Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2019 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нуртиновой Р.И.,
с участием представителя истца Танатиной И.В., ответчика Высоцкой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-799/2019 по исковому заявлению ООО «Чунская котельная» к Высоцкой М.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Чунская котельная» (далее ООО «Чунская котельная») обратилось в суд с иском к Высоцкой М.А., указав после уменьшения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что Высоцкая М.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. За период с 1 марта 2017 года по 30 апреля 2019 года по данному адресу образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг (тепловая энергия и горячее водоснабжение) в размере 43761 руб. 86 коп. В связи с изложенным, истец просит взыскать с Высоцкой М.А. в пользу истца задолженность по оплате коммунальных услуг, сложившуюся за указанный период в размере 43761,86 руб.; пени в размере 6998,79 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1723 руб.
В судебном заседании представитель истца ООО «Чунская котельная» Танатина И.В., действующая на основании доверенности, уменьшенные в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Высоцкая М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать; снизить размер неустойки на основании положений статьи 333 ГПК РФ. Пояснила суду, что относится к категории граждан, имеющих право на социальную льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогический работник. Таким образом, по ее мнению, орган социальной защиты населения должен оплачивать за нее коммунальные услуги поставщику этих услуг. Кроме того, пояснила, что в квартире по адресу: р.<адрес>, невозможно проживать вследствие ее непригодности для проживания по вине администрации муниципального образования, невозможно установить приборы учета из-за непригодности труб, что также, по ее мнению, свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с нее задолженности по оплате коммунальных услуг.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району" в судебное заседание не явились; в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные отзывы по существу заявленных требований.
Заслушав представителя истца и ответчика Высоцкую М.А., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В ч. 4 той же статьи указано, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Судом установлено, что Высоцкая М.А. проживает с 1986 года в качестве члена семьи бывшего нанимателя В.В.М. на основании ордера № от 4 августа 1987 года и является нанимателем муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Чунский район, р.п. Чунский, ул. Фрунзе, дом № 8, квартира №99 на основании ордера № 30 от 29 сентября 2005 года, выданного на основании решения администрации п. Чунский №№ от 29.09.2005 года.
Приборы учета в жилом помещении не установлены, что подтверждено в судебном заседании стороной ответчика.
Согласно пояснениям Высоцкой М.А., она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: р.<адрес> на основании ордера; договор социального найма с МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» она не заключает по причине ненадлежащего состояния квартиры, ее аварийности и непригодности для проживания вследствие залива в 2005 году. Кроме того, она является получателем компенсации, предусмотренной Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 113-оз "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения для отдельных категорий педагогических работников в Иркутской области" и Порядком организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 21 января 2011 г. N 1/1-пп, однако незаконно лишена указанной социальной гарантии по вине ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району». Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии у нее обязанности оплачивать коммунальные услуги ООО «Чунская котельная».
Оценивая указанные доводы и представленные в их обоснование копии жалоб на имя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, председателя законодательного собрания, органов прокуратуры, Правительства Иркутской области, органов социальной защиты населения Чунского района, Губернатора Иркутской области и ответы на жалобы, суд не может принять их в качестве оснований для освобождения Высоцкой М.А. от установленной законом обязанности по оплате коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и тепловой энергии, предоставляемых ей истцом ООО «Чунская котельная».
Так, в соответствии с Порядком организации возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 21 января 2011 г. N 1/1-пп возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация).
Такая компенсация предоставляется по выбору педагогических работников в размере фактических расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения либо в твердой денежной сумме и является социальной выплатой. Организация выплаты компенсации осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Для назначения компенсации педагогические работники обращаются в расположенное по месту жительства педагогического работника государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (далее - учреждение), с заявлением о назначении компенсации по форме согласно приложению к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктами 5, 5(1) настоящего Порядка. Для назначения компенсации необходимы следующие документы:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность педагогического работника;
б) трудовая книжка педагогического работника или ее копия, заверенная в установленном порядке работодателем;
в) справка о составе семьи педагогического работника с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения и наличии либо отсутствии центрального отопления;
г) договор найма жилого помещения (договор социального найма или иного найма государственного или муниципального жилищного фонда) для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
д) договор найма жилого помещения или договор поднайма жилого помещения частного жилищного фонда для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях на основании договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения;
е) документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих им или членам их семей на праве собственности;
ж) справка, подтверждающая предоставление мер социальной поддержки ко дню прекращения трудовой деятельности в качестве педагогического работника, выданная работодателем (для педагогических работников, указанных в части 2 статьи 1 Закона Иркутской области, прекративших трудовую деятельность в качестве педагогических работников до 1 января 2009 года);
з) документы, подтверждающие размер фактических расходов педагогического работника по оплате жилого помещения, отопления и освещения за месяц, предшествующий обращению за назначением компенсации (для педагогических работников, обратившихся за назначением компенсации в размере фактических расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения);
и) документ, подтверждающий получение страховой пенсии по старости (инвалидности) (для педагогических работников, указанных в части 2 статьи 1 Закона Иркутской области);
к) документ о местонахождении обособленного структурного подразделения государственной образовательной организации Иркутской области, муниципальной образовательной организации, государственного учреждения здравоохранения Иркутской области или государственного учреждения социального обслуживания Иркутской области (далее соответственно - образовательная организация (государственное учреждение) (если образовательная организация (государственное учреждение), в обособленном структурном подразделении которой работает педагогический работник, расположена не в сельской местности).
Как явствует из представленного третьим лицом ОГКУ «Управление социальной защиты населения» отзыва по существу заявленных требований и ответа заместителя председателя Правительства Иркутской области от 17 мая 2019 года на обращение Высоцкую М.А. выплата ответчику компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения прекращена с 1 марта 2017 года по причине непредставления договора социального найма на жилое помещение. Также ответчику разъяснено, что меры социальной поддержки носят компенсационный характер, то есть оплата жилищно-коммунальных услуг производится гражданами согласно платежному документу, и, соответственно, расчет компенсации расходов осуществляется исходя из уже понесенных гражданином расходов на оплату ЖКУ.При несогласии ответчика с действиями и решениями ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» относительно прекращения ей выплаты компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения с 1 марта 2017 года Высоцкая М.А. вправе оспорить указанные действия в установленном порядке.
Доводы ответчика об отсутствии в квартире Высоцкой М.А. надлежащего текущего ремонта, а также необходимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> представленные в обоснование указанного: акты приемки выполненных работ от 27.09.2007, от 24.05.2007, от 04.05.2015 – по монтажу и демонтажу радиаторов отопления, от 25 апреля 2007 года – монтажу унитаза, а также акт Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 28 октября 2019 года не свидетельствуют о том, что тепловая энергия и горячее водоснабжение последней не потребляются, теплоснабжение в квартире прекращено.
Сведения о включении ООО «Чунская котельная» в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждены надлежащим образом заверенной копией соответствующего свидетельства о государственной регистрации, согласно которому в отношении ООО «Чунская котельная» внесена запись о создании юридического лица от 26 февраля 2014 года за основным государственным регистрационным номером 1143816000261.
Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, ООО «Чунская котельная» поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области 26 февраля 2014 года и ей присвоен ИНН 3816017036 и КПП 381601001.
Согласно представленным учредительным документам ООО «Чунская котельная», уставу общества, муниципальному контракту по управлению многоквартирными домами № 2-ОК от 28 августа 2012 года, акту приема-передачи по управлению многоквартирными домами, дополнительному соглашению от 21 августа 2017 года, лицензии № 000168 от 25 мая 2016 года, истец, как энергоснабжающая организация, осуществляет обслуживание жилого дома: <адрес>, и является поставщиком коммунальных услуг, а значит имеет право принимать, а также требовать от собственников и нанимателей плату за содержание, ремонт помещения, плату за коммунальные и другие услуги.
Согласно расчету задолженности, представленному ООО «Чунская котельная», задолженность Высоцкая М.А. в период с 1 марта 2017 года по 30 апреля 2019 года за оказанные услуги - (тепловую энергию, горячее водоснабжение), составляет 43761,86 коп.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которую необходимо рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В добровольном порядке ответчик задолженность не погашает. Данный расчет ответчиком Высоцкой М.А. не оспорен; в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказана невозможность установки индивидуальных приборов учета в квартире.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, исходя из вышеприведенных норм права, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. С ответчика Высоцкой М.А. в пользу ООО «Чунская котельная» подлежит взысканию сумма задолженности по оплате за коммунальные услуги в размере 43761,86 руб.
В силу ч. 14 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 05 декабря 2015 года) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В связи с чем суд признает также обоснованным требование истца о взыскании с ответчика Высоцкой М.А. пени.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Вместе с тем, согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В силу пунктов 69, 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Если уменьшение неустойки допускается по инициативе суда, то вопрос о таком уменьшении может быть также поставлен на обсуждение сторон судом апелляционной инстанции независимо от перехода им к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (части 1 и 2 статьи 330 ГПК РФ, части 1 и 2 статьи 270 АПК РФ). Основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (статья 387 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что размер пени, заявленный истцом, - 6998,79 руб., явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, учитывая требования разумности и справедливости и заявление Высоцкой М.А. о снижении неустойки, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера заявленной неустойки за период с 1 марта 2017 года по 30 апреля 2019 года не ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, и взыскания с ответчика Высоцкой М.А. неустойки в размере 3000 руб.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1723 руб., уплата которой подтверждается платежным поручением.
При этом суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в абз. 4 п. 21 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», из которых следует, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст. ст. 98, 102, 103 ГПК РФ, ст. 111 КАС РФ, ст. 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства (статья 333 ГК РФ), в связи с чем оснований для уменьшения размера взыскиваемой с Высоцкой М.А. госпошлины в связи с уменьшением судом неустойки не имеется.
Также суд отклоняет доводы ответчика о необходимости ее освобождения от взыскания расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение исковых требований. Положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации касаются публичной обязанности по уплате государственной пошлины, но не частноправовой обязанности по компенсации понесенных судебных расходов. Освободив ответчика от публичной обязанности по уплате государственной пошлины за рассмотрение его иска при обращении в суд, закон не освободил его от возмещения фактически понесенных судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статьи 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.03.2017 ░. ░░ 30.04.2019 ░. ░ ░░░░░ 43 761,86 ░░░. (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░. 86 ░░░.).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 1 723 ░░░. (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░.).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░