019 года административное исковое заявление Абдулгазизова Р.Ш. к Совету депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области о признании незаконным решения Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 319 от 31 августа 2018 года «Об избрании главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области» и обязании административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Саракташский район Оренбургской области четвертого созыва устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административного истца путем отмены указанного решения по административному делу № 2а-86/2019 выделено в отдельное производство.
Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 января 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Абдулгазизова Р.Ш. отказано.
С таким решением административный истец Абдулгазизов Р.Ш. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Абдулгазизов Р.Ш., его представитель Семенова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Совета депутатов Саракташский район Оренбургской области Гончаров А.В. и Павлова О.Н. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Заслушав судью-докладчика, лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно абзацу первому части 2.1 статьи 36 данного Федерального закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля1996 года (в редакции закона от 05 марта 2018 года) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается советом депутатов муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Пунктом 3 статьи 29 Устава Саракташского района, утвержденного решением Совета депутатов района от 6 июля 2018 года № 295, установлено, что глава района избирается Советом депутатов района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию района. Глава района считается избранным, если в результате тайного голосования за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов района.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района, общее количество конкурсной комиссии устанавливается Советом депутатов. Половина членов конкурсной комиссии назначается Советом депутатов, а другая половина - Губернатором Оренбургской области (пункт 4 статьи 29 Устава).
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 312 от 6 июля 2018 года «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области» временное исполнение полномочий главы муниципального образования возложено на первого заместителя главы администрации района по промышленности, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Тарасова А.М.
Решением Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 313 от 6 июля 2018 года назначено проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области на 31 августа 2018 года. В пункте 4 данного решения указано на размещение объявления о проведении конкурса в районной газете «Пульс дня» 18 июля 2018 года.
Также Советом депутатов Саракташского района Оренбургской области 6 июля 2018 года принято решение № 314 «О назначении членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области».
27 июля 2018 года Абдулгазизов Р.Ш. как претендент на участие в конкурсе представил документы в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Саракташского района Оренбургской области.
По результатам открытого голосования решением Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 319 от 31 августа 2018 года главой МО Саракташский район Оренбургской области избран Тарасов А.М.
Не согласившись с данными решениями, Абдулгазизов Р.Ш. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что решения № 312 и № 313 опубликованы на сайте МО Саракташский район 16 июля 2018 года. Также решение № 313 опубликовано в районной газете «Пульс дня» от 11 июля 2018 года № 49. Решение № 314 опубликовано в газете «Пульс дня» от 27 июля 2018 года № 54. С учетом того, что с иском Абдулгазизов Р.Ш. обратился 29 ноября 2018 года, то суд пришел к выводу о пропуске административным истцом трехмесячного срока на подачу административного искового заявления об оспаривании вышеуказанных решений Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области.
Какие-либо доказательства уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
При этом административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав решениями Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 312, № 313 и № 314 от 6 июля 2018 года, поскольку Абдулгазизов Р.Ш. как кандидат участвовал в конкурсе на должность главы муниципального образования, реализовал свое право быть избранным главой муниципального образования Саракташский район.
Довод апелляционной жалобы о том, что об оспариваемых решениях Абдулгазизов Р.Ш. узнал из официального источника в библиотеке Саракташского района, был предметом обсуждения в суде первой инстанции, который обоснованно отклонен судом с учетом того, что решение «О временном исполнении полномочий главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области» от 6 июля 2018 года № 312 было опубликовано на официальном сайте МО Саракташский район 16 июля 2018 года, решение № 313 от 6 июля 2018 года «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Саракташский район Оренбургской области» опубликовано в газете «Пульс дня» 11 июля 2018 года., а содержание решения № 314 от 6 июля 2018 года с указанием всех членов конкурсной комиссии опубликовано в районной газете «Пульс дня» 27 июля 2018 года.
После опубликования распоряжений на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в печатном издании они были доведены до сведения неопределенного круга лиц, и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о распоряжениях и оспаривание их в судебном порядке, не имелось.
При таких обстоятельствах Абдулгазизов Р.Ш. без уважительных причин пропустил трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что в силу части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца о незаконности решения Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области № 314 от 6 июля 2018 года являются необоснованными, поскольку оспариваемое решение негативных последствий для административного истца не влечет, не возлагает на него каких-либо обязанностей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемые решения Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм (обязательных правил поведения), рассчитанных на неоднократное применение в отношении неопределённого круга лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с этим на законность и обоснованность решения суда не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдулгазизова Раиса Шарифулловича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: