Решение по делу № 8Г-29058/2024 [88-31160/2024] от 12.09.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-31160/2024

    № дела суда 1-й инстанции 2-3051/2023

УИД № 23RS006-01-2023-004422-20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар     26 ноября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лопаткиной Н.А.,

судей Гордеевой Ж.А., Руденко Ф.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования г. Армавир, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе представителя третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности ФИО5 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Армавир, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования мотивированы тем, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Его мать ФИО6 и отец ФИО7 были лишены родительских прав на основании решений суда. Оставшись без попечения родителей, истец помещался в различные социально-реабилитационные центры, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником Первомайского детского дома, затем поступил в ГОУ НПО ПУ-6 г Армавира (Армавирский индустриально-строительный техникум). Приговорами Армавирского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ был осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев, от 17 апреля 2013 года - к 9 годам лишения свободы, приговором Апшеронского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ - к 3 годам лишения свободы; освободился из мест лишения свободы 15 июля 2022 года. Истец не встал на учет до достижения возраста 23 лет, так как находился в местах лишения свободы. На его обращение в администрацию муниципального образования г. Армавир письмом от 27 февраля 2023 года разъяснено, что к заявлению о включении в список необходимо представить решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением. Считает, что имеет законное право на обеспечение жилым помещением, по категории дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены. Признано право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на обеспечение жилым помещением лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2024 года решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель третьего лица ФИО5 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истец не заявлял требований о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд вышел за пределы заявленных исковых требований. Судами надлежащим образом не рассмотрен вопрос об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о включении в Список.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, родители ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав: мать ФИО6 решением Армавирского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 - решением Сальского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Оставшись без попечения родителей, истец находился в социально-реабилитационных центрах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Первомайском детском доме обучался с СОШ <адрес>, в последующем выбыл в связи со вступлением приговора в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в последующем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> <данные изъяты>6 <адрес> (в настоящее время - <данные изъяты>).

Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ осужден Отрадненским районным судом Краснодарского края к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ осужден Курганинским районным судом Краснодарского края с учетом приговора Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2009 года 7 месяцам лишения свободы. Освобожден из воспитательной колонии ДД.ММ.ГГГГ.

Он же ДД.ММ.ГГГГ осужден Армавирским городским судом Краснодарского края на 1 год 5 месяцев 24 дня. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ осужден Армавирским городским судом <адрес> к 9 годам лишения. Находился под стражей с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ осужден Апшеронским районным судом <адрес> по совокупности приговоров и присоединения не отбытой части по приговору от ДД.ММ.ГГГГ к 3 годам лишения свободы. Начало срока - ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. Освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1, находясь в местах лишения свободы, предпринимал попытки реализовать свое право на включение в списки лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он имеет право на предоставление мер социальной поддержки.

Освободившись из мест лишения свободы, ФИО1 в январе 2023 года обратился с заявлением в администрацию с заявлением о включении его в список лиц, подлежащих обеспечении жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ в ответе на его обращение ФИО1 уведомлен об отказе во включении в Список в связи с отсутствием решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 7 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края № 707-жс от 2 мая 2023 года ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц., относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на дату подачи заявления о включении в список ФИО1 достиг возраста 23 лет, а также отсутствует, вступившее в законную силу решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением, а также копия документа соответствующей организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, содержащего сведения о правах на недвижимое имущество ФИО1

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», обоснованно исходил из того, что, несмотря на то обстоятельство, что ФИО1 обратился с заявлением о включении в список по достижении им 23 летнего возраста, он подлежал включению в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку имелось бездействие органов опеки и попечительства по своевременной постановке на учет в список лиц, имеющих льготы при предоставлении жилых помещений.

Суд признал, что срок для обращения с заявлением в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет пропущен ФИО1 по уважительным причинам, что является юридически значимым обстоятельством для признании права истца на обеспечение жилым помещением как лица, относившегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права установлено не было.

Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Аналогичные по содержанию нормы права содержатся в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым закреплено, что решение о предоставлении гражданам жилых помещений относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Главным распорядителем денежных средств, для приобретения жилья указанной категории граждан, является Министерство труда и социального развития края, финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на Министерство финансов края.

Действующим законодательством предусмотрен заявительный характер обеспечения жилыми помещениями и возможность реализации мер государственной поддержки по получению жилья закреплена за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившим о своем намерении воспользоваться указанными мерами до 23 лет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, согласно пункту 3 которых лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными письмом от 23 июня 2020 года № ДГ-1812/07, по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.

Вместе с тем, в случаях, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, защита?жилищных прав лиц, относящихся к данной категории, осуществляется в судебном порядке.

Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.

Аналогичные положения отражены в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года.

Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принято во внимание, что ФИО1 впервые был осужден в возрасте до 18 лет, по достижении 18 лет (11 сентября 2012 года) с 22 ноября 2012 года находился под стражей, в период достижения возраста 23 лет отбывал наказание, освободился из мест лишения свободы 15 июля 2022 года. При этом нахождение в местах лишения свободы препятствовало его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет на предоставление жилого помещения как лицу, относившемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истец не был своевременно обеспечен жилым помещением по причине бездействия и не исполнения требований в период осуществления специализированными органами функций опеки и попечительства. В частности суды установили, что органами опеки и попечительства в нарушении положений пункта 3 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ устранились от контроля за реализацией прав несовершеннолетнего истца в части обеспечения его жилым помещением, не предприняли своевременных мер по включению его в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Федеральный законодатель, определяя основания и условия включения лиц указанной категории в список для обеспечения жилым помещением возложил контроль за реализацией прав этой категории граждан на органы опеки и попечительства, а обязанность формирования списков на органы исполнительной власти.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 июля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 4 декабря 2024 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

8Г-29058/2024 [88-31160/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Хворост Денис Вячеславович
Ответчики
Министерство труда и соц развития
Администрация МО г.Армавир
Другие
Управление по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
26.11.2024Судебное заседание
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее