11RS0003-01-2022-001784-35 Дело № 2-1441/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.
при секретаре Суровицыной А.А.
с участием прокурора Елина А.И.,
истца Петухова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 22 сентября 2022 года гражданское дело по иску прокурора г. Инта Республики Коми в интересах Петухова Д. Г. к Министерству здравоохранения Республики Коми о возмещении средств, самостоятельно затраченных на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ____, действующий в интересах Петухова Д. Г., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возмещении средств, самостоятельно затраченных на приобретение лекарственных препаратов "<....>" и "<....>" в размере <....>, взыскании компенсации морального вреда в размере <....> В обоснование искового заявления указано, что истец состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом "<....>" с <....> года, <....> и имеет право на получение лекарственных средств бесплатно. Лечащим врачом истцу __.__.__ выписан рецепт серии №__ №__ на получение препарата "<....>" (торговое наименование <....>") в количестве <....> и серии №__ №__ на получение препарата "<....>" в количестве <....>. Однако в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком делегированных обязанностей по организации обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами Петухов Д.Г. приобрел данные лекарственные препараты за счет собственных средств, тем самым понес убытки в размере <....>
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменных отзывах указал, что отсутствие лекарственного препарата в сорный период связано с длительностью осуществления закупок, проводимых Министерством в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Истец Петухов Д.Г. поддержал доводы, изложенные в иске.
Ответчик, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля <....>., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
В силу ст.4 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", к основным принципам охраны здоровья отнесено соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч.2 ст.19 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно, в том числе при наличии заболевания «Диабет».
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в числе иных организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и разработка, утверждение, реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно разделу V данной Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2021 № 668 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа), в которой определен перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно.
Обязательным приложением Программы является перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в ____», который включает в себя «<....>», «<....>».
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим, в том числе, функции по формированию и реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В силу пунктов 1, 2 Постановления Правительства Республики Коми от 13.06.2006 № 136 «О создании государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» В целях решения социальных задач (в том числе реализации товаров и услуг по минимальным ценам), обеспечения населения, лечебно-профилактических учреждений и организаций Республики Коми медикаментами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, разрешенными к реализации через аптечные организации, создано государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми», при этом Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим организационно-методическое руководство и координацию деятельности ГУЛ РК «ГАРК».С 01.03.2022 действуют Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденные приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н (далее - Правил отпуска).
Согласно пункту 12 Правил отпуска в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание) рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи <8>, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Из материалов дела следует, что Петухов Д.Г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом "<....>" с <....>, <....>. Лечащим врачом истцу при амбулаторном лечении назначен лекарственный препарат "<....>" и "<....>".
__.__.__ Петухову Д.Г. выписан рецепт серии №__ №__ на получение препарата "<....>" (торговое наименование "<....>") в количестве <....> в количестве <....> (на 60 дней), серии <....> №__ на получение препарата "<....>" в количестве <....>. Данный рецепт __.__.__ предъявлен истцом в аптеку №__ ____ и поставлен ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптечной сети на день обращения.
Согласно информации ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" для получения вышеуказанных препаратов Петухов Д.Г. обратился __.__.__ в аптеку №__ и предъявил указанные рецепты, однако отпуск лекарственных препаратов "<....>", <....>" (торговое наименование "<....>") произведен только __.__.__.
В результате отсутствия необходимого лекарственного препарата __.__.__ и __.__.__ (на момент приобретения лекарственного средства), Петухов Д.Г., был лишен возможности бесплатно получать назначенные ему лекарственные препараты «<....>» и «<....>» (торговое наименование «<....>»), что повлекло затраты Петухова Д.Г., на приобретение указанных препаратов на сумму <....> (__.__.__ «<....>» на <....> и __.__.__ «<....>» на <....>), за счет собственных средств.
Показаниями допрошенной в судебном заседании заведующей поликлиники №__ <....>. подтверждается, что перерыв в приеме назначенных истцу препаратов может привести к прогрессированию болезни.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подп. 6 п.9); исполняет функции организатора по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации (подп.13 п.9); проводит мероприятия по реализации на территории Республики Коми федеральных целевых программ в сфере охраны здоровья (подп.16 п.9); исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (подп.31 п.9); исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подп. 33 п.9 Положения).
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение лиц, проживающих в Республике Коми, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, в том числе истца, лекарственными препаратами.
На основании изложенного, поскольку истец имеет заболевание, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, медицинским учреждением Петухову Д.Г. был выдан рецепт на получение лекарственных препаратов "фенофибрат", "дапаглифлозин" (торговое наименование "форсига"), которые Петухов Д.Г. приобрел за счет собственных средств, требования прокурора к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности возместить стоимость приобретенных лекарственных препаратов в размере <....> суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
В силу п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные положения закреплены в ст.151 ГК РФ.
Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению истца назначенным ему лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении гарантированных Петухову Д.Г. прав и законных интересов на льготное лекарственное обеспечение, в результате которого его жизнь и здоровье были поставлены в опасность, в связи с чем, требования о взыскании в пользу Петухова Д.Г. компенсации морального вреда суд считает обоснованными.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении № 10 от 20.12.1994 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" и принимает во внимание длительность необеспечения истца лекарственным препаратом, начиная с 11.11.2021 по настоящее время, а также что отсутствие своевременного гарантированного обеспечения истца лекарственными средствами не могло не причинять ей нравственные страдания, связанные с переживаниями и опасениями за состояние своего здоровья.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Петухова Д.Г. компенсацию морального вреда в размере <....>
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми (ИНН <....> ОГРН <....>) в пользу Петухова Д. Г. (СНИЛС <....>), стоимость приобретенных лекарственных препаратов «<....>» и «<....>» (торговое наименование «<....>»), в размере <....>, компенсацию морального вреда в размере <....>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.
Судья Н.А.Вежнина