Решение
именем Российской Федерации
город Черемхово 23 марта 2021 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Новиковой О.А., при секретаре Хохловой Т.С., с участием помощника прокурора г. Черемхово Иркутской области Пестюрина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-58/2021, по административному исковому заявлению прокурора г. Черемхово Иркутской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Алехинского муниципального образования Черемховского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательствав сфере жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
прокурор города Черемхово обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой города Черемхово организован надзор за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На территории на территории Алехинского муниципального образования при прохождении отопительного сезона 2020-2021 установлено, что большая часть сетей тепло, водоснабжения, котельная, расположенные на территории муниципального образования находится в ветхом состоянии (имеют большой процент износа). Согласно акту технического обследования системы водоснабжения <адрес> и <адрес> следующие сети водоснабжения находятся в аварийном состоянии (имеют большой процент износа):врезка от магистрального водопровода в поле до <адрес>1 - <данные изъяты>% износа; от <адрес>1 до <адрес> - 65% износа; от <адрес>1 до в/к по ул. <адрес>, 16 – 100 % износа; от в/к по <адрес>, 16 до пересечения с <адрес> – 90 % износа; от <адрес>Б-2 до <адрес> - <данные изъяты> износа; врезка от магистрального водопровода в поле до <адрес> – 70 % износа; от пер. <адрес> до пер. <адрес> 65 % износа; врезка от магистрального водопровода в поле до пер. Клубного, 1 в д. Паршевникова - 100 % износа. Кроме того, согласно акту технического обследования системы теплоснабжения котельная в <адрес> находится в аварийном состоянии, котельная оборудована двумя котлами <данные изъяты> имеют 85 и 90 процентов износа соответственно. Также, согласно акту технического обследования системы теплоснабжения, необходимо заменить сети теплоснабжения от котельной до ТК-5, протяженностью 285 погонных метра. В течение отопительного периода 2018-2019 г.г. и в течение отопительного периода 2019-2020 г.г. на котельной <адрес> произошло 20 технологических отказов по причине износа основанного оборудования (котлов). Сети тепло и водоснабжения находятся в собственности Алехинского муниципального образования и в установленном законом порядке не переданы обслуживающей организации по концессионному соглашению. Котельная, инженерные сети тепло и водоснабжения являются объектами ЖКХ которыми осуществляется тепло и водоснабжения на территории Алехинского сельского поселения, в том числе объектов образования, культуры и населения муниципального образования. Непринятие мер по своевременной реконструкции котельной, сетей тепло и водоснабжения может повлечь возникновение аварийных ситуаций и как следствие прекращение подачи тепла и воды населению и организациям <адрес>, в том числе учреждениям образования и здравоохранения, т.е. неопределенному кругу лиц. На основании изложенного просил суд обязать администрацию Алехинского муниципального образования в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принять меры по капитальному ремонту (реконструкции, модернизации) следующих объектов: котельной <адрес>; сетей водоснабжения: - врезки от магистрального водопровода в поле до <адрес>1;- от <адрес>1 до <адрес>;- от <адрес>1 до в/к по ул. пл. <адрес>;- от в/к по ул. пл. <адрес> до пересечения с <адрес>;- от <адрес>Б-2 до <адрес>;- врезки от магистрального водопровода в поле до <адрес> от <адрес> до пер. <адрес> врезки от магистрального водопровода в поле до <адрес> в д. <адрес>. Сетей теплоснабжения от котельной до <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> погонных метра
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика - глава Алехинского муниципального образования Берсенева Н.Ю., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и увеличении срока исполнения исковых требований прокурора <адрес> об устранении нарушений в сфере ЖКХ до четырех лет.
Изучив материалы административного дела, выслушав административного истца, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные данными федеральными законами, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены за сельскими поселениями.
В соответствии с п. 7 приложения № к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр оценка состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения: в интервале от «61%» до «80%» - оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации - нарушением работы водопроводных и канализационных сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося в непосредственной близости; в интервале от «81%» до «100%» - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала, эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу.
Из материалов административного дела следует, что в нарушение указанных норм на территории Алехинского муниципального образования при прохождении отопительного сезона 2020-2021 установлено, что большая часть сетей тепло, водоснабжения, котельная, расположенные на территории муниципального образования находится в ветхом состоянии (имеют большой процент износа).
Так, из составленного в 2018 году ООО «Черемховский водоканал» и согласованного с административным ответчиком акта технического обследования объектов инженерных сетей системы водоснабжения <адрес> и д. <адрес> образования следует, что сети водоснабжения находятся в аварийном состоянии (имеют большой процент износа): врезка от магистрального водопровода в поле до <адрес>1 - 75% износа; от <адрес>1 до <адрес> - 65% износа; от <адрес>1 до в/к по <адрес> - 100 % износа; от в/к по ул. пл<адрес> до пересечения с <адрес> - 90 % износа; от <адрес>Б-2 до <адрес> - 75 % износа; врезка от магистрального водопровода в поле до <адрес> - 70 % износа; от <адрес> до <адрес> - 65 % износа; врезка от магистрального водопровода в поле до пер. <адрес> - 100 % износа.
