Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года <адрес>
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре ЛВН.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВВН к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений, возложении обязанности установить группу инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
ВВН обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по РА" Минтруда России), бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по РА», ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании решений об отказе в установлении инвалидности, установлении инвалидности, мотивируя заявленные требования тем, что Бюро МСЭ № необъективно установило о выявлении стойких незначительных нарушений нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стадодинамических) функций, оценив в 20%, в соответствии с п.15.1.4.1 количественной оценки стойких расстройств функций организма человека, которые не приводят в настоящее время к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требует мер социальной поддержки, включая реабилитацию и не является основанием для установления группы инвалидности. Считает, что решение бюро МСЭ и последующие решения в порядке обжалования являются неверными, так как из свидетельства о болезни №-П, выданного ДД.ММ.ГГГГ «ЗЦВКГ им ПВН» МО РФ, следует, что в результате тяжелого увечья, полученного в период прохождения срочной военной службы по призыву, у него установлен консолидирующийся компрессионно-оскольчатый перлом тел и дужек первого поясничного и пятого крестцового позвонков со смещением отломков (то есть повреждение двух и более тел) и функция позвоночника нарушена по факту перелома и выполненного металлоспиндилодеза.
В судебном заседании истец не принимал участия при надлежащем извещении.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» СВН направила в суд письменные возражения на исковые требования, в которых просила отказать полностью в удовлетворении требований истца, поскольку оценка состояния организма ВВН исходя из установленного основного заболевания: <данные изъяты>; произведена по результатам медицинских, медико-экспертных документов, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. У ВВН установлено нарушение здоровья с I ( незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящее к ограничению жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, что не является основанием для установления группы инвалидности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к вводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Из материалов дела в суде установлено, что ВВН,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании его письменного заявления, освидетельствован заочно ДД.ММ.ГГГГ бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России смешанного профиля с целью определения группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Основное заболевание: код МКБ10:Т91.1 посттравматический остеохондроз поясничного отдела позвоночника, III период ( травма позвоночника от ДД.ММ.ГГГГ: компрессионно- оскольчатый перелом тела и дужек 1 поясничного и 5 крестцового позвонков со смещением отломков с незначительным нарушением функции, транспендикуляторная фиксация Th22-L2 позвонков от ДД.ММ.ГГГГ, интерламинарная декомпрессия первого поясничного корешка слева. Консолидированный компрессионный перелом L1 II степени). Хроническое прогредиентное течение. Стойкий синдром люмболгии. Стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением ( статодинамических) функций.
В результате проведенной экспертно-реабилитационной диагностики, выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, оцененные в 20%, в соответствии с п.15.1.4.1. количественной оценки стойких расстройств функций организма человека, которые не приводят в настоящее время к ограничению основных категорий жизнедеятельности гражданина, включая реабилитацию и не являются основанием для установления инвалидности, согласно Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
В порядке обжалования ВВН решения первичного бюро, он освидетельствован заочно составом Главного бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ, по результатам освидетельствования решение первичного бюро оставлено без изменений.
ВВН воспользовался правом на обжалование в ФГБУ «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России.
По результатам заочного освидетельствования экспертным составом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ установлено :
Основное заболевание: <данные изъяты>.
Сопутствующее заболевание : <данные изъяты>.
Заключение о видах и степени стойких расстройств функций организма: незначительные нарушения сенсорных функций (10%), незначительное нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением ( статодинамических) функций (20%), суммарная оценка степени нарушения функций организма :20% (незначительные).
В результате изучения медицинских, медико-экспертных документов, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализов клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России установлено, что у ВВН имеется нарушение здоровья с I ( незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящее к ограничению жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, что не является основанием для установления группы инвалидности, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н ( п.15.1.4.1 Приложения 1-20;). Решение экспертного состава главного бюро по результатам освидетельствования не изменено.
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (далее - Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлены условия признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты населения.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, при этом инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. п. 7, 9 Правил).
При проведении медико-социальной экспертизы для определения группы инвалидности специалисты медико-социальной экспертизы руководствуются, помимо вышеприведенных Правил, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 585н.
Диагноз указанный в свидетельстве о болезни №-П от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Минобороны России : консолидирующийся компрессионно-оскольчатый перелом (ДД.ММ.ГГГГ) тел и дужек первого поясничного и пятого крестцового позвонков со смещением отломков и незначительным нарушением функций позвоночника после операции : (ДД.ММ.ГГГГ): транспедикулярной фиксации двенадцатого грудного-строго поясничных позвонков, интерламинарной декомпрессии первого поясничного корешка слева. Близорукость обоих глаз. - указан в оспариваемых истцом решениях учреждений МСЭ.
Наличие у ВВН заболеваний, подтвержденных медицинской документацией, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для установления истцу группы инвалидности, поскольку основанием для установления лицу инвалидности является не наличие у него определенного заболевания, а совокупность всех взаимосвязанных последствий заболевания и степень их выраженности, нарушения здоровья, расстройства функций организма (стойкости), которые свидетельствуют об ограничении жизнедеятельности этого лица, в способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, что в данном случае не установлено.
Оснований для установления ВВН инвалидности по имеющимся нарушениям здоровья, указанным в медицинских документах, представленным для производства медико-социальной экспертизы, не имелось.
Таким образом, установив, что медико-социальная экспертиза проводилась неоднократно, противоречий в выводах экспертов не имеется, при производстве медико-социальных экспертиз ответчиками нарушений законодательства не допущено, организация МСЭ и ее проведение выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оснований для распределения судебных расходов истца у суда не имеется.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ВВН к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении группы инвалидности; решения экспертного состава главного бюро от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения решения Бюро№, обязании установить группу инвалидности, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об оставлении без изменения решения Главного бюро МСЭ по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