Дело № 2а-4354/2021
24RS0046-01-2019-006777-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 год г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Прохоровой Л.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС по <адрес> к Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что административный ответчик, являясь собственником жилых домов по <адрес>, обязан уплачивать налог на имущество, однако в добровольном порядке налог не уплатил, в связи с чем по заявлению ИФНС по <адрес> мировым судьей судебного участка № в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании имущественных налогов, который отменен по заявлению должника ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ИФНС по <адрес> ФИО3, действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что в административном иске ошибочно указано, что ответчик является собственником двух жилых домов, поскольку согласно сведениям, переданным налоговому органу из регистрирующих органов, Н. является собственником жилого дома по адресу <адрес>. и объекта незавершенного строительства по адресу <адрес>. Иных доказательств наличия прав на указанное имущество у ответчика не имеется. Плательщику было направлено уведомление и требование об уплате налога за 2017, однако налог уплачен не был в связи с чем выдан судебный приказ, который отменен по заявлению должника. Просит удовлетворить административные исковые требования и взыскать с Н. налог на имущество физических лиц за 2017 и пени за несвоевременную уплату налога.
Административный ответчик Н. в судебное заседание не явился, извещен о времени месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика Т., действующий на основании соответствующей доверенности, административные исковые требования не признал в судебном заседании, пояснил, что Н. не является собственником жилого дома по адресу <адрес> и объекта незавершенного строительства по адресу <адрес>, в связи с чем не обязан уплачивать налог на имущество за 2017. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям об имуществе налогоплательщика - физического лица, поступившим в инспекцию, за административным ответчиком Н. на праве собственности зарегистрировано следующее недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.; объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. (том №) аналогичные данные содержаться в личном кабинете налогоплательщика.
Указанные данные послужили основанием для направления в адрес Н. налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплаты за 2017 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц – объект незавершенного строительства по адресу <адрес> инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> рубля и жилой дом по адресу <адрес> инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>, всего на налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>; направления требования №.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика суммы задолженности по налогам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика относительно его исполнения. Административный истец обратился в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ.
Однако при рассмотрении дела судом установлено, что Н. является собственником земельных участков по адресам <адрес> и <адрес>, его право собственности зарегистрировано в установленном порядке и подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН (л.д. №
Доказательств принадлежности на праве собственности Н. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> административным истцом суду не представлено, при рассмотрении дела обстоятельств регистрации в установленном порядке указанных объектов и принадлежности их на праве собственности административному истцу не установлено.
Согласно уведомлениям Росреестра и ответу на судебный запрос из Красноярского центра технической инвентаризации и кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН и в соответствии с данными ГУ «КГЦТИ и ОЗСС» сведений о принадлежности на праве собственности Н. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> и объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> не содержится.
В обоснование заявленных требований истцом суду представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Н. купил один жилой одноэтажный бревенчатый <адрес> общей площадью 17,2 кв.м, находящийся в <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., копию технического паспорта на строение по указанному адресу, из которого следует, что дом снесен и на его месте осуществлено строительство иного объекта без получения надлежащего разрешения, и акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудником инспекции в присутствии понятых согласно которому проведен осмотр адреса: <адрес>, по результатам которого установлено, что по данному адресу находится нежилое 2-х этажное незавершенное сооружение (здание), признаков проживания людей в здании нет, крыша сооружения находится в полуразрушенном состоянии.
Однако указанные документы не могут быть приняты в качестве доказательств наличия у административного ответчика права собственности на спорные объекты недвижимого имущества в 2017 году и возникновения у него обязанности осуществлять налоговые платежи за них, поскольку наличие на принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участках каких-либо объектов имущества, признаваемых в соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения, само по себе, в отсутствие права на указанные объекты, не свидетельствует о том, что в отношении указанных объектов собственник земельного участка, на котором они расположены, является плательщиком налога на имущество физических лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ИФНС по <адрес> к Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ИФНС по <адрес> к Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н
Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2021.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.