Из составленного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и согласованного с административным ответчиком акта технического обследования системы теплоснабжения следует, что котельная в <адрес> находится в аварийном состоянии, котельная оборудована двумя котлами <данные изъяты>, которые имеют 85 и 90 процентов износа соответственно. Сети теплоснабжения от котельной <данные изъяты>5, протяженностью 285 погонных метра
Согласно информации администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ состояние котельной и сетей тепло т водоснабжения <адрес> и д<адрес> соответствует указанным актам, принимаются меры по подготовке к ремонту аварийных сетей, в проект бюджета муниципального образования внесены соответствующие финансовые средства, частично произведен ремонт в рамках устранения аварийных ситуаций.
Из информации администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что котельная в <адрес> находится в аварийном состоянии, ввиду высокой степени износа, требуется ремонт.
Кроме того, судом установлено, что в течение отопительного периода 2018-2019 г.г. и в течение отопительного периода 2019-2020 г.г. на котельной <адрес> произошло 20 технологических отказов по причине износа основанного оборудования (котлов).
Из сообщения Единой дежурно-диспетчерской службы администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ и информации администрации Алехинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на котельной <адрес> произошла авария, из-за неисправности электродвигателя дымососа уменьшилась тяга из котлов, что привело к снижению производительности котельной и как следствие снижению температуры теплоносителя на 5 градусов. Данная авария произошла из-за аварийного состояния оборудования котельной, что также подтверждается актом № обследования объектов, поврежденных в результате аварии.
Из сообщения ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причина возникновения аварийной ситуации на котельной <адрес> является высокая степень износа оборудования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сооружение - котельная, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежит на праве собственности Алехинскому муниципальному образованию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанные сети тепло, водоснабжения находятся в собственности Алехинского муниципального образования и в установленном законом порядке не переданы обслуживающей организации по концессионному соглашению.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, указанные котельная, сети тепло, водоснабжения являются объектами ЖКХ которыми осуществляется теплоснабжение и водоснабжение на территории Алехинского сельского поселения, в том числе объектов образования, культуры и населения муниципального образования.
По выявленным нарушениям закона главе Алехинского поселения прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из информации Алехинского МО на представление прокурора следует, что нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйстваадминистративным ответчиком не устранены в связи с длительностью разработки и проведения инвестиционной программы.
Данный факт представителем административного ответчика не оспорен.
Таким образом, невыполнение администрацией поселения норм в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, непринятие мер по своевременной реконструкции сетей теплоснабжения и водоснабжения может повлечь дальнейшее возникновение аварийных ситуаций и как следствие прекращение подачи воды и тепла населению и организациям <адрес>, в том числе учреждениям образования и здравоохранения, что в свою очередь создаст угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. неопределенному кругу лиц.
Таким образом, требования прокурора <адрес> к администрации Алехинского муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять меры по устранению нарушенийзаконодательствав сфере жилищно-коммунального хозяйстваподлежат удовлетворению.
Административный иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц, поскольку круг лиц Алехинского муниципального образования <адрес>, определить невозможно, в связи с чем, обращение в суд прокурора <адрес> правомерно.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, отмечая, что органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в том числе и по мотивам отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств.
При этом, суд, руководствуясь положениями 187 КАС РФ и принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести ответчику, находит возможным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности по капитальному ремонту (реконструкции) котельной, сетей тепло и водоснабжения в течение двух лет в со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета
Прокурор г. Черемхово, администрация Алехинского муниципального образования Черемховского района освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 9, 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора г. Черемхово в интересах неопределённого круга лиц к администрации Алехинского муниципального образования Черемховского района Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - удовлетворить.
Возложить на администрацию Алехинского муниципального образования <адрес> обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства, путем принятия мер по капитальному ремонту (реконструкции, модернизации) следующих объектов: котельной <адрес>; сетей водоснабжения: - врезки от магистрального водопровода в поле до <адрес>1; - от <адрес>1 до <адрес>;- от <адрес>1 до в/к по ул. пл. <адрес>;- от в/к по ул. пл. <адрес> до пересечения с <адрес>; - от <адрес> до <адрес>; - врезки от магистрального водопровода в поле до пер. <адрес> - от пер<адрес> до пер<адрес> врезки от магистрального водопровода в поле до <адрес> в д. Паршевникова, а также сетей теплоснабжения от котельной до ТК-5, протяженностью 285 метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено 31.03.2021.
Судья: О.А. Новикова