Судья Санжаровская Н.Ю. дело №12-282/2019
(№5-286/2019)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев 13 ноября 2019 года в г.Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобы должностных лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми на постановление судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 7 октября 2019 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 7 октября 2019 года предусмотренном частью 2 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Частное охранное предприятие «Гранит-С»,
установил:
инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Управление Росгвардии по Республике Коми) К 1 августа 2019 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ЧОП «Гранит-С» за то, что последним в период времени с 22 июля 2019 года по 30 июля 2019 года в нарушение требований, установленных пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», осуществлялось хранение четырех единиц служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом: ... и двух единиц травматического огнестрельного оружия: ..., – а также патронов калибра 9*17к в количестве 80 штук и патронов калибра 45 rub в количестве 40 штук в комнате хранения оружия по адресу: <Адрес обезличен>, – на основании разрешения РХИ <Номер обезличен> от 27 августа 2018 года, срок действия которого истек 22 июля 2019 года. При этом ООО «ЧОП «Гранит-С» в нарушение пункта 67 приказа МВД России от 12 апреля 1999 года №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» мер к продлению срока действия указанного разрешения в установленный законом срок не приняло. Действия ООО «Частное охранное предприятие «Гранит-С» квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и сопутствующие его рассмотрению материалы переданы на рассмотрение судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 7 октября 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Частное охранное предприятие «Гранит-С» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не соглашаясь с постановленным судебным актом по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, представителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Л., занимающим должность начальника правового отдела обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действующим на основании доверенности, 21 октября 2019 года подана жалоба, поступившая в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми 23 октября 2019 года.
Из материалов дела также следует, что 29 октября 2019 года в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми поступила жалоба на постановление Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 7 октября 2019 года, подписанная начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми Б
Изучив представленные материалы и жалобы должностных лиц Управления Росгвардии по Республике Коми, прихожу к следующим выводам.
Статья 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции РФ прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции РФ), на судебную защиту (статья 46 Конституции РФ), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123Конституции РФ) - и находится во взаимосвязи с ними.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений и решений.
Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» к должностным лицам, перечисленным в части 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее).
В силу положений пункта 103 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми.
Приказом Росгвардии от 14 ноября 2018 года №498 утвержден Перечень должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный перечень, являющийся исчерпывающим, не содержит указание на наличие рассматриваемых полномочий у начальника правового отдела обеспечения управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми.
На основании изложенного жалоба на постановление судьи, поступившая в суд 23 октября 2019 года и подписанная представителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми Л, действующим на основании доверенности, подана лицом, не уполномоченным на совершение данного процессуального действия.
С учетом изложенного, настоящая жалоба не может быть рассмотрена в порядке, предусмотренном статьями 30.3 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, производство по ней подлежит прекращению.
Оценивая жалобу, подписанную начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми Б прихожу к выводу, что последняя подана лицом, обладающим правом обжаловать состоявшееся по делу об административном правонарушении судебное постановление, между тем, оснований для ее рассмотрения по существу также не нахожу в виду подачи жалобы с пропуском установленного процессуального срока.
Так, в соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации само по себе установление десятидневного срока на обжалование постановления обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений в сфере исполнительного производства; такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях), в связи с чем, указанные законоположения, допускающие возможность возвращения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае пропуска срока обжалования данного постановления без ее рассмотрения по существу, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя (определение от 20 ноября 2014 года №2628-О).
Из приведенных выше процессуальных норм следует, что после истечения установленного законодателем 10-суточного срока обжалования жалоба на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении в порядке статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в районный (городской) суд подана быть не может и, следовательно, жалоба не может быть рассмотрена по существу, и лишь в случае, если лицом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока, именно такое ходатайство подлежит рассмотрению судьей, правомочным рассматривать жалобу, и только в случае восстановления судьей данного пропущенного срока обжалования сама жалоба на постановление может быть рассмотрена по существу.
Из материалов дела следует, что копия оспариваемого постановления судьи получена представителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми 15 октября 2019 года, следовательно, последним днем срока для подачи жалобы являлось 25 октября 2019 года.
Жалоба на постановление, подписанная начальником отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми, хотя и подписана уполномоченным на то должностным лицом применительно приведенному выше Приказу Росгвардии от 14 ноября 2018 года №498, однако была сдана в отделение почтовой связи 28 октября 2019 года, и поступила в суд 29 октября 2019 года, а равно за установленным для совершения рассматриваемого процессуального действия процессуальным сроком. При этом, ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы должностным лицом не заявлено.
Таким образом, в отсутствие ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении жалоба должностного лица административного органа подлежала возвращению судьей Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми с указанием на пропуск срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, производство по жалобам должностных лиц административного органа подлежит прекращению, жалобы - возврату лицам, их подавшим.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
жалобу начальника правового отдела обеспечения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Лобанова Эдуарда Николаевича и жалобу начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми Б на постановление судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Частное охранное предприятие «Гранит-С», возвратить лицам, их подавшим, без рассмотрения, производство по жалобам прекратить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми.
Судья Д.А. Колесникова