Решение по делу № 2а-302/2020 от 01.04.2020

Дело № 2а-302/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ленинск                                                     02 июня 2020 года

Ленинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,

при секретаре Перевозниковой Р.А.,

с участием представителя административного истца О.О.А.ФИО6, действующего по доверенности,

представителя административного ответчика Администрации городского поселения город Ленинск Волгоградской области – ФИО3, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску О.О.А. к Администрации городского поселения <адрес> о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

установил:

    О.О.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского поселения <адрес> о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

Требования административного истца мотивированы тем, что между ней и Администрацией Ленинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты>., с кадастровым . Данный участок был предоставлен из категории земель – земли населенных пунктов, для целей, не связанных со строительством. Разрешенное использование земельного участка – для парковки автомобилей перед зданиями, строениями, сооружениями делового, культурного, общественного, бытового назначения вместимостью не более 50 автомобилей (машиномест). О.О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка сроком на 5 лет, для парковки автомобилей. Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения <адрес> фактически ответила отказом, указывая в письме, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им.Пушкина, 16 «д», площадью 319 кв.м., с кадастровым , с учетом поступления финансового обеспечения указанных мероприятий, подлежит отнесению к территории, где необходимы мероприятия, обеспечивающие поддержание существующего благоустройства. Однако в соответствии с данными ЕГРН вид разрешенного использования указанного земельного участка – для размещения и эксплуатации иных объектов транспорта. В данном случае единственно возможным видом благоустройства может быть асфальтовое покрытие надлежащего качества.

О.О.А. просит признать незаконными действия Администрации городского поселения <адрес>, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> д, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец О.О.А. не явилась, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца О.О.А.ФИО6 заявленное требование поддержал полностью, суду показал, что в 2015 году между О.О.А. и Администрацией Ленинского муниципального района <адрес> был заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, ул. им. Пушкина, 16 «д», площадью 319 кв.м., для парковки автомобилей вместимостью не более 50 автомобилей (машиномест). Договор был заключен на 3 года и закончил свое действие. ДД.ММ.ГГГГ О.О.А. обратилась к главе городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка сроком на 5 лет, для парковки автомобилей. Спорный участок представляет собой территорию, прилегающую к территории универсальной ярмарки, на которой возможна только парковка автомобилей. О.О.А. не просто предлагала предоставить ей этот участок в аренду, она предлагала провести торги на право заключения договора аренды. Однако своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения <адрес> фактически ответила отказом, мотивируя тем, что этот участок будет включен в муниципальную программу по благоустройству, при поступлении финансирования мероприятий по благоустройству. Представитель административного истца О.О.А.ФИО6 просит признать незаконными действия Администрации городского поселения <адрес>, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

Иных требований стороной истца не заявлено.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского поселения <адрес>ФИО4 заявленное требование не признала ввиду его необоснованности, в иске просит отказать, представила суду письменный отзыв, в котором изложено следующее. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского муниципального района <адрес> и О.О.А. был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Д, с кадастровым номером <данные изъяты>. По окончании срока действия договора ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <адрес> в адрес О.О.А. было направлено соответствующее уведомление. С момента окончания срока действия договора и по настоящее время О.О.А. земельным участком не пользовалась, плату не вносила. В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Территория земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, является территорией общего пользования, которая необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. В соответствии с Паспортом приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2017 год, приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов», Устава городского поселения <адрес>, администрацией городского поселения <адрес> утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы муниципального образования городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>». Одним из приоритетных направлений развития муниципального образования является повышение уровня благоустройства, создание безопасных и комфортных условий для проживания жителей муниципального образования. Так, администрацией городского поселения <адрес> при финансовом обеспечении мероприятий территория земельного участка с кадастровым номером 34:15:080401:889 подлежит отнесению к территории, где необходимо провести мероприятия, обеспечивающие поддержание существующего благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ в газете <адрес> «Знамя» организатором опроса населения – администрацией Ленинского муниципального района в рамках программы «Комфортная городская среда» было размещено извещение о проведении опроса по благоустройству центральной части <адрес>, где одной из предлагаемых территорий указана территория ул. им.Ленина (от здания по ул. им.Ленина, 205 (ГКУ "Центр социальной защиты населения по <адрес>" до здания бывшего автовокзала), что подтверждается скриншотом страницы по адресу https://simpoll.ru/results/survey/138419 и приложением. В данную территорию попадает земельный участок кадастровым номером 34:15:080401:889. Кроме этого, постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ территория по ул. им. Пушкина городского поселения <адрес>, куда также вошел вышеуказанный земельный участок, отнесена к территориям, подлежащим включению в муниципальную программу «Формирование современной городской среды» в перечень общественных территорий, на которых планируются мероприятия по благоустройству в 2018-2024гг. Согласно пункту 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Анализ положений названной нормы в совокупности с правилами пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодеса РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке. Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа (п. 1 ст. 262 ГК РФ). В соответствии со подп. 18 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Администрация городского поселения <адрес> не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского муниципального района <адрес> и О.О.А., на основании постановления администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Д, с кадастровым номером <данные изъяты>. Участок предоставлен в аренду на срок 3 года, из категории земель – земли населенных пунктов, для целей, не связанных со строительством. Разрешенное использование земельного участка – для парковки автомобилей перед зданиями, строениями, сооружениями делового, культурного, общественного, бытового назначения вместимостью не более 50 автомобилей (машиномест). Данный земельный участок был передан О.О.А. по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды указанного земельного участка не продлевался, что сторонами не оспаривается. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <адрес> в адрес О.О.А. направлено извещение об окончании срока действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением подписать акт возврата арендуемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ О.О.А. обратилась к главе городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка сроком на 5 лет, для парковки автомобилей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес О.О.А. администрацией городского поселения <адрес> направлено сообщение (письмо) , в котором указано, что в рамках исполнения мероприятий по реализации муниципальной программы «Благоустройство муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> 2018-2020 гг.», целью которой является улучшение состояние благоустройства территории городского поселения <адрес>, обеспечивающее комфортное, благоприятное проживание в городе с удобной инфраструктурой с благоустроенными местами прогулок и отдыха граждан, поддержания баланса земельных насаждений (деревьев, кустарников), а также оформление цветников и клумб – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им.Пушкина, 16 «д», площадью 319 кв.м., с кадастровым , с учетом поступления финансового обеспечения указанных мероприятий, подлежит отнесению к территории, где необходимы мероприятия, обеспечивающие поддержание существующего благоустройства.

В соответствии со ст. 607 Гражданского Кодекса РФ земельные участки относятся к объектам аренды.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка в аренду предоставляются на основании договора аренды.

Согласно п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В силу ст. 621 Гражданского Кодекса РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Однако в этом случае арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

Доказательств уведомления арендодателя о желании продлить договор аренды, в срок до окончания действия договора аренды , то есть до ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом не представлено.

Таким образом, согласно ст. 46 Земельного кодекса РФ, аренда спорного земельного участка прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> принято постановление об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы муниципального образования городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>», составлен паспорт муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> принято постановление «О включении территории общего пользования в муниципальную программу», в соответствии с которым территория общего пользования по ул. <адрес>.п.<адрес>, площадью 1700 кв.м, указанная в приложении № 1 к постановлению, отнесена к территориям, подлежащим, подлежащим включению в муниципальную программу «Формирование современной городской среды». Согласно приложению № 1 к данному постановлению, спорный земельный участок площадью 319 кв.м. входит в состав территории общего пользования общей площадью 1700 кв.м.

Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского Кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право находиться свободно, без каких-либо разрешений и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В данном случае арендодатель (собственник спорного земельного участка) – администрация городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> свободна в заключении договора, каких-либо оснований для возложения на этого арендодателя обязанности к заключению договора аренды земельного участка площадью 319 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты> судом не установлено.

Доводы представителя административного истца о том, что предоставление в аренду спорного земельного участка возможно путем проведения торгов, суд признает несостоятельными, поскольку в силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного Кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Оценивая представленные сторонами доказательства, в их совокупности и во взаимной связи, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено достаточных доказательств, указывающих на возникновение обстоятельств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска О.О.А. к Администрации городского поселения <адрес> о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 06 июня 2020 года.

Судья В.С.Тельбухов

Копия верна. Судья:

2а-302/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Острикова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация городского поселения, г.Ленинск
Другие
Трофимов Павел Александрович
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Тельбухов В.С.
Дело на сайте суда
lenin.vol.sudrf.ru
02.04.2020Регистрация административного искового заявления
02.04.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее