Решение по делу № 2а-2955/2021 от 17.09.2021

дело № 2а-2955/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

с участием помощника прокурора Оренбургского района Сатыбалдиновой Д.Ф.,

представителя административного истца Бадашевой А.Г., представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169 Борисовой О.В., представителей территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Шумилиной Н.В., Антоновой Н.В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Оренбургской области Трофимова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1160 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о проведении голосования вне помещения для голосования, признании недействительными избирательных бюллетеней,

УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ИО ООО ПП «КПРФ») обратилось в суд с административным иском к окружной избирательной комиссии № 15 Оренбургской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169, указав, что 17 сентября 2021 года при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательное Собрание Оренбургской области административные ответчики приняли решение о проведении голосования избирателей вне помещения для голосования.

Выезд группы членов избирательной комиссии в организацию был осуществлён в организацию Оренбургский газоперерабатывающий завод по адресу: <адрес>. Избиратели, включённые в реестр для голосования вне помещения для голосования, осуществили своё волеизъявление в указанной организации. Решение административного ответчика о проведении голосования избирателей вне помещения для голосования противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который предусматривает два вида голосования избирателей: голосование в помещении для голосования и голосование вне помещения для голосования (голосование по месту жительства, голосование по месту временного пребывания гражданина). Таким образом, законодательство не позволяет проводить голосование избирателей в производственных помещениях, поскольку они не могут быть отнесены к месту жительства или временного пребывания граждан.

При голосовании на производственном предприятии не была обеспечена тайна голосования, поскольку отсутствовали специально оборудованные кабины для голосования. Свободное волеизъявление избирателей в данном случае исключается.

Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика о проведении голосования вне помещения для голосования в организации – Оренбургском газоперерабатывающем заводе; признать недействительными итоги голосования вне помещения для голосования, проведённого в Оренбургском газоперерабатывающем заводе при выезде с избирательного участка № 1169 как не соответствующие положениям законодательства о выборах.

18.09.2021 года ИО ООО ПП «КПРФ» обратилось в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1160 (далее УИК 1169, УИК 1160), указав, что 17 сентября 2021 года при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательное Собрание Оренбургской области административные ответчики приняли решение о проведении голосования избирателей вне помещения для голосования.

Выезд группы членов УИК 1169, УИК 1160 в организацию был осуществлён в организацию Оренбургский газоперерабатывающий завод по адресу: <адрес>

Избиратели, включённые в реестр для голосования вне помещения для голосования, осуществили своё волеизъявление в указанной организации. Решение административного ответчика о проведении голосования избирателей вне помещения для голосования противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который предусматривает два вида голосования избирателей: голосование в помещении для голосования и голосование вне помещения для голосования (голосование по месту жительства, голосование по месту временного пребывания гражданина). Таким образом, законодательство не позволяет проводить голосование избирателей в производственных помещениях, поскольку они не могут быть отнесены к месту жительства или временного пребывания граждан.

При голосовании на производственном предприятии не была обеспечена тайна голосования, поскольку отсутствовали специально оборудованные кабины для голосования. Свободное волеизъявление избирателей в данном случае исключается.

В ходе голосования допущены массовые нарушения законодательства о выборах, повлекшие за собой нарушение прав граждан, которые могут повлиять на волеизъявление избирателей. Административным ответчиком не принято мер по недопущению указанных нарушений. При голосовании территориальными и участковыми избирательными комиссиями в массовом порядке приняты в качестве действительных заявлений, заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования по месту нахождения на работе. Такие заявления принимались, в том числе, в бумажном виде как заполненные бланки с собственноручными подписями граждан и проставленными на них датами их подачи в избирательные комиссии. Заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования моги быть поданы не ранее 9 сентября 2021 года. Однако, при голосовании участковыми избирательными комиссиями повсеместно допускаются до голосования вне помещения для голосования избиратели, представившие заявления, датированные ранее 9 сентября 2021 года. Указанные заявления должны быть признаны недействительными.

Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика о проведении голосования вне помещения для голосования в организации – Оренбургском газоперерабатывающем заводе; признать недействительными избирательные бюллетени, полученные при голосовании вне помещения для голосования, проведенного с избирательных участков 1160, 1169 как не соответствующие положениям законодательства о выборах; признать недействительными заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования, поданные ранее 9 сентября 2021 года, как не соответствующие положениям законодательства о выборах.

В ходе рассмотрения дела административный истец исковые требования уточнил, окончательно просил суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика о проведении голосования вне помещения для голосования в организации – Оренбургском газоперерабатывающем заводе; признать недействительными избирательные бюллетени, полученные при голосовании вне помещения для голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года вне помещения для голосования, проведенного с избирательных участков 1160, 1169 как не соответствующие положениям законодательства о выборах; признать недействительными заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования, поданные ранее 9 сентября 2021 года, как не соответствующие положениям законодательства о выборах; признать недействительными итоги голосования на избирательных участках №1160, 1169, произвести пересчет избирательных бюллетеней, полученных в течении дней голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и обязать ответчиков утвердить новые итоги голосования на основании произведенного пересчета.

Определением Оренбургского районного суда от 24 сентября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ИО ООО ПП «КПРФ» к окружной избирательной комиссии № 15 Оренбургской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1160 объединены в одно производство.

Определением Оренбургского районного суда от 01 октября 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ИО ООО ПП «КПРФ» к окружной избирательной комиссии № 15 Оренбургской области прекращено в связи с отказом от иска.

Представитель административного истца Бадашева А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169 Борисова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Представители заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Шумилина Н.В., Антонова Н.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Оренбургской области Трофимов Д.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1160 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя административного истца Бадашевой А.Г., представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169 Борисовой О.В., представителей заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Шумилиной Н.В., Антоновой Н.В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Оренбургской области Трофимова Д.Ю., заключение помощника прокурора Оренбургского района Сатыбалдиновой Д.Ф., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 названного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

При этом, согласно пункту 1.3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящей статьи.

Указанное согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, т.е. законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Судом установлено, что 17, 18, 19 сентября 2021 года были проведены выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательное Собрание Оренбургской области.

УИК № 1160 было организовано голосование вне помещения для голосования на территории предприятия с непрерывным циклом работы – Оренбургского газоперерабатывающего завода филиала ООО «Газпром переработка» по фактическому расположению организации: <адрес> Указанное предприятие входит в границу избирательного участка № 1160.

Голосование вне помещения для голосования проведено УИК № 1160 на основании письменного заявления исполняющего обязанности директора завода Лысикова Д.К. от 10.09.2021 года, направленного председателю УИК № 1160.

В заявлении указано, что с целью обеспечения избирательных прав работников филиала Оренбургский газоперерабатывающий завод ООО «Газпром переработка» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и Законодательное Собрание Оренбургской области седьмого созыва, назначенных на 19.09.2021 года, учитывая меры профилактики рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанный с ними пропускной режим на предприятии, а также сменный график работы (непрерывный цикл производства), не позволяющий прибыть в помещение для голосования, заявитель просил организовать 17, 18 и 19 сентября 2021 года голосование вне помещения для голосования на территории филиала Оренбургский газоперерабатывающий завод филиала ООО «Газпром переработка» в помещениях, расположенных в зданиях транспортного цеха (цех №6), ремонтно-механического цеха № 7 заводоуправления, операторных I, II и III очередей завода, по адресу: п<адрес>, для работников филиала Оренбургский газоперерабатывающий завод филиала ООО «Газпром переработка» в количестве 1431 человек. Учитывая, что предприятие является закрытым объектом, относящимся к средней категории (потенциальная опасность) на основании Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», запрещено нахождение на объекте без проведения инструктажей, спец одежды и без согласованного предварительного письма на допуск, а также в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) просит предоставить список лиц, имеющих сертификат вакцинации (COVID-19), организующих голосование вне помещения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и Законодательное Собрание Оренбургской области седьмого созыва на территории предприятия для подготовки пропуска.

УИК № 1169 было организовано голосование вне помещения для голосования на территории предприятия с непрерывным циклом работы – Газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург». Данное предприятие расположено в селе Дедуровка Оренбургского района и входит в границу избирательного участка № 1169.

Голосование вне помещения для голосования проведено УИК № 1169 на основании письменного заявления начальника Газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» ФИО9 от 10.09.2021 года, направленного председателю УИК № 1169.

В заявлении указано, что с целью обеспечения избирательных прав работников газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и Законодательное Собрание Оренбургской области седьмого созыва, назначенных на 19.09.2021 года, учитывая меры профилактики рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанный с ними пропускной режим на предприятии, а также сменный график работы (непрерывный цикл производства), не позволяющий прибыть в помещение для голосования, заявитель просил организовать 17, 18 и 19 сентября 2021 года голосование на территории газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» в помещении, расположенном в здании инженерно-лабораторного корпуса (<адрес>), для работников газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» согласно прилагаемому списку. Учитывая, что предприятие является закрытым объектом, относящимся к средней категории (потенциальная опасность) на основании Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», запрещено нахождение на объекте без проведения инструктажей, спец одежды и без согласованного предварительного письма на допуск. Для оформления допуска на ГПУ, а также в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) просит предоставить список лиц, имеющих сертификат вакцинации (COVID-19), организующих голосование вне помещения избирательной комиссии №1169 при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и Законодательное Собрание Оренбургской области седьмого созыва.

Административный истец считает, что решение УИК № 1160 и УИК № 1169 о проведении голосования вне помещения для голосования противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Право на голосование вне помещения для голосования закреплено в статье 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 66 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, для организации голосования вне помещения для голосования.

В силу пункта 15 статьи 66 Закона организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

В соответствии с Постановлением ЦИК России от 08.08.2018 года N 174/1414-7 (ред. от 17.07.2019) «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации» к отдельным категориям избирателей отнесены: избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы.

Пунктом 6.1 Постановления ЦИК России от 08.08.2018 года N 174/1414-7 предусмотрено, что голосование на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, организуется в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона.

Согласно пункту 1.5 Постановления ЦИК России от 08.08.2018 года N 174/1414-7 под предприятиями с непрерывным циклом работы понимаются промышленные предприятия с непрерывным производственным циклом, где производственный процесс нельзя прерывать по экономическим, технологическим причинам либо по вопросам безопасности.

Пунктами 1.3, 1.4 Постановления ЦИК РФ от 1 июля 2021г. N13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» предусмотрено, что голосование 17, 18 и 19 сентября 2021 года проводится с использованием следующих форм голосования (далее - основные формы голосования): 1) голосование в помещении для голосования (далее - голосование в помещении); 2) голосование вне помещения для голосования (далее - голосование на дому). Голосование 17 и 18 сентября 2021 года проводится также с использованием дополнительной возможности голосования - голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (далее - дополнительная форма голосования).

Избирательные участки и адреса (описания мест) проведения такого голосования определяются по согласованию с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации территориальными избирательными комиссиями не позднее 10 сентября 2021 года во взаимодействии с органами местного самоуправления. В этот же срок решения территориальных избирательных комиссий вместе с материалами (документами), подтверждающими обоснованность их принятия, направляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При принятии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации указанного решения о согласовании должны учитываться рекомендации ЦИК России по данному вопросу.

Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021г. N7/51-8"О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва", устанавливает возможность для любого избирателя, в том числе работающего на предприятии с непрерывным циклом и на предприятиях, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), определить удобное для себя место голосования, в том числе и рядом с местом его работы. Таким образом, для указанной категории избирателей организовать голосование, кроме как в месте их временного пребывания невозможно ввиду того, что перечисленные обстоятельства являются причиной, по которой они вынуждены находиться на предприятии, в связи с чем не могут проголосовать в помещении для голосования. В УИК № 1160 и УИК № 1169 поступили письменные заявления от исполняющего обязанности директора филиала Оренбургский газоперерабатывающий завод ООО «Газпром переработка» ФИО8 от 10.09.2021 года и начальника Газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» ФИО9 от 10.09.2021 года с просьбой организовать голосование вне помещения для голосования для сотрудников предприятия с непрерывным циклом работы.

Административным истцом не предоставлено достоверных и допустимых доказательств нарушения установленного порядка проведения выездного голосования.

Голосование работников филиала Оренбургского газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка» и Газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» вне помещения для голосования на избирательных участках № 1160 и №1169 с учетом итогов голосования не привели к искажению действительной воли избирателей.

Доводы административного истца о том, что голосование вне помещения для голосования может осуществляться только в двух местах – голосование по месту жительства и голосование по месту временного пребывания являются ошибочными.

Результаты выборов определены избирательной комиссией путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления этих протоколов.

Как следует из содержания административного иска, конкретные данные протокола о результатах выборов и сводной таблицы об итогах голосования административным истцом не оспариваются.

Доказательств того, что имели место массовые нарушения законодательства о выборах, что была нарушена тайна голосования при голосовании вне помещения для голосования, административным истцом не представлено.

Как пояснила представитель УИК № 1169 Борисова О.В., бюллетени заполнялись избирателями на территории газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» в специально оборудованном месте, где не допускалось присутствие иных лиц.

В период проведения голосования вне помещения для голосования на территории предприятий с непрерывным циклом работы газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург» и Оренбургского газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка», жалоб от избирателей на нарушение тайны волеизъявления граждан и на организацию голосования вне помещения не поступало.

Пункт 12 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что в первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.

Материалы дела не содержат сведений о том, что указанный порядок подсчета бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, не был соблюден.

Каких-либо документальных данных, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства при подсчете голосов избирателей, когда эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, административным истцом представлено не было.

Административный истец просит признать недействительными заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования, поданные ранее 9 сентября 2021 года.

Согласно постановлению ЦИК РФ от 25 мая 2021г. N7/51-8, заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созывав соответствии с Порядком вправе подать избиратели, которые будут находиться в день (дни)*голосования вне места своего жительства.

Заявление может быть подано избирателем лично в пункт приема заявлений, а именно: в любую УИК на территории Российской Федерации, за исключением УИК, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, и на полярных станциях, - не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (при наличии соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченным МФЦ - не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

Заявление может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" не ранее чем за 45 дней и не позднее 24.00 по московскому времени за 3 дня до дня (первого дня) голосования.

Соглашением о взаимодействии может быть предусмотрено, что при подаче заявления через МФЦ избиратель вправе подать заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования в порядке, установленном статьей 83 Федерального закона, если выбранный им избирательный участок по месту нахождения находится в зоне обслуживания указанного МФЦ. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд избиратель может указать желательную дату посещения его членами УИК с правом решающего голоса для проведения голосования. Заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования передаются в соответствующие УИК не позднее чем за два дня до дня (первого дня) голосования.

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что истец просит признать недействительными заявления избирателей о голосовании вне помещения для голосования, поданные ранее 9 сентября 2021 года, имея ввиду заявления, которые поданы избирателями в день голосования.

Судом обозревались оригиналы заявлений избирателей, поданных в день голосований от 17, 18 и 19 сентября 2021 года в УИК 1169, также обозревалась часть заявлений поданных в УИК 1160. Заявлений избирателей ранее дат 17, 18 и 19 сентября 2021 года, не обнаружено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений подачи заявлений в УИК 1160, УИК 1169 административным истцом не представлено. Доводы представителя административного истца о том, что представителей КПРФ не допустили в качестве наблюдателей на территории предприятий, ничем не подтверждены. Как следует из пояснений представителя УИК № 1169 Борисовой О.В., участок № 1169 открылся 17.09.2021 года в 08:00 часов, однако в 07:30 часов все на участке присутствовали. Когда представитель КПРФ ФИО10 узнал, что состоится выездное голосование, то началась перепалка, он не пускал представителей УИК № 1169 выехать для проведения голосования вне помещения для голосования. Однако, представители УИК № 1169 действовали по регламенту, объявив что состоится выездное голосование на территории газопромыслового управления ООО «Газпром добыча Оренбург», желающим было предложено поехать на место голосования, но представитель КПРФ ФИО10 пожелал остаться непосредственно на участке 1169. ФИО11 член ТИК с правом совещательного голоса приехал 17.09.2021 года в УИК № 1169 в 08:30 утра, когда представители УИК № 1169 уже выехали на территорию предприятия. От КПРФ в УИК № 1169 не поступало заявлений ни 17, ни 18, ни 19 сентября 2021 года о том, что представители желают выехать на предприятие. Этот вопрос можно было урегулировать при наличие заявлений. Судом не установлен тот факт того, что представители административного истца непосредственно явились на предприятие, но их не пустили в качестве наблюдателей. Однозначно пояснить на какое именно предприятие пытались попасть представители КПРФ, представитель административного истца не смог. Показания свидетелей ФИО11, ФИО12 судом не принимаются в качестве допустимого и относимого доказательства заявленных требований, поскольку не содержат сведений о фактах, свидетельствующих о таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей. Как следует из пояснений представителя административного истца, при подсчете голосов в УИК № 1169, в УИК № 1160 никаких нарушений не обнаружено.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Нарушений прав административного ответчика не установлено. Какие-либо существенные нарушения избирательного процесса, которые могли повлиять на результаты выборов, при этом надлежащих доказательств, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, либо привели к искажению их воли и воспрепятствовали действительному отражению в итогах голосования, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения «Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1169, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1160 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о проведении голосования вне помещения для голосования, признании недействительными избирательных бюллетеней – отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья Е.Н. Ерш

Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021 года.

2а-2955/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области
Избирательное объединение "Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
Ответчики
Участковая избирательная комиссия № 1160
Окружная избирательная комиссия № 15 Оренбургской области
Участковая избирательная комиссия № 1169
Другие
Территориальная избирательная комиссия Оренбургского района
Избирательная комиссия Оренбургской области
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Ерш Е.Н.
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация административного искового заявления
17.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
01.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее