Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 сентября 2024 г.
Буйнакский районный суд РД в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД о признании незаконным отказ заключить договор аренды и обязать заключить договор аренды в пределах оставшегося срока договора субаренды,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о признании отказ в заключении договора аренды на земельный участок общей площадью 601 302 кв.м с кадастровым номером № незаконным, обязании заключить с ним договор в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды на указанный земельный участок.
Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и КФХ «Курбан» в лице ФИО2 заключен договор аренды земельного участка. Согласно п.1.1 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ администрация предоставила КФХ «Курбан» в лице ФИО2 в аренду земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 7084828,18 кв.м сроком на 49 лет. ДД.ММ.ГГГГ право аренды зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается записью о регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и арендатором - КФХ «Курбан» заключен договор субаренды части земельного участка общей площадью 601302 кв.м из земельного участка с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, местность Чачлыбий.
ДД.ММ.ГГГГ право на часть земельного участка под учетным номером № зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем имеется запись о регистрации №. В марте 2023 г. истцу стало известно о том, что договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и КФХ «Курбан» в лице ФИО2 расторгнут по обоюдному согласию. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о заключении с ним договора аренды на ранее арендованный участок. Ответчик отказал в ее заключении, ссылаясь на то, что не видит основания для предоставления данного земельного участка в аренду.
Истец и его представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представитель истца представил суду справку о болезни истца, а сам просил рассмотреть дело без их участие и удовлетворить иск в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, просивших отказать в удовлетворении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, резервирование земель, установление правил землепользования и застройки поселений, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.
Указанные нормы земельного законодательства не предусматривают обязанность главы муниципального образования предоставлять земельные участки, в том числе передавать в аренду из фонда муниципальных образований гражданам по их требованию. Решение этого вопроса в соответствии с интересами муниципального образования и проживающих на территории МО лиц является правом, а не обязанностью главы МО.
В силу вытекающего из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 19, 34 и 35 основополагающего принципа, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В гражданско-правовые отношения стороны вступают, руководствуясь принципом свободы договора.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена нормами ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Иное означало бы существенное искажение конституционно - правовой природы о возможности ограничения прав и свобод человека, гражданина и должностного лица федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, как это отражено в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В соответствии с ч.3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение всей землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Как видно из материалов дела, Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № главе КФХ «Курбан» ФИО2 продлен срок договора аренды земельного участка площадью 708,47 га, находящегося в его пользовании на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в целях ведения КФХ для пастьбы КРС и МРС.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР «<адрес>» и КФХ «Курбан» заключен договор аренды земельного участка № из земель колхоза им.А.<адрес>ю 7084828,18 кв.м. сроком на 49 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между КФХ «Курбан» и ФИО1 заключен договор субаренды части земельного участка общей площадью 601302 кв.м из земельного участка с кадастровым номером № сроком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на срок действия основного договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, договор субаренды прошел процедуру государственной регистрации №. Факт государственной регистрации также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных в материалы документов усматривается, что договор аренды между арендатором и администрацией был расторгнут по обоюдному согласию сторон, в связи с неоплатой арендной платы по договору. Кроме того, истцу отказано в заключении договора аренды земельного участка, поскольку из приложенных документов администрация села не видит оснований для предоставления данного земельного участка в аренду.
Судом установлено и подтверждаются материалами дела, что с момента заключения договора субаренды ФИО1 с КФХ «Курбан» к последнему никаких претензий либо замечаний в части используемых им по договору субаренды с чьей либо стороны не было по настоящее время.
Согласно п.7.3 договора субаренды в случае досрочного расторжения основного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанного в п.1.2 договора, действия настоящего договора не прекращается.
По утверждению истца, после расторжения договора аренды по соглашению сторон, ответчик на предложение заключить договор аренды с истцом (с субарендатором), договор не заключил.
В соответствии со ст. 10, 12 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п.1 ст. 618 ГК РФ если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
Таким образом, законодатель предусмотрел защиту прав добросовестного субарендатора в случае расторжения договора аренды путем заключения договора аренды непосредственно с арендодателем.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст.56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1 ст.67 ГПК РФ).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2 ст.67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст. 67 ГПК РФ).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 ГПК РФ).
Разрешая вопрос срока исковой давности, о применении которого просил в судебном заседании представитель ответчика, суд, руководствуясь ст. ст.196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в п. 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", приходит к выводу, что истцом срок на судебную защиту нарушенного права не пропущен, началом течения срока исковой давности является отказ ответчика заключить с ним договор аренды; на возникшие правоотношения не применяется трехмесячный срок, на который ссылался представитель ответчика.
Таким образом суд полагает требования истца об обязании ответчика понудить к заключению на оставшийся срок аренды договора аренды земельного участка общей площадью 601302 кв.м с кадастровым номером № подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО1 к администрации МО «<адрес>» удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО «<адрес>» заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка.
Обязать администрацию МО «<адрес>» заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка общей площадью 601302 кв.м из земельного участка с кадастровым номером № на оставшийся срок действия основного договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.С. Галимова