Решение по делу № 8Г-13598/2024 [88-14972/2024] от 05.07.2024

УИД 66MS0101-01-2023-007272-81

№88-14972/2024

мотивированное определение

составлено 30 августа 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2024 года                                г. Челябинск

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Давыдовой Т.И., рассмотрев кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной сласти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 на решение временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 25 января 2024 года и апелляционное определение Асбестовского городского суда Свердловской области от 06 мая 2024 года, вынесенные по гражданскому делу № 2-5509/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной сласти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 к Конниковой Валерии Валерьевне о взыскании неосновательного обогащения,

    установил:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (далее по тексту - Управление социальной политики №10) обратился с иском к Конниковой В.В. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в связи рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в размере 14 623 руб. за период с 01 февраля 2023 года по 28 февраля 2023 года.

В обоснование заявленных требований представитель Управления социальной политики №10 сослался на то, что Конниковой В.В. с 01 мая 2022 года по 31 мая 2024 года назначена ежемесячная денежная выплата, в связи с рождением третьего или последующих детей, а именно <данные изъяты> года рождения, до достижения ребенком трехлетнего возраста. Ежемесячная денежная выплата прекращена 01 февраля 2023 года на основании подпункта 10 пункта 18 постановления Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года №125-П «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Свердловской области, регулирующие отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки», в соответствии с которым данную выплату с 01 февраля 2023 года производит Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области). При этом ежемесячная денежная выплата Конниковой В.В. была произведена Управлением социальной политики №10 за февраль 2023 года в размере 14 623 руб.

Решением временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 25 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Асбестовского городского суда Свердловской области от 06 мая 2024 года, Управлению социальной политики №10 в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе представитель Управление социальной политики №10 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Управления социальной политики №10 Конниковой В.В. назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Областным законом от 20 ноября 2009 года №100-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» на ребенка <данные изъяты> года рождения, на срок с 01 мая 2022 года по 31 мая 2024 года в сумме 12 869 руб., с последующим изменением, в зависимости от прожиточного минимума, по заявлению ответчика от 24 мая 2022 года.

ОСФР по Свердловской области представлен реестр № 18 от 23 февраля 2023 года, согласно которому Конникова В.В. является получателем единого пособия, в том числе на ребенка <данные изъяты> года рождения, в период с 01 февраля 2023 года по 31 января 2024 года в сумме 14 623 руб.

Распоряжением Управления социальной политики №10 от 23 февраля 2023 года № 18 Конниковой В.В. прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей на ребенка <данные изъяты>., с 01 февраля 2023 года в связи с назначением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Решением Управления социальной политики №10 от 07 марта 2023 года установлена излишне выплаченная сумма социальной выплаты в размере 14 623 руб.

31 мая 2023 года Управлением социальной политики №10 Конниковой В.В. направлено досудебное предупреждение №1148/11 от 29 марта 2023 года о погашении переплаты ежемесячной денежной выплаты семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей за февраль 2023 года в сумме 14 623 руб., которое оставлено без удовлетворения.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пунктом 20 постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1365-ПП «О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-03 «О защите прав ребенка», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи рождением и воспитанием ребенка», исходил из того, что истцом не представлены доказательства недобросовестности со стороны ответчика, являющейся получателем денежных средств, не представлены доказательства того, что ответчиком совершены неправомерные действия, направленные на введение государственного органа в заблуждение с целью неправомерного получения социальной выплаты, поскольку к обстоятельствам, наступление которых влечет изменение размера или прекращение социальной выплаты, явилось изменение в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в связи с чем, истец в силу своих полномочий обязан был своевременно быть извещен об основаниях прекращения социальной выплаты.

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами нижестоящих судебных инстанций и их правовым обоснованием.

Обращаясь с кассационной жалобой Управление социальной политики №10 указывает, что Конниковой В.В. были получены две одинаковые выплаты, что нарушает права иных лиц. Настаивает на необходимости возвращения денежных средств, перечисленных Конниковой В.В.

Вместе с тем приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную им ранее, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, а потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Реализуя предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относит выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождение (усыновлением) и воспитанием детей.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года №1365-ПП, Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты, в том числе в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства.

Указанные положения подпункта 10 пункта 18 Порядка введены постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года №125-ПП.

Пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 1). Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 2).

Часть 2 пункта 20 названного Порядка введена постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года №125-ПП, при этом ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, как верно указано судами, доказательств того, что в действиях ответчика усматривается недобросовестность, злоупотребление, направленные на неосновательное обогащение, истцом не представлено.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

Вопреки доводам кассационной жалобы доказательств недобросовестности ответчика при получении спорной денежной выплаты не представлено, в связи с чем судами нижестоящих инстанций обоснованно применены положения статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости взыскания полученных ответчиком денежных средств в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации социальных выплат.

При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам спора.

Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства верно установлены судами. Нормы законов, подлежащих применению к спорным отношениям, истолкованы и применены судами правильно.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 25 января 2024 года и апелляционное определение Асбестовского городского суда Свердловской области от 06 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 – без удовлетворения.

Судья                                                         Давыдова Т.И.

8Г-13598/2024 [88-14972/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
ТОИОГВ СО Управление социальной политики №10
Ответчики
Конникова Валерия Валерьевна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Давыдова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
20.08.2024Единоличное рассмотрение дела судьей
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее