Дело № 2-261/2023
УИД 11RS0012-01-2023-000707-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
27 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Беляевой М.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы
установил:
Беляева М.Н. обратилась в суд к ОСФР по Республике Коми с иском об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы в <данные изъяты> с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017; в <данные изъяты> с 03.02.2017 по 16.02.2017; в <данные изъяты> с 10.01.2019 по 22.02.2019. Заявленные требования мотивированы тем, что обращалась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Ответчиком принято решение от 11.04.2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. При этом в стаж МКС истца не включены периоды участия в общественных работах. Не согласившись с решением ОСФР по республике Коми, Беляева М.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Беляева М.Н. на удовлетворении иска настаивает, указав, что в спорные периода состояла на учете в ЦЗН и получала пособие, при этом, её никто не предупредил, что участие в оплачиваемых общественных работах не входит в стаж МКС.
Представитель ответчика Марзоева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском Беляевой М.Н. не согласна по доводам, указанным в возражениях.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Беляевой М.Н., суд руководствуется следующим.
Материалами дела установлено, что 06 апреля 2023 года Беляева М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Коми от 11.04.2023 года №, ввиду недостаточности у Беляевой М.Н. требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Считая отказ ОСФР по Республике Коми в исключении из стажа МКС спорных периодов незаконным, последняя обратилась в суд с настоящим иском.
Документами, имеющимися в распоряжении ОСФР по Республике Коми, подтвержден следующий стаж работы истца: страховой стаж – 19 лет 2 месяца 10 дней; страховой стаж с учетом льготного исчисления – 22 года 11 месяцев 17 дней; стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) – 12 лет 09 месяцев 11 дней; ИПК – 48,826: возраст на дату обращения – 49 лет.
Оспаривая решение ответчика, Беляева М.Н. не согласна с отказом ответчика об исключении из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов участия в общественных работах: в <данные изъяты> с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017; в <данные изъяты> с 03.02.2017 по 16.02.2017; в <данные изъяты> с 10.01.2019 по 22.02.2019, указывая, что в эти периоды истец работала полный рабочий день, ей начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Рассматривая правовую позицию сторон, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (ред., действующей на момент обращения), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закона). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Закона).
На основании пп. 2 п. 1.2 ст. 32 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, с 01.04.1992 года Прилузский район Коми АССР отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В системе государственного пенсионного страхования Беляева М.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 10, 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, закрепляя в законодательстве правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействие различного рода факторов, а также выполнением такой работы в течение полного рабочего дня.
Согласно копий свидетельств о рождении, имеющихся в материалах пенсионного дела, Беляева М.Н. является матерью двоих детей.
Как следует из справки, выданной ГУ Республики Коми «ЦЗН Прилузского района» от 21.07.2023 №, Беляева М.Н. в периоды: с 03.03.2016 по 06.09.2016, с 24.11.2016 по 09.04.2017, с 04.05.2017 по 02.11.2017, с 25.10.2018 по 22.02.2019 стояла на регистрационном учете в качестве безработной.
В указанное время Беляева М.Н. имела периоды, засчитываемые в страховой стаж, а именно:
- периоды получения пособия по безработице: с 03.03.2016 по 10.03.2016, с 11.06.2016 по 22.07.2016, с 24.11.2016 по 28.02.2017, с 04.05.2017 по 02.11.2017, с 25.10.2018 по 24.02.2019;
- периоды участия в общественных работах: с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 03.02.2017 по 16.02.2017, с 17.05.2017 по 31.05.2017, с 11.07.2017 по 15.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017, с 10.01.2019 по 22.02.2019;
- приостановка выплаты пособия по безработице, в связи с неявкой на перерегистрацию без уважительных причин: с 11.03.2016 по 10.06.2016, с 23.07.2016 по 22.10.2016, с 01.03.2017 по 31.05.2017.
Из предоставленной суду информации следует, что Беляева М.Н. участвовала в оплачиваемых общественных работах: в <данные изъяты> с 03.02.2017 по 16.02.2017; в <данные изъяты> с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017; в <данные изъяты> с 10.01.2019 по 22.02.2019.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Согласно п. 6 ст. 31 Закона N 1032-1, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (пункт 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (пункт 2).
С лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (пункт 2).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (пункт 4).
Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (пункт 5).
В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона данная работа считается подходящей.
Таким образом общественные работы представляют собой вид деятельности являющийся лишь одной из мер социальной поддержки безработного и не свидетельствуют о трудоустройстве истца с учетом того обстоятельства, что указанная работа не была для нее подходящей.
При этом, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 указанного закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах.
Из анализа указанных правовых норм следует, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при определении права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, у суда не имеется оснований для включения в стаж МКС периодов получения пособия по безработице и участия в общественных работах: с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 03.02.2017 по 16.02.2017, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017, с 10.01.2019 по 22.02.2019, т.е. в удовлетворении иска об обязании включить в стаж МКС указанные периоды истцу надлежит отказать.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Беляевой М.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий