дело № 2-1397/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Сперанской Т.А.,
при секретаре Балиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальникова С.В. к акционерному обществу «Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» о восстановлении трудовых прав, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сальников С.В. обратился в суд с иском к АО «Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» о восстановлении трудовых прав, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, указав, что он состоит в трудовых отношениях с Акционерным обществом «Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» на основании заключенного на неопределенный срок трудового договора №192 от 28.02.2013 и дополнительных соглашений к нему в должности токаря 6 разряда в Волгодонском филиале работодателя.
15.10.2021 работодатель издал распоряжение №ВФ/000002/25-Р «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ-технологии» в г.Волгодонске, которым обязал работников Филиала предоставить ответственным лицам работодателя справку о медицинском отводе от проведения вакцинации, сертификат о вакцинации против covid-19, сертификат о перенесенном заболевании covid-19.
29.10.2021 работодатель издал приказ №ВФ/246-П «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г.Волгодонске, согласно п.3 которого работникам приказано пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции covid-19 в срок до 04.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной до 01.12.2021 вторым компонентом.
Сальников С.В. с вышеуказанными распоряжениями не согласен, считает эти документы незаконными, нарушающими его права и неисполнимыми ввиду следующего.
Своим распоряжением от 15.10.2021 №ВФ/000002/25-Р ответчик незаконно возложил на истца обязанность в императивной форме предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну и персональные данные, ограниченные к обработке, без его письменного согласия. Несоответствующее требованиям законодательства распоряжение ответчика нарушает права и законные интересы истца, поскольку необоснованно возлагает на работника незаконные требования.
В силу закона иммунопрофилактика граждан является добровольной, работодатель не наделен полномочиями обязывать работников делать профилактические прививки, приказ работодателя пройти работникам вакцинацию против новой коронавирусной инфекции covid-19 приказ от 29.10.201 вынесен в нарушение норм законодательства.
21.12.2021 работодатель издал приказ №218-ЛС, согласно которому истец Сальников С.В. отстранен от работы в связи с не прохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции covid-19, не представлением подтверждающих документов, касающихся здоровья работника, на период с 22.12.2021 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения, и без начисления заработной платы. С данным приказом истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу п.2 ст. 5 ФЗ №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок может повлечь отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то есть перечисленных в Перечне, который определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Должность истца (токарь) отсутствует в этом перечне, следовательно, законных оснований для отстранения его от работы у ответчика не имеется.
Сальников С.В. не является носителем возбудителей инфекционных заболеваний, и в отношении него не издано постановление Главного государственного санитарного врача или его заместителя о временном отстранении его от работы. Также Постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по РО от 01.07.2021 №4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан» не предписывает работодателям и не содержит указаний об отстранении от работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции covid-19.
Вынося приказ об отстранении истца от работы, ответчик нарушил положения действующего законодательства РФ, произвольно причисли должность истца к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Отстранение истца от работы в связи с не прохождением вакцинации не основано на нормах закона, и прежде всего ТК РФ.
Трудовой договор истца не содержит обязанности участвовать в медицинских исследованиях.
Не прохождение вакцинации от коронавирусной инфекции обусловлено прежде всего, законодательством РФ, а также опасениями истца относительно возможных побочных эффектов (т.к. препарат не прошел все необходимые стадии исследований и по сути является экспериментальным). Истец допускает, что его здоровью может быть нанесен значительный ущерб. Считает недопустимым обуславливать возможность сохранения своего рабочего места согласием на участие в медицинском исследовании препарата. Считает, что принуждение к вакцинации и медицинским экспериментам недопустимо.
Незаконные действия ответчика причинили моральный вред истцу. В результате незаконных действий ответчика по отстранению истца от работы, Сальников С.В. был лишен работы и, как следствие средств к существованию, в связи с чем испытывает унижение от несправедливости, был вынужден ограничить свои потребности, что нарушает его конституционное право на достойную жизнь. Причиненный истцу работодателем моральный вред выразился в нравственных страданиях, которые истец испытывает в связи с ощущением своей беспомощности перед самоуправством ответчика. Фактически, истец не мог искать новую работу и/или получить статус безработного, так как трудоустроен по прежнему у работодателя, при этом незаконное отстранение от работы без сохранения зарплаты поставило его в сложное материальное положение, он находится без средств к существованию.
Истец просил суд признать незаконным и отменить п.3 приказа №ВФ/246-П от 29.10.2021 «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г.Волгодонске. Признать действия ответчика по отстранению истца от работы в связи с не прохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции covid-19 незаконными и нарушающими требования законодательства РФ. Признать незаконным и отменить приказ от 21.12.2021 №218-ЛС об отстранении истца от работы, вынесенный ответчиком. Обязать ответчика произвести начисление и выплату истцу заработной платы за весь период отстранения истца от работы с 22.12.2021 по день вынесения судом решения по делу исходя из среднедневного заработка истца. Допустить истца к исполнению своих трудовых обязанностей. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истец Сальников С.В. и его представитель Алексеева Е.А. исковые требования уточнили, в целом пояснили, что в силу ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, не устанавливает обязанности пройти вакцинацию. Иммунопрофилактика граждан является добровольной. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст. 1 Федерального закона 157-ФЗ, поэтому провести ее можно только с согласия гражданина (пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ). Также граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ). В силу приведенных норм права работодатель не может обязать своих работников пройти профилактические прививки. При давлении работодателя на сотрудника и отстранении от работы без оплаты невакцинированных, добровольная вакцинация фактически становится принудительной. Следовательно, фактически работодатель нарушает действующее законодательство в части добровольности вакцинации. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157- ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, работодатели в этом списке не упомянуты. Постановление главного санитарного врача по Ростовской области лишь рекомендует руководителям организаций обеспечить иммунизацию сотрудников. Таким образом, понуждение работодателем работника к проведению профилактической прививки от коронавируса является незаконным, что влечет незаконность оспариваемого п. 3 приказа ответчика от 29.10.2021г. № ВФ/246-П «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск». Основания для отстранения работника от работы указаны в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Как следует из обстоятельств дела, истец отстранен от работы по основаниям абз. 8 ч.1 ст.76 ТК РФ, то есть в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (то есть актами федерального уровня). Таким Федеральным законом является ФЗ №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 2 статьи 5 которого предусматривает в случае отсутствия профилактических прививок отстранять граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999г. № 825. Постановления главного государственного санитарного врача по РО и его заместителя не утверждены федеральным органом власти и не отвечают требованиям, установленным в законе ФЗ №157. Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санитарных врачей субъектов РФ, ТК РФ не предусматривает. К тому же, и сами постановления главного санитарного врача РО и его заместителя не подписывают отстранять от работы не прошедших вакцинацию работников. Таким образом, в силу закона проведение профилактических прививок обязательно только для тех работников, которые выполняют работы, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825. И только таких работников (из данного перечня работ) можно отстранить от работы в случае отсутствия профилактической прививки. Выполняемая истцом работа (токарь) указанным перечнем не предусмотрена. С учетом приведенных норм права отстранение от работ, не входящих в перечень, незаконно. Постановлением правительства РФ от 13.08.1997 №1008 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов, согласно п.2 которых нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Постановления главного государственного санитарного врача по РО и его заместителя, как документы субъекта РФ, не являются нормативными правовыми актами РФ, указанными в абз.8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, и не могут являться обоснованием отстранения истца от работы. Кроме того, отстранению от работы подлежат также лица, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний (а.2 ст. 33, пп.6 п. 1 ст. 51 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Однако оснований для отстранения работника, не прошедшего вакцинацию, данный закон не содержит. Согласно п.3 ст. 10 ФЗ №157-ФЗ календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Ни Главный государственный санитарный врач по РО, ни его заместитель не являются вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти, и они не вправе определять сроки вакцинации и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В постановлениях главного государственного санитарного врача по РО и его заместителя, а также в обосновании приказа об отстранении истца от работы содержатся ссылки именно на указанные выше нормативные акты и федеральные законы. Однако истец к категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, не относится. Просили признать незаконным и отменить п.3 приказа от 29.10.2021 №ВФ/246-П «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г.Волгодонске. Признать действия АО Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» по отстранению истца от работы в связи с не прохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции covid-19 незаконными и нарушающими требования законодательства РФ. Признать незаконным и отменить приказ АО Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» от 21.12.2021 №218-ЛС об отстранении истца от работы. Обязать ответчика произвести начисление и выплату истцу заработной платы за весь период отстранения истца от работы с 22.12.2021 по 26.04.2022 в размере 539 250,58 руб. из расчета среднечасового заработка истца 790,69 руб. в час. Допустить истца к исполнению своих трудовых обязанностей. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Представитель ответчика АО Инжиниринговая компания «АЭМ- Технологии» Фетисова Т.В. исковые требования не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. В целом пояснила, что 28.02.2013 между истцом и ответчиком заключен трудовой договор №192, в соответствии с которым истец принят на работу в Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонске на должность токаря 5 разряда в Производство машиностроительных конструкций. На основании дополнительного соглашения от 01.02.2017 к Трудовому договору истец переведен в Отдел главного технолога Технической дирекции, на основании дополнительного соглашения от 01.09.2020 – на должность токаря 6 разряда в том же подразделении, на основании дополнительного соглашения от 01.02.2021 – в участок по инструментальному обеспечению и оснастке в той же должности.
Приказом №218-лс от 21.12.2021 истец отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непредставлением документального подтверждения прохождения вакцинации (сертификата о вакцинации против COVID-19 (QR- код) или сведений о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (QR-код) с неистекшим сроком действия) при отсутствии документального подтверждения противопоказаний для вакцинации (справки о медицинском отводе от проведения вакцинации против COVID-19), с 22.12.2021 и до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения (предоставления запрошенных документов или до окончания периода эпидемиологического неблагополучия).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
При этом согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) среди прочего являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в частности, относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).
Статьей 1 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ) определено, что нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям является календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона № 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Таким нормативным актом является приказ Минздрава России от 21.03.2014 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 №125н), которым в национальный календарь прививок включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
При этом согласно п. 8 Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок, утвержденного указанным Приказом Министерства здравоохранения РФ, с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Исходя из положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители могут выносить мотивированные постановления, в том числе о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
При этом не применяются иные федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации, в том числе упоминаемый в исковом заявлении Истца Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825).
Постановлением № 9 Главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 08.10.2021 «О внесении изменений в Постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 01.07.2021 № 4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции отдельных групп граждан» в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ, СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», Приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) группам граждан, подлежащих обязательной вакцинации (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания), работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора, в том числе в организациях в сфере промышленности (производства).
Также руководителям организаций и учреждений всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области в сферах, установленных в п.1 указанного постановления, названным постановлением предписано:
- организовать взаимодействие с медицинскими учреждениями по предоставлению списков работников, подлежащих вакцинации (пп. 2.1);
- организовать до 04.11.2021 проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более 6 месяцев назад (пп.2);
- усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики COVID-19, обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (пп.2.3);
- руководителям организаций и учреждений всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, при регистрации случаев COVID-19 в коллективах рекомендовать отстранять от работы всех непривитых сотрудников или переводить их на дистанционный режим работы (пп.2.4).
Указанное постановление Главного государственного санитарного врача по Ростовской области соотносится с его полномочиями, определенными в п. 6 ч. 1 ст. 51 федерального закона № 52-ФЗ. Режим повышенной готовности на территории Ростовской области введен с 16 марта 2020 года в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции распоряжением Губернатора Ростовской области № 43 от 16.03.2020 «О введении режима повышенной готовности на территории Ростовской области и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». Такой режим в настоящее время не отменен.
Основным видом деятельности АО «АЭМ-технологии» является производство ядерных установок и их составных частей, в том числе для транспортных средств, что относится к сфере промышленности (производства).
Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск включен в перечень системообразующих организаций Ростовской области в сфере ведения Министерства промышленности и энергетики Ростовской области (протокол заседания Комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области и достижения показателей оценки эффективности деятельности Губернатора Ростовской области и деятельности органов исполнительной власти Ростовской области от 25.05.2020 № 1).
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Доводы истца о том, что по указанному основанию могут быть отстранены от работы только лица, занятые на работах, входящих в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, основаны на неверном толковании действующего законодательства. Установление Перечня таких работ Правительством РФ не исключает возможности признания вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 для отдельных категорий граждан обязательной и иными нормативными актами в рамках полномочий, предоставленных ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы граждан), так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия в силу положений п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ. Данные вопросы регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона №52-ФЗ. Отказ от такой прививки в период эпидемиологического неблагополучия влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав отстраненных работников. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Для реализации санитарно-эпидемиологических мероприятий в Филиале в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Ростовской области, в целях обеспечения мер по защите персонала Филиала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале издано распоряжение директора по операционной деятельности Филиала – председателя оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции Жидкова М.Е. от 15.10.2021 №ВФ/0000002/25-Р об обязании всех работников Филиала в срок не позднее 20.10.2021 представить справку о медицинском отводе от проведения вакцинации против covid-19 с неистекшим сроком действия, сертификат о вакцинации против covid-19 (QR-код) или сертификат о перенесенном заболевании covid-19 (QR-код) не более 6 месяцев назад. С указанным распоряжением Истец ознакомлен под подпись 15.10.2021, что подтверждено соответствующим листом ознакомления. Дополнительно истцу было предложено представить подтверждающие вакцинацию/перенесенное заболевание/медицинский отвод документы. С уведомлением истец также ознакомлен, что подтверждено его подписью в указанном документе. Второй экземпляр уведомления выдан истцу на руки, что также подтверждается подписью работника в уведомлении.
29.10.2021 в Филиале издан приказ №ВФ/246-П от 29.10.2021 «Об обеспечении мер по защите персонала Филиала АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале» с разъяснением об обязательности прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания) и необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо о медицинском отводе от проведения вакцинации), либо об отказе от вакцинации, а также о наличии в ст. 76 Трудового кодекса РФ оснований для отстранения лиц, не прошедших вакцинацию, от работы. В соответствии с указанным приказом всему персонала Филиала, не прошедшему вакцинацию, указано на необходимость вакцинации в срок до 04.11.2021 - первым компонентом или однокомпонентной вакциной, до 01.12.2021 - вторым компонентом.
С указанным приказом истец также ознакомлен, 01.11.2021, что подтверждено соответствующим листом ознакомления. Дополнительно истцу вновь было предложено представить подтверждающие вакцинацию/перенесенное заболевание/медицинский отвод документы. С уведомлением истец ознакомлен 02.11.2021, что подтверждено его подписью, учиненной в указанном документе. Второй экземпляр уведомления выдан истцу на руки, что также подтверждается подписью работника в уведомлении.
На основании вышеуказанных локальных нормативных актов, приказом №218-лс от 21.12.2021 истец отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), непредставлением документального подтверждения прохождения вакцинации (сертификата о вакцинации против COVID-19 (QR- код) или сведений о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (QR- код) с неистекшим сроком действия) при отсутствии документального подтверждения противопоказаний для вакцинации (справки о медицинском отводе от проведения вакцинации против COVID-19), с 22.12.2021 и до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения (предоставления запрошенных документов или до окончания периода эпидемиологического неблагополучия). С приказом об отстранении истец ознакомлен в день его издания (путем прочтения ему текста документа вслух), 21.12.2021, однако ознакомительную подпись в приказе проставить отказался, о чем 21.12.2021 комиссией из трех должностных лиц Филиала составлен соответствующий акт.
Аналогичные решения об отстранении от работы в связи с непрохождением вакцинации приняты не только в отношении истца, но и других работников Филиала, не представивших подтверждающие документы о прохождении вакцинации. При таких обстоятельствах не имеется оснований считать действия работодателя по отстранению истца от работы незаконными, дискриминационными по отношению к истцу.
Доводы истца относительно нарушения работодателем положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при истребовании персональных данных о состоянии здоровья, являются несостоятельными и направленными на иное толкование закона, поскольку вышеуказанные сведения передаются работником работодателю в рамках исполнения обязанности, установленной вышеуказанным постановлением Главного государственного санитарного врача, в целях проверки возможности выполнения работником трудовой функции (абз. 7 ст. 88 ТК РФ).
Объем обрабатываемых Филиалом персональных данных истца, относящихся к медицинской тайне, не превышает установленные перечни, а также перечень персональных данных, в отношении которых Сальниковым С.В. дано согласие на обработку персональных данных от 13.09.2017 и соответствует целям обработки, предусмотренным трудовым законодательством. Таким образом, процедура и основания отстранения от работы Сальникова С.В., как работника промышленного предприятия, ввиду непрохождения вакцинации/непредставления подтверждающих документов и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, Филиалом соблюдены. В силу специфики выполняемой рабочими, в том числе Сальниковым С.В., работы (работа на промышленном оборудовании в цеховых условиях), работники не могли быть временно переведены работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 ТК РФ, что Филиалом также учитывалось при принятии решения об отстранении невакцинированного работника.
Филиал не имеет полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку вышеназванным постановлением Главного государственного санитарного врача по Ростовской области установлена ее обязательность для всех работников промышленного предприятия. Поручение работодателю организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной не менее 80% от общей численности работников было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.
Достижение к 15.10.2021 (началу работы по отстранению непривитого персонала) в Филиале 80 % работников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало от выполнения мероприятий по обеспечению обязательной вакцинации работников.
В Филиале трудится 3 433 человек, которые в силу специфики выполняемой работы в обширных производственных корпусах, имеющих особенность конструкции в виде единого производственного пространства, вынуждены постоянно тесно взаимодействовать между собой, вследствие чего риск заболевания новой коронавирусной инфекции значительно повышается.
С начала пандемии в адрес Филиала направлено 735 предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском, Зимовниковском районах (далее - Роспотребнадзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При этом, в письме исх.№18-88/7514 от 26.05.2021, адресованном директору Филиала, Роспотребнадзор, учитывая напряженную эпидемиологическую обстановку в Ростовской области, в срок до 01.07.2021 предложил организовать и провести иммунизацию сотрудников Филиала против коронавирусной инфекции.
В предписании исх.№18-90/1779 от 10.11.2021 и всех последующих предписаниях Роспотребнадзор предписал руководству Филиала организовать (принять дополнительные меры) по вакцинации сотрудников против новой коронавирусной инфекции в течение 10 дней с даты получения предписания, информацию об организации и выполнении мероприятий по реализации предписания, в том числе с указанием процента охвата привитых сотрудников представить в Роспотребнадзор.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Доводы истца об опасности зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации вакцин от новой коронавирусной инфекции, а также о принуждении к участию в медицинских экспериментах, основаны на предположениях и домыслах и не могут быть приняты во внимание. Все применяемые лечебно-профилактическими учреждениями вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) прошли государственную регистрацию в Российской Федерации и допущены для профилактики данной инфекции. Доказательств обратного Истцом не представлено. Обсуждение достоинств или недостатков вакцин против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, не может являться предметом разбирательства в данном споре.
Филиалом были созданы все условия работникам для вакцинации, в частности:
-организовано централизованное проведение вакцинации как на внутризаводской территории в прививочном пункте АБК№1, с допуском сотрудников МУЗ «ГП №3» г. Волгодонска Волгодонска с соответствующим оборудованием и лекарственными препаратами (вакцинами) и предоставлением помещения, соответствующего санитарным требованиям, так и в МСЧ № 5 ФГБУЗ НКЦ ФМБА России;
- организована доставка работников до пунктов вакцинации;
- организовано оповещение персонала завода о пунктах вакцинации, режиме их работы;
-работникам предоставлена возможность пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением работникам заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.
Кроме того, на основании приказа №ВФ/166-П от 27.07.2021 Филиалом были организовано применение следующих дополнительных мер социальной поддержки для работников Филиала, привившихся от COVID-19 в срок до 09.07.2021 первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до 09.08.2021 вторым компонентом вакцины от COVID-19, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации:
- доплата больничного листа продолжительностью до 14 календарных дней до базовой заработной платы (сумма оклада, ИСН, ИВ (при наличии) в случае, если вакцинированный работник заболел COVID-19 в течение 6 месяцев после вакцинации;
- включение работников в приоритетную категорию для предоставления санаторно-курортного лечения в течение 6 месяцев после вакцинации с оплатой до 100%, но не более 20000 рублей к предельному нормативу стоимости путевки, определенному на 2020 год;
- при исчислении времени, отработанного работником в отчетном году, для расчета годовой премии по КПЭ - включение периодов отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью по причине заболевания COVID-19 после вакцинации;
- предоставление двух дополнительных оплачиваемых дней отпуска работникам, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в день и на следующий день после ввода вакцины.
На протяжении всего периода эпидемиологического неблагополучия на территории Ростовской области АО «АЭМ-технологии» вело планомерную полномасштабную работу по созданию условий для вакцинации персонала общества и его филиалов, разъяснению необходимости вакцинации в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, сохранения здорового и трудоспособного трудового коллектива, о чем свидетельствуют приказы №201-П от 15.06.2021 «Об организации работы по проведению вакцинации работников и членов их семей и мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в АО «АЭМ-технологии» с 01.07.2021», №214-П от 25.06.2021 «О вакцинации работников АО «АЭМ-технологии» и его филиалов «Атоммаш» в г. Волгодонск и «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводск, приказ Филиала от 21.07.2021 №ВФ/162-П «Об усилении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск», приказ АО «АЭМ-технологии» от 03.08.2021 №272-П «Об усилении мер по защите персонала и недопущению распространения COVID-19 в АО «АЭМ-технологии» и его филиалов «Атоммаш» в г. Волгодонск и «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводск».
С работниками Филиала, устойчиво отказывающимися от прохождения вакцинации, в Филиале велась и ведется адресная разъяснительная работа с привлечением профактива Первичной профсоюзной организации «Атоммаш» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, главного врача и терапевта заводской медико-санитарной части, что зафиксировано в протоколах собраний от 01.11.2021, 03.11.2021, 08.11.2021, 09.11.2021, 10.11.2021, 11.11.2021, 15.11.2021, 17.11.2021, 18.11.2021, 19.11.2021, 25.11.2021.
Филиал заинтересован в сохранении рабочих мест за отстраняемыми работниками, поскольку они являются высококвалифицированными кадрами, по трудоустройству которых работодатель ведет полномасштабную кампанию на рынке труда с участием кадровых агентств и использованием затратных финансовых инструментов по привлечению персонала.
Ранее отстраненные работники, представившие подтверждающие документы о прохождении вакцинации, допускаются к работе в день обращения.
Истец, как работник предприятия в сфере промышленности (производства), был обязан сделать прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поэтому действия работодателя – Филиала АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск по отстранению его от работы, как лица, не выполнившего возложенную на него специальным Федеральным законом № 157-ФЗ обязанность, и по изданию оспариваемых локальных нормативных актов в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными, трудовые права работника не нарушены.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч.2 ст.21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статьей 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Согласно ст.234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.10 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В ст.11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В ст.29 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п.1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона (п.3).
Статья 35 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 предусматривает, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999 при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.2ст.50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп.6 п.2 ст.51).
Из Письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ, Разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (направлены Письмом Минтруда России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой короновирусной инфекции, внесенной к календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательным для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
01.07.2021 заместителем Главного государственного санитарного врача по Ростовской области принято постановление №4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан» (далее - Постановление №4 от 01.07.2021).
Согласно положениям пп.1.1 п.1 Постановления №4 от 01.07.2021 (в ред. от 08.10.2021) в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 № 32115), постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим группам граждан, подлежащих обязательной вакцинации (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания), работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере промышленности (производства).
Руководителям организаций и учреждений всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, перечисленным в п. 1 настоящего постановления - организовать до 04.11.2021 проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более 6 месяцев назад (пп.2.2 постановления №4 от 01.07.2021).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999. Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку, а равно не представлении документов, работодатель может издать приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты жизни и здоровья каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.02.2013 между истцом и ответчиком заключен трудовой договор №192, в соответствии с которым истец принят на работу в Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонске на должность токаря 5 разряда в Производство машиностроительных конструкций. На основании дополнительного соглашения от 01.02.2017 к Трудовому договору истец переведен в Отдел главного технолога Технической дирекции, на основании дополнительного соглашения от 01.09.2020 – на должность токаря 6 разряда в том же подразделении, на основании дополнительного соглашения от 01.02.2021 – в участок по инструментальному обеспечению и оснастке в той же должности.
АО Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» является промышленным предприятием. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основными направлениями деятельности АО Инжиниринговая компания «АЭМ - Технологии» является изготовление оборудования для атомной отрасли, тепловой энергетики, газо- и нефтехимии, поставка металлургической заготовки.
15.10.2021 работодателем издано распоряжение №ВФ/000002/25-Р «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Филиале АО «АЭМ- ехнологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск», которым работников Филиала АО «АЭМ- Технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск» работодатель обязал предоставить в срок до 20.10.2021: справку о медотводе от проведения вакцинации против «Соvid-19» с не истекшим сроком действия, или сертификат о вакцинации против «Соvid-19», или сертификат о перенесенном заболевании «Соvid-19», но не более 6 месяцев назад.
С указанным распоряжением истец был ознакомлен 15.10.2021, что подтверждается его подписью в листе ознакомления.
Дополнительно истцу было предложено представить подтверждающие вакцинацию/перенесенное заболевание/медицинский отвод документы.
С уведомлением от 15.10.2021 истец также был ознакомлен, что подтверждается его подписью в указанном документе.
29.10.2021 работодателем издан Приказ ВФ /246/П «Об обеспечении мер по защите персонала и недопущению распространения новой коронавирусной ннфекции в Филиале АО «АЭМ-Технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск о необходимости довести до сведения работников предприятия в срок до 01.11.2021 информацию об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции «Соvid-19» (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания- справка о медотводе от проведения вакцинации против «Соvid-19» с не истекшим сроком действия) в срок до 04.11.2021 первым компонентом или однокомпанентной вакциной, до 01.12.2021 вторым компонентом.
С указанным приказом истец был ознакомлен 01.11.2021, что подтверждается его подписью в листе ознакомления.
Ознакомившись с Приказом №ВФ/246-П от 29.10.2021 Сальников С.В. вакцинацию против (COVID-19), не прошел, справку о медотводе от проведения вакцинации против «Соvid-19» с не истекшим сроком действия, или сертификат о вакцинации против «Соvid-19», или сертификат о перенесенном заболевании «Соvid-19», но не более 6 месяцев назад, работодателю не представил, что является реализацией его права, установленного ч.1 ст.5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Дополнительно истцу вновь было предложено представить подтверждающие вакцинацию/перенесенное заболевание/медицинский отвод документы.
С уведомлением истец был ознакомлен 02.11.2021, что подтверждается его подписью в указанном документе.
Приказом №218-лс от 21.12.2021 истец отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непредставлением документального подтверждения прохождения вакцинации (сертификата о вакцинации против COVID-19 (QR- код) или сведений о перенесенном заболевании COVID-19 (сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (QR-код) с неистекшим сроком действия) при отсутствии документального подтверждения противопоказаний для вакцинации (справки о медицинском отводе от проведения вакцинации против COVID-19), с 22.12.2021 и до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения (предоставления запрошенных документов или до окончания периода эпидемиологического неблагополучия).
С приказом об отстранении истец ознакомлен 21.12.2021 (путем прочтения ему текста документа вслух), однако ознакомительную подпись в приказе проставить отказался, о чем 21.12.2021 комиссией из трех должностных лиц филиала составлен соответствующий акт.
Вышеуказанные локальные нормативные акты Филиала, а также уведомление для истца о необходимости представления запрашиваемых документов не могут расцениваться как принуждение к вакцинации, а служат способом разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.
Отказавшись от вакцинации, истец тем самым реализовал свое право, предусмотренное ч.1 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Из объяснений истца следует, что решение об отказе от вакцинации было принято им по личным причинам, в медицинское учреждение для проверки и подтверждения медицинских противопоказаний против вакцинации он не обращался.
Оценивая доводы истца о том, что выполняемая им работа в вышеупомянутый перечень работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 №825, не входит, суд приходит к выводу о том, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а, следовательно, учитывая что новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, то обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». С учетом изложенного отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В целом доводы истца основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приказ № 218-ЛС от 21.12.2021, а так же действия работодателя по отстранению истца от работы, являются законными, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа №218-ЛС от 21.12.2021 АО Инжиниринговая компания «АЭМ- Технологии» об отстранении истца от работы не имеется.
Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст.76 Трудового кодекса РФ, отстранение Сальникова С.В. от работы связано с его личным волеизъявлением в связи с отказом от обязательной вакцинации, и не предоставлением запрашиваемых документов, ответчик АО «АЭМ-Технологии» обоснованно с 22.12.2021 по 26.04.2022 не начислял и не выплачивал истцу заработную плату, в связи с чем требования истца в части возложения на ответчика обязанности произвести начисление и выплату средней заработной платы, за указанный период, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Сальникову С.В. в удовлетворении искового заявления к акционерному обществу «Инжиниринговая компания «АЭМ-Технологии» о восстановлении трудовых прав, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Волгодонского районного
суда Ростовской области Т.А. Сперанская
Решение в окончательной форме принято 05.05.2022.