Решение по делу № 2-566/2024 от 09.04.2024

Дело RS0-61

(2 –566/2024)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года                                                           г. Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.

при секретаре Наумовой П.А.,

с участием:

представителя ответчика Варфоломеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба. Служба ГЖИ) обратилась с иском к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства. Требования мотивированы тем, что на основании приказа Службы от 27.12.2021 № 1962 о проведении внеплановой документарной проверки в связи с поступившим обращением гражданина проведена внеплановая документарная проверка ответчика. ТСЖ «Союз» осуществляет управление многоквартирным домом (далее – МКД), расположенным по адресу: ул. Шошина, д.19. Согласно обращению жителя с января 2020 по декабрь 2021 ТСЖ начисляло размер платы за отопление и горячее водоснабжение нарушением действующего законодательства, а также ненадлежащим образом содержит общедомовые приборы учета. В ходе проверки установлено, что в МКД установлена крышная газовая котельная, ОДПУ тепловой энергии и горячего водоснабжения отсутствуют. Коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производятся самостоятельно. ТСЖ представило информацию, о том, что использовать п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Постановление № 354) в полной мере не представляется возможным, поскольку порядок расчета стоимости услуги горячего водоснабжения и отопления при самостоятельном приготовлении данных услуг с использованием входящей в состав МКД газовой котельной Правилами № 354 не урегулирован. Постановление № 354 регулирует лишь случаи, если на вводе в дом имеется холодная вода, которая впоследствии будет подогрета до состояния горячей, и тепловая энергия, которая поставлена ресурсоснабжающей организацией в теплоносителе. Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.01.2018 № 244-н/1 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области» (далее – Постановление № 222-н/1) невозможно применить, поскольку в нем указаны нормативны потребления тепловой энергии на подогрев воды. В МКД тепловой энергии нет, а для подогрева используется газ и электричество. Показания ОДПУ газа и электричества ежемесячно снимаются и передаются в ресурсонабжающие организации. На основании переданных показаний они выставляют счета-фактуры. Для расчета тарифов используется единственный установленный в МКД общедомовый счетчик газа и счетчики электроэнергии. Служба полагает, что в данном случае исходя из способа - самостоятельное производство ТСЖ коммунальной услуги по отоплению и ГВС, п.54 Постановления № 354 подлежит обязательному применению. При произведении перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение ответчик учитывает электроэнергию Vкр, потребленную при работе котельной, что противоречит положениям жилищного законодательства, поскольку электроэнергия, потребляемая при работе котельной подлежит включению в состав платы за содержание жилого помещения. Также ТСЖ для расчета тарифов используется расход по единственному счетчику газа, который отражает общий расход ресурса и на подогрев воды и на отопление, что противоречит формуле 20.1 Правил № 354. Полагает несостоятельным доводы ТСЖ о невозможности применения Постановление № 222-н/1, поскольку величина предусматривает применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, в том числе при наличии в доме ОДПУ коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии. Кроме того, по формуле 20.1 Постановления № 354 в качестве величины Qгв + Qот должно применяться количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил. Также ТСЖ не представлено документов о вводе в эксплуатацию ОДПУ электроэнергии № 23927092 и № 23934928, а также установлен не опломбированный и не веденный в эксплуатацию ОДПУ горячей воды, что является нарушением ч.5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), пп. «и», пп. «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п.5.1.2., п.5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее – Постановление № 170), п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением (далее – Минимальный перечень). По результатам проверки составлен акт от 27.01.2022 № 194-ок и выдано предписание № 69-ок сроком исполнения до 01.04.2022, которым ТСЖ обязано: произвести жителям перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение с января 2020 по декабрь 2021 соответствии с положениями п. 54 Постановления № 354, формулы 18, 20 и 20(1) приложения № 2; обеспечить ввод в эксплуатацию ОДПУ электроэнергии и горячей воды. В ответ на предписание ТСЖ «Союз» представило сведения о его исполнении, с которым истец не согласен. Истец полагает, что предписание не исполнено, поскольку ответчик в нарушение Постановления № 222-н/1 и Постановления администрации г. Иваново от 21.12.2009 № 1341 «О нормативах на отопление многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова» (далее – Постановление № 1341) применен коэффициент периодичности внесения платы за отопление 0,75, вместо 1; при определении величины удельного расхода газа ответчик применил в качестве величины Qгв объемы горячего водоснабжения, потребленные только в жилых и нежилых помещениях и не учел объем горячей воды, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД, что влечет необоснованное занижение объема горячей воды и, как следствие, неверное распределение газа на отопление и горячее водоснабжение и нарушение порядка расчета платы за отопление и горячее водоснабжение. При этом отсутствуют сведения о наличии/отсутствии ИПУ горячей воды в жилых и нежилых помещениях, их исправности/неисправности, передаче показаний, в связи с чем оценить корректность величины применяемого ответчиком объема горячего водоснабжения, потребленного в жилых и нежилых помещениях, не представляется возможным. Имеются расхождения в объеме общей площади жилых и нежилых помещений МКД при применении расчета платы за отопление: расчет величины Qот произведен из площади 6534,8 кв.м, корректировка из площади 6309 кв.м. Для расчетов за горячее водоснабжение используется 53 лицевых счета, а для отопления – 51 лицевой счет. Что касается актов ввода в эксплуатацию ОДПУ, то в отношении приборов учета электроэнергии следует, что в катах ввода в эксплуатацию отсутствуют подписи и печати юридических лиц, а также данные о приборе учете, начальные показания счетчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки. Согласно ответа ТСЖ введен в экспликацию ОДПУ холодной воды, учитывающий объем воды, потраченной на подогрев ГВС, при этом по документам установлен ОДПУ горячей воды. Полагая, что предписание от 27.01.2022 № 69-ок ответчиком не исполнено, Служба просит суд обязать ТСЖ «Союз» исполнить предписание: произвести жителям перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение с января 2020 по декабрь 2021 соответствии с положениями п. 54 Постановления № 354, формулы 18, 20 и 20(1) приложения № 2; обеспечить ввод в эксплуатацию ОДПУ электроэнергии и горячей воды.

В судебное заседание представитель истца, извещенный надлежащим образом, не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика на иск возрыдал, представив письменный мотивированный отзыв.

С учетом надлежащего извещения представителя истца, дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ТСЖ «Союз» осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: ул. Шошина, д.19.

МКД о оборудован крышной газовой котельной. Общедомовый прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения отсутствовали. Во всех жилых и нежилых помещениях имеются ИПУ учета горячего водоснабжения. Для производства коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению используется коммунальные ресурсы: газ и электричество.

Установлен общедомовый прибор учета газа и электроэнергии.

В связи с поступившим в Службу обращением гражданина на основании приказа Службы от 27.12.2021 № 1962 в отношении ответчика проведена внеплановая документарная проверка (Том 1 л.д.15-17), по результатам которой 27.01.2022 составлен акт № 194-ок и вынесено предписание № 69-ок со сроком исполнения до 01.04.2022: произвести жителям перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение с января 2020 по декабрь 2021 соответствии с положениями п. 54 Постановления № 354, формулы 18, 20 и 20(1) приложения № 2; обеспечить ввод в эксплуатацию ОДПУ электроэнергии и горячей воды (Том 2 л.д.32-37, 38).

В ответ на предписание ответчиком в адрес истца направлены пояснения и отчет об исполнении предписания от 04.04.2022, в котором указано на произведенный перерасчет платы (Том 2 л.д.42-46, 47-103).

Полагая, что предписание № 69-ок не исполнено, Служба ГЖИ обратилась в суд.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме данными липами.

В соответствии с п.6 ч.12 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области», органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора на территории Ивановской области, является Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области.

Согласно п. 54 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в 2019 году) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, поскольку ответчик, осуществляющий управление МКД, самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, расчет размера платы и объема коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с положениями п.54 Правил № 354.

Однако вопреки доводам истца, ответчиком произведен перерасчет и корректировка платы за отопление и горячее водоснабжения, о чем указано в ответе от 04.04.2022.

Выражая несогласие с данным расчетом, истец указывает на не применение ответчиком положений Постановления № 222-н/1 и Постановление № 1341.

Суд не может согласиться с данным утверждением истца.

Пунктом 2 Постановления № 222-н/1 установлено, что на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.

Пунктом 1 Постановление № 1341 утверждены нормативы на отопление для многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова, не оборудованных приборами учета.

В п.2 указано, что нормативы на отопление многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова подлежат применению круглогодично и установлены из расчета равномерного распределения годового объема потребления тепловой энергии на отопление в течение 12 месяцев.

Согласно пп «а» п.1 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.

Согласно п.1 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

Соответствующая формула приведена в п.2 Правил.

Таким образом, вопреки доводам истца коэффициент периодичности внесения платы равен 0,58 или 0,75 исходя из количества месяцев отопительного периода -7 (9) поделенных на 12 календарных месяцев, а не 1, как указывает истец.

Также суд соглашается с доводом ответчика, что формула 18 в приложении N 2 Правила N 354 не предусматривает порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению для мест общего пользования в многоквартирном доме.

Относительно расчета Qгв в формуле 20.1 Правил № 354.

Согласно абз.5, 6 и 7 п.54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

При этом, Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил.

Каким образом при отсутствии в 2020-2021 общедомового прибора учета ГВС ответчику произвести указанный перерасчёт с учетом общедомовых нужд истец не указывает.

Относительно проведения перерасчета исходя из общей площади 6309 кв.м, ответчик указывает, что не все помещения МКД являются отапливаемыми и имеют соответствующе инженерные коммуникации.

Обратного истцом не представлено.

По остальным доводам, изложенным в исковом заявлении, ответчик нарушения устранил, перерасчёт произвел.

Что касается ввода в экспликацию ОДПУ электроэнергии, то согласно ответа ПАО «Россети центр и Приволжье» от 19.06.2024, в МКД введены и допущены в эксплуатацию в присутствии сотрудников сетевой организации два ОДПУ электроэнергии М-230АМ-01 № 23927092, М-230АМ-03 № 23934928, что подтверждается актами от 19.11.2015 и 24.12.2015.

В этой связи требования Закона об энергосбережении и подзаконных актов ответчиком исполнены еще до вынесения предписания.

Относительно ввода в эксплуатацию ОДПУ ГВС, то поскольку дом оборудован крышной газовой котельной и приготовление воды производится из холодной воды, на которую установлен ОДПУ холодной воды, учитывающий объем воды, потраченной на подогрев, который введен в эксплуатацию 23.03.2022, то в указанной части требования законодательства ответчиком также исполнены (Том 2 л.д.96-97).

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводом ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку предписание вынесено 27.01.2022.

В указанном предписании истец указывает на проведение перерасчёта в пределах трехлетнего срока со дня вынесения подписания 2020-2021 год, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 09.11.2022 по делу № А17-4682/2021.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Д.В. Маракасова

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2024 года.

2-566/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивгосжилинспекция
Ответчики
ТСЖ "Союз"
Другие
Воронин Алексей Владимирович
Колесова Татьяна Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Маракасова Дарья Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.iwn.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024Дело оформлено
25.10.2024Дело передано в архив
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее