№ 33-169/2024
УИД 36RS0004-01-2022-007542-28
Строка 2.082 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2024 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей Анисимовой Л.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Побокиной М.Д.,
с участием прокурора Сергеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Анисимовой Л.В.,
гражданское дело №2-2186/2023 по исковому заявлению Данилова Андрея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации
по апелляционной жалобе Данилова Андрея Владимировича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25 мая 2023 г.
(судья районного суда Клочкова Е.В.),
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с указанным иском к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 февраля 2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на надлежащего ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области и гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является инвалидом с детства, имеет вторую группу инвалидности бессрочно.
Согласно программе реабилитации инвалида истец нуждается бессрочно в технических средствах реабилитации, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, в числе которых протез голени модульный, в том числе при недоразвитии.
11 февраля 2022 г. между Даниловым А.В. и ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН» был заключен договор №П-7 на оказание протезно-ортопедической помощи.
Согласно пункту 1 договора исполнитель принимает на себя обязательство изготовить по индивидуальному заказу протез голени модульный (изделие), а заказчик берет на себя обязательство оплатить стоимость изделия в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 договора общая стоимость изделия, поставляемого в соответствии с настоящим договором, составляет 890 000 рублей без НДС. Оплата производится при получении протезно-ортопедического изделия.
В соответствии со Спецификацией №, являющейся приложением № к договору №П-7 от 11 февраля 2022 г. на оказание протезно-ортопедической помощи, Данилову А.В. было изготовлено изделие - протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, с функциональными характеристиками согласно заключению.
Согласно акту приема-передачи протезно-ортопедических изделий № от 23 марта 2022 г. ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН» сдал, а Данилов А.В. получил протез голени модульный.
Стоимость изделия в размере 890 000 рублей была оплачена Даниловым А.В. за счет собственных средств в полном объеме, что подтверждается товарным чеком №1 от 23 марта 2022 г. и кассовым чеком от 23 марта 2022 г.
25 марта 2022 г. истцом было подано заявление в Фонд социального страхования о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
22 апреля 2022 г. ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ было принято решение № предоставить Данилову А.В. государственную услугу по выплате компенсации расходов за самостоятельно приобретенный протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, в размере 280592 рубля 03 копейки. С размером компенсации истец не согласен, в связи с чем, обратился в суд.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 25 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований Данилова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в размере 609407 рублей 97 копеек отказано (л.д. 143-152).
В апелляционной жалобе Данилов А.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований
В обоснование доводов жалобы указано, что в рамках предоставления государственной услуги по предоставлению средства реабилитации истец обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области и ФКУ ГБ МСЭ по Воронежской области за разъяснениями о том, какой протез приобрести, его стоимости и компенсации в случае приобретения протеза за собственный счет. Истцу было разъяснено, что в протезе голени модульном может отличаться устройство голеностопного сустава, были приведены два примера государственного контракта, от 25 октября 2021 г., закупка протеза по которому осуществлялась по цене 280 592 рубля 03 копейки в Воронежской области; государственного контракта от 20 декабря 2021 г., закупка протеза по которому осуществлялась по цене 890000 рублей в Калужской области. Это одинаковые по наименованию, но различные по функциональным качествам протезы. Протез, приобретенный истцом и протез, приобретенный по госконтракту в Воронежской области, это совершенно разные по функциональным характеристикам и цене протезы. Протез, приобретенный по контракту в Калужской области, является идентичным протезу, который приобрел истец. Порядком компенсации расходов предусмотрено, что в случае если в субъекте не производилось таких закупок, то необходимо использовать цену, указанную в контракте, заключенном в другом субъекте в пределах округа. Ответчик необоснованно применил для компенсации расходов цену, указанную в контракте на приобретение совершенно иного по функциональным характеристикам и цене протеза. Истец считает, что тем самым нарушено его право на получение государственной услуги по предоставлению средства реабилитации (л.д. 156-163).
В судебное заседание явились истец Данилов А.В., его представитель адвокат по ордеру Рашидбегов М.Г., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области Миневич А.А.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В суде апелляционной инстанции истец Данилов А.В., его представитель адвокат по ордеру Рашидбегов М.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда и удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области Миневич А.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, заключение прокурора Сергеевой О.А., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Данилов А.В. является инвалидом с детства, имеет вторую группу инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/2019, разработанной и выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области», с 12 декабря 2019 г. инвалиду Данилову А.В. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в числе которых указано: с 12 декабря 2019 г. бессрочно (8-07-09) протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, 1 шт. Исполнителем данного рекомендованного реабилитационного мероприятия является ГУ – Воронежское РО ФСС РФ ( л.д. 12-25).
Указаний на какие-либо характеристики протеза в индивидуальной программе реабилитации Данилова А.В. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
11 февраля 2022 г. между Даниловым А.В. (заказчик) и ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН» (исполнитель) был заключен договор №П-7 на оказание протезно-ортопедической помощи (л.д. 27-29).
Согласно пункту 1 указанного договора исполнитель принимает на себя обязательства изготовить по индивидуальному заказу протез голени модульный (изделие), а заказчик берет на себя обязательства оплатить стоимость изделия в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 указанного договора общая стоимость изделия, поставляемого в соответствии с настоящим договором, составляет 890 000 рублей, без НДС. Оплата производится при получении протезно-ортопедического изделия.
В соответствии со Спецификацией №, являющейся приложением № к договору №П-7 от 11 февраля 2022 г. на оказание протезно-ортопедической помощи, определены технические характеристики изделия 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии: протез голени с силиконовым чехлом на среднюю культю, модульный. Формообразующая часть косметической облицовки полиуретановая полужесткая эластичная. Косметическое покрытие облицовки чулки ортопедические перлоновые. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза). Материал индивидуальной постоянной гильзы литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол, гильза карбоновая. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелевые. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида. Стопа углепластиковая гидравлическая (с гидравлическим голеностопным шарниром) с регулировкой фаз сопротивления в голеностопном шарнире, для пациентов высокого уровня активности. Тип протеза любой, по назначению (л.д. 29).
Согласно акту приема-передачи протезно-ортопедических изделий № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН» сдал, а Данилов А.В. получил протез голени модульный (1 шт.) (л.д. 31).
Стоимость изделия в размере 890 000 рублей была оплачена Даниловым А.В. самостоятельно за счет собственных средств в полном объеме, что подтверждается товарным чеком № от ДД.ММ.ГГГГ и кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Фонд социального страхования о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проинформировало Данилова А.В. о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации расходов за самостоятельно приобретенный протез голени модульный, в том числе при недоразвитии в размере 280 592 рубля 03 копейки (л.д. 32).
20 мая 2022 г. истцу была перечислена компенсация в размере 280592 рубля 03 копейки, что подтверждается справкой по операции от 18 июля 2022 г. (л.д. 33).
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», суд первой инстанции исходил из того, что размер компенсации, подлежащей выплате истцу за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, должен определяться, исходя из стоимости аналогичного средства, приобретенного ответчиком на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, который являлся последним заключенным и исполненным контрактом на дату подачи истцом заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а поскольку по этому контракту ответчиком была выплачена сумма в размере 280592 рубля 03 копейки, то оснований для компенсации стоимости протеза сверх этой суммы не имеется.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В силу части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
К числу технических средств реабилитации отнесены протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) ( часть 2 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, одним из способов обеспечения инвалидов техническими средствами и изделиями является предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пунктом 3.1 названных Правил предусмотрено в целях информирования инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил, и предельной стоимости технического средства (изделия) и услуги по его ремонту в случае их оплаты с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил, предоставление информации о технических средствах и изделиях, рекомендуемых в программе реабилитации (заключении), посредством электронного каталога технических средств (изделий).
Функции по формированию и ведению каталога осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации посредством размещения сведений о технических средствах (изделиях), предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, а также об организациях, предоставляющих указанные технические средства (изделия), в том числе с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3(2) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации каталог включает следующие сведения:
код технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия);
наименование технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия);
показатели, характеризующие техническое средство (изделие), услугу по ремонту технического средства (изделия) (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства (изделия) и единица их измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения);
основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации;
справочная информация (сведения о местах продажи технического средства (изделия) и (или) оказания услуги по ремонту технического средства (изделия) (при наличии);
размер компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил;
предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, предусмотренная частью 3 статьи 7 Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата»;
информация из перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 631 «О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В силу пункта 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года № 605н утвержден Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы.
Согласно пункту 2 указанного Порядка медико-техническая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Для осуществления медико-технической экспертизы уполномоченным органом создается экспертная комиссия, в состав которой входит не менее пяти человек, включая председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии (пункт 4 Порядка).
На основании пункта 15 Порядка при принятии решения о соответствии приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) комиссия руководствуется следующими критериями:
1) выполнение (невыполнение) техническим средством (изделием) функций по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ветерана) в сравнении с аналогичным техническим средством (изделием), предоставляемым уполномоченным органом в порядке, определенном Правилами;
2) соответствие (несоответствие) технического средства (изделия) функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, установленным (указанным) производителем (поставщиком) в рамках государственного контракта на поставку аналогичного технического средства (изделия), заключенного с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам отбора уполномоченным органом в соответствии с Правилами;
3) соответствие (несоответствие) приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) виду технического средства (изделия), предусмотренному классификацией технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 86н.
Решения комиссии о соответствии (несоответствии) приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) в течение двух рабочих дней после проведения экспертной оценки оформляются протоколом.
На основании данного протокола уполномоченным органом готовится заключение медико-технической экспертизы по форме, предусмотренной приложением № 2, в 2 экземплярах, один из которых выдается инвалиду (ветерану) (далее - заключение), в котором делается вывод о соответствии (несоответствии) приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям) с указанием причин принятия такого решения (пункт 17 Порядка).
Из приведенных положений следует, что в случае приобретения инвалидом соответствующего технического средства (изделия) за собственный счет, он имеет право на выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства (изделия) устанавливается на основании утвержденной классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств, которую проводит уполномоченный орган.
В ходе проведения медико-технической экспертизы устанавливается в первую очередь, выполняет ли приобретенное инвалидом за свой счет техническое средство (изделием) функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в сравнении с аналогичным техническим средством (изделием), предоставляемым в порядке, определенном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Также устанавливается соответствие либо несоответствие технического средства (изделия) функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, установленным (указанным) производителем (поставщиком) в рамках заключенного с ним государственного контракта на поставку аналогичного технического средства (изделия).
Как следует из материалов дела, ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что на основании поданного истцом заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ответчиком проводилась медико-техническая экспертиза на предмет соответствия приобретенного истцом протеза критериям, указанным в пункте 15 вышеприведенного Порядка осуществления медико-технической экспертизы.
Однако, в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось, что приобретенный истцом протез голени соответствует разработанной для него индивидуальной программе реабилитации.
В индивидуальной программе реабилитации истца установлена его нуждаемость в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии (8-07-09) бессрочно 1 шт.
11 февраля 2022 г. Даниловым А.В. было получено заключение медико-технической комиссии на оказание протезно-ортопедической помощи ООО «Научно-технический инновационный центр «ОРИОН», согласно которому ему был рекомендован протез голени модульный со следующими функциональными характеристиками: протез голени с силиконовым чехлом на среднюю культю, модульный; формообразующая часть косметической облицовки полиуретановая полужесткая эластичная; косметическое покрытие облицовки чулки ортопедические перлоновые; приемная гильза индивидуальная – одна пробная гильза; материал индивидуальной постоянной гильзы литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол, гильза карбоновая; в качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелевые; стопа углепластиковая гидравлическая – с гидравлическим голеностопным шарниром, с регулировкой фаз сопротивления в голеностопном шарнире, для пациентов высокого уровня активности, тип протеза любой, по назначению (л.д. 26).
Даниловым А.В. было приобретено техническое средство реабилитации «протез голени модульном, в том числе при недоразвитии» с номером 8-07-09 за 890000 руб. с указанными выше характеристиками.
Принимая решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный 8-07-09, ответчик определил размер данной компенсации на основании государственного контракта от 25 октября 2021 г. № 02311000002210002390001/251 (реестровый номер 1366601691521000303), заключенного между региональным отделением Фонда и «Воронежским филиалом» ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме 28 декабря 2021 г., в котором стоимость технического средства реабилитации «протез голени модульный, в том числе при недоразвитии» с номером 8-07-09 определена в размере 280592 рубля 03 копейки.
Информация об исполненном контракте размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (https:.zakupki.gov.ru) в реестре контрактов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного вышеназванной классификацией.
Согласно пункта 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р, утвержденной приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. № 86н, раздел 8-07 «Протезы нижних конечностей» включает в себя позицию – 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии.
Между тем, техническое средство реабилитации «протез голени модульный, в том числе при недоразвитии» с номером 8-07-09 стоимостью 280592 рубля 03 копейки, указанное в государственном контракте от 25 октября 2021 г. № 02311000002210002390001/251, не соответствует по характеристикам, относящимся к протезу голени модульному, в том числе при недоразвитии с номером 8-07-09, приобретенному истцом самостоятельно.
Приобретенный истцом протез голени предназначен для пациентов высокого уровня активности, имеет углепластиковую стопу гидравлическую с регулировкой фаз сопротивления в голеностопном шарнире, что следует из заключения медико-технической комиссии на оказание протезно-ортопедической помощи ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН».
Таким образом, поскольку истцом самостоятельно приобретено техническое средство реабилитации, рекомендованное индивидуальной программой реабилитации, соответствующее номеру вида технического средства реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н, имеющее функциональные характеристики, определенные актом медико-технической комиссии на оказание протезно-ортопедической помощи ООО «Научно-технический инновационный центр ОРИОН» от 11 февраля 2022 г. в целях получения должного эффекта от реабилитации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение о░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 753 ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 890000 ░░░. (░.░. 43-59).
░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 753 ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ 8-07-09 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░.░. 57).
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ www.zakupki.gov.ru,
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – 8-07-09 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 753 ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░. №753, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ – 890 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 280 592 ░░░░░ 03 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 609407 ░░░░░░ 97 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: 890000 - 280592,03 = 609407,97.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 327.1, ░░░░░░░░ 328 – 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3664007552, ░░░░ 1023601547177, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 1994 ░.) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 609407 ░░░░░░ 97 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2024 ░.